За последнее время количество автомобилей на дорогах Челябинска значительно увеличилось. Город заполонили новые десятые и двенадцатые модели Волжского автозавода. Блестящие, свежие иномарки, купленные в салоне, перестали быть чем-то невиданным и вызывать столбняк у окружающих. Но среди всей этой ярмарки тщеславия остались еще люди, считающие «Москвич» надежной и практичной отечественной автомашиной. Об испорченном имидже известной советской марки, о плюсах и минусах своей машины рассказывает владелец «Москвича» Михаил Стерехов.
-Почему именно такой выбор, Михаил? Почему «Москвич 2141»?
- Это не первая моя машина. До этого у меня были «Жигули» третьей модели, потом ВАЗовская пятерка. Теперь Москвич. Если сравнивать с предыдущими, думаю, эта машина лучше. У нее более широкая база, она более просторная, да и дорогу на скорости держит лучше. «Тройку» и «пятерку» при ста тридцати «водило», а «сорок первому» хоть бы что, к трассе как прилипает. Но категорично я бы не стал утверждать, что лучше. У одной модели лучше одно, у другой иное. Может, на «Москвиче» я ездил дольше, поэтому и привык.
- Это ваш первый «Москвич»? Во сколько он обошелся?
- Вообще-то у меня их два. Первая машина постарше, год выпуска 1991-й, а вторая посвежей - 93-го. Собственно, из них двух и пытаюсь собрать один автомобиль. А стоят машины этих годов в зависимости от износа от 30 до 40 тысяч рублей.
- Легко ли управлять такой машиной?
- В управлении она ничуть не хуже другого отечественного автомобиля. Тут дело в другом, просто у машины испорченный имидж. Если занимаешься бизнесом, такой автомобиль лучше не брать. На себе чувствовал, узнавая, что я приехал на «Москвиче», люди ко мне меняли отношение. Считали неудачником и человеком без денег.
- Ну а как ходовые качества машины, бензина много потребляет?
- Трогается с места машина быстро, приемистость у нее хорошая. По некоторым ямам могу проехать и не заметить, «Москвич» позволяет не обращать внимания на некоторые нюансы дорожного покрытия. Хорошо ведет себя на бездорожье. Можно съездить и на охоту, и на рыбалку. Даже бывало слетал с дороги в пахоту, но ничего, выбирался. А бензина расходуется в среднем где-то 10-12 литров на 100 километров, в зависимости от состояния двигателя.
- Что посоветуете новичкам, купившим «Москвич»? Как избежать поломок и по возможности улучшить автомобиль?
- Ну в первую очередь посоветую обратить внимание на шины. Лучше поставить полнопрофильные 185 на 70. Машина сразу будет лучше держаться на трассе, ее проходимость повысится. Это увеличит срок службы подвески в 1,5 раза. Если стоит контактное зажигание, лучше его заменить на бесконтактное. Трамблер тоже надо заменить на другой, с датчиком Холла. А то заедешь в лужу и тут же глохнешь. Эта беда у всех «Москвичей» - слишком низкое расположение трамблера. Вообще пределов в стремлении усовершенствовать этот автомобиль нет. Были бы деньги. Не зря его называют конструктором для взрослых.
- Как вы ремонтируете машину? Есть ли специализированные автосервисы?
- Как таковых специализированных автосервисов не осталось. Можно прийти на рынок, к мужикам, которые торгуют москвичевскими запчастями, и они посоветуют, где можно что сделать. В основном ремонт происходит в частных гаражах или боксах. Причем машину там могут действительно хорошо сделать.
- А в обычном сервисе машину отремонтируют?
- Может и сделают, но так, что уж лучше бы не делали. Знаю по собственному опыту. Поэтому советую, если какая-то поломка, ни в коем случае не обращаться в сервис. Такое иногда могут напортачить! Делал там один раз развал-схождение, так мне вывернули шаровую, сломали фиксирующий ее болт.
- Почему такой непрофессионализм в сервисах?
- «Сорок первые» уже лет 10 как сняты с производства. Если человек пришел работать в сервис, например, лет 9 назад, в этой машине он уже не ковырялся и понятия об ее устройстве не имеет. Мне повезло, я знаком с мастерами, которые еще в советское время работали на гарантийном обслуживании «Москвича».
- Какое отношение других водителей на дороге? Испытываете ли с их стороны снисхождение или пренебрежение?
- Обгоняют и подрезают, конечно, много. В основном молодежь. Хотят быть хозяевами дороги. Я не мешаю им самоутверждаться. Сам стараюсь ездить внимательнее, не превышать скоростной режим. Сейчас стало опаснее. Появились люди, делающие на авариях бизнес, так называемые «чиркачи». Могут спровоцировать ДТП, резко притормозив перед носом.
-Существует стиль вождения, отличающий водителей «Москвичей» от других автолюбителей?
- Конечно, существует. Преимущественно «Москвичами» владеют люди старой закалки. Они привыкли уважать правила дорожного движения, пешеходов и других автовладельцев. В нашей среде часто можно услышать такой упрек: «Так «Москвичи» не ездят».
- Есть клуб любителей «Москвичей»? Помогаете ли вы чем-нибудь друг другу?
- В Челябинске клуба нет. Но есть сайт в Интернете, где мы общаемся, делимся своими проблемами, советуем друг другу, как лучше и быстрее устранить поломку. Да и на дороге, если буду проезжать и увижу сломанный «Москвич», обязательно остановлюсь. В багажнике у меня полно запчастей, вдруг какая-нибудь человеку пригодится.
- Легко ли достать запчасти на такую машину?
- Запчасти достать можно, но они бывают разные. Дорогие, импортные - хорошего качества, а отечественные - подешевле и похуже. Конечно, если к машине хорошо относится, нужно брать получше.
- Неужели кто-то за границей делает запчасти для «Москвича»?
- Да, сейчас свободно можно купить немецкие рулевые тяги или шаровые. Что вы хотите, ведь наш автопром начинался с копирования западных автомобилей. «Сорок первый» очень похож на старую «Ауди». На наших дорогах можно встретить как «Москвичи» с германской начинкой, так и восьмидесятые «Ауди», укомплектованные заводом АЗЛК.
- Какие плюсы своей машины хотели бы отметить?
- Машина абсолютно не капризная и надежная. Я могу ездить, не трясясь над каждым винтиком, как владельцы дорогих иномарок. Был у меня такой случай. Впереди ехал самосвал груженый демонтированным асфальтом. Движение было плотное, справа, слева, сзади – везде машины. А у самосвала с борта свалился огромный кусок. Что делать? Пришлось по нему проехать. И ничего, балку слегка погнуло и все.
- Ну а как к вам относятся инспектора дорожного движения?
- Вы знаете, пожаловаться не могу. Нормально относятся, по-человечески. Иногда даже делают некоторые поблажки. Вот недавно останавливали, а у меня техталон просрочен. Давным-давно надо было техосмотр проходить. Вообще за это положен штраф. Но меня так отпустили.
- Боитесь ли угона? Где держите свой автомобиль? Есть ли сигнализация?
- Сигнализации нет. Угона тоже не боюсь. Автомобиль для угонщиков не ходовой. В «Москвич» 91 года выпуска уже залазили, но не нашли что взять. После этого я его даже иногда закрывать забываю. Но на второй, 93 года, что получше, наверное, со временем установлю музыку и сигнализацию. А оставляю машины на стоянке, что поближе к дому.
- Какую максимальную скорость Вы развивали?
- Предел скорости у меня был 160 километров в час. Но это было один раз, захотелось попробовать, сколько можно выжать из машины. Мне кажется, после разгона в 100 километров машина подобна пуле. И любая непредвиденная ситуация может привести к смерти. Так что езжу спокойно.
- На каком автомобиле хотели бы ездить, если бы был выбор?
- Всех нас, владельцев «Москвичей», объединяет одно, по крайней мере тех, кого лично знаю - мы хотим ездить на иномарках. Думаю глупо из ложного патриотизма отказываться от комфорта. У меня есть приятель, купивший новую десятку, даже он в будущем собирается покупать «БМВ». Все зависит от возможностей. Я в скором времени хочу купить «Святогор».
- Как считаете, есть будущее у завода АЗЛК?
- Завод работать будет, но «Москвичи» производить навряд ли. Думаю, перейдут на отверточную сборку какой либо европейской марки, скорее всего «Рено». Пытались в «Москвич-Святогор» засунуть французский мотор. Но в итоге оказалось, что продав такую машину, окупить можно только мотор. Так что выпуск таких автомобилей прекратился. А «сорок первых» становится все меньше и меньше. В этом году три машины отправились на свалку.
- Есть ощущение, что ездите на музейном экспонате?
- Нет, такого ощущения нет. Мои автомобили не такие уж старые. И серийно они производились в больших количествах. А раритетными считаются те, что производились малыми партиями. Один такой «Москвич» есть у нас в Челябинске. Ну а создать музей очень хотелось бы. Я бы назвал его «музей развала и падения отечественного автопрома». Чтобы люди ходили и видели, как из-за нерадивых руководителей, привыкших к жирным дотациям государства, умерли такие известные автомобильные марки как «Москвич», «ЗАЗ», «ЛУАЗ», «ИЖ». Думаю, ВАЗ вступления в ВТО тоже не переживет.