Из 600 тысяч километров российских автомобильных дорог 480 тысяч не соответствуют самым элементарным нормативным требованиям и нуждаются в срочном ремонте. Эти нерадостные для россиян данные прозвучали на совещании по вопросам транспортных коммуникаций. По данным Федерального дорожного агентства, финансирование дорожного хозяйства России за четыре последних года сократилось в три раза. В 2000 году выделялось 333 миллиарда рублей, а в 2005 году планируется выделить лишь 112 миллиардов. «Если сейчас финансирование не изменить коренным образом, – заявил глава агентства Олег Белозеров, – то доля автомобильных дорог, соответствующих требованиям безопасности, с нынешних 24% к 2010 году снизится до 5%».
По мнению специалистов, недофинансирование ремонтных работ в самое ближайшее время приведет к тому, что многие местные предприятия, балансирующие на грани разорения, окончательно обанкротятся. Дорожные хозяйства будут проданы, а созданные на их месте частные предприятия не станут работать без своевременной оплаты, а то и предоплаты. Слабое финансирование – следствие ликвидации территориальных дорожных фондов и отмены дорожного налога с юридических лиц. Именно две эти денежные составляющие формировали суммы, поступающие в регионы на строительство и ремонт дорог.
«В нашем регионе дорог строится и ремонтируется достаточно много, – говорит заместитель начальника управления дорожного строительства и благоустройства Челябинска Виктор Юрасов. – За один только 2004 год на эти цели потрачено свыше миллиарда рублей. Но если бы транспортный налог с юридических лиц не был бы отменен, то, возможно, дорог было бы больше. Например, начато строительство транспортной развязки на улице Черкасской и Свердловском тракте, но там очень большой объем работ. Запланировано строительство нескольких подземных пешеходных переходов на общую сумму в 300-400 миллионов рублей. Городским властям без помощи областной администрации такого финансирования не потянуть».
Помимо существующих в разработке находятся альтернативные источники финансирования. Например, рассматривается возможность денежного участия в ремонте и строительстве дорог страховых компаний. Ведь чем лучше будут дороги и реже будут случаться аварии, тем меньше денег придется выплачивать клиентам. Да и часть прибыли, полученной за полисы обязательного страхования автогражданской ответственности, страховщики могли бы потратить на благое дорожное дело.