В конце прошлой недели глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф заявил о готовящейся отмене пошлин на ввоз в Россию комплектующих деталей для последующего производства иномарок. Вчера проект по снижению этих пошлин с действующих в 10-15% до 0-3% был отправлен на рассмотрение правительства.
Снижение пошлин на автокомплектующие приведет к сокращению издержек автосборочных предприятий, а следовательно, и к снижению себестоимости автомобиля. По мнению разработчиков документа, это позволит привлечь в Россию новые иностранные автоконцерны, которые пока занимают выжидательные позиции в отношении российского рынка.
В России уже работают шесть иностранных автопроизводителей. Ford Motor Company комплектует Focus на заводе во Всеволожске. Совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» собирает Chevrolet Niva и Chevrolet Viva, а на таганрогском заводе выпускаются Hyundai Accent и Sonata. На калининградском «Автоторе» организована сборка нескольких моделей Kia, а также BMW и Hummer. «Иж-Авто» производит лицензионные Kia Spectra, а московский «Автофрамос» наладил отверточную сборку Renault Symbol, а к концу лета 2005 года проанонсировал выпуск с конвейера революционно недорогой иномарки Renault Logan. В конце следующего года внедорожники на УАЗе начнет собирать южнокорейская SsangYong.
Если проект будет принят правительством, это нанесет большой урон российскому автопрому. Объединение автопроизводителей России уже выступило с критикой планов снижения пошлин. Оптимизация цен на иномарки, которые собраны из комплектующих, импортированных в Россию, приведет к снижению потребительского спроса на отечественные автомобили.
«Сейчас отечественные автомобили еще находят своего покупателя, – говорит заместитель директора автосалона «Челябинскволга» Михаил Лазаренко. – Есть достаточно определенный круг людей, для которых большую роль при покупке машины играет ее стоимость. Если же собранные в России иномарки еще подешевеют, то мы точно потеряем некоторых своих потенциальных клиентов. И наши объемы продаж снизятся».
Неоднозначно к инициативе Министерства экономического развития и торговли относятся и в автосалонах, торгующих иномарками, собранными в России.
«Мы торгуем автомобилями иностранного производства, – говорит директор ООО «Планета-Авто» Андрей Кольцук, – и, с одной стороны, снижение пошлин на комплектующие может увеличить количество проданных нами автомобилей российской сборки. С другой стороны, в этом проекте говорится о повышении пошлин на ввозимые из-за рубежа автомобили. А это может сказаться на качестве российской сборки. Например, Ford четко следит за качеством сборки во Всеволожске. Как будут отслеживать качество другие иностранные производители, я не знаю».
Пока ясно одно: практически вся автомобильная промышленность России в будущем будет переориентирована на выпуск автомобилей иностранного производства. А машин таких отечественных марок, как «ВАЗ», «Волга», «Иж» будет с каждым годом продаваться все меньше и меньше.