Спрос на иномарки по-прежнему прогрессирует, и в первом квартале 2008 года продажи возросли на 54% относительно аналогичного периода 2007.
В конце прошлого года аналитики предсказывали снижение темпов роста, и на то были основания: постепенное насыщение рынка, опасения за стабильность экономики, усложнение требований к заемщикам. Однако пока картина вполне оптимистичная.
Многие компании, например Honda (12 место), продвинулись в рейтинге за существенное увеличения квот на популярные модели: к примеру, продажи Honda Civic выросли более чем в пять раз. Nissan (4) добился двукратного роста продаж не в последнюю очередь за счет новых моделей, в частности Qashqai, продажи которого почти догнали куда более дешевую Nissan Almera. Hyundai (2) также «прирос» почти в два раза, и причина кроется в резком повышении продаж Accent и Getz. Впрочем, есть один нюанс. «Спрос на модель Accent всегда был высок, однако результаты первого квартала прошлого года были не вполне удачными по причинам недостаточного предложения, поэтому нынешний прирост получился столь высоким, – сообщает коммерческий директор компании «Регинас» Сергей Попов. – Вообще, продажи в первом квартале не всегда поддаются логическому объяснению, и полученные цифры не стоит проецировать на весь год».
Opel (7), активно продвигавшийся в рейтинге весь прошлый год, не останавливается на достигнутом, показывая рост продаж в 2,5 раза. Наиболее продаваемую модель Astra скоро догонит другой бестселлер – Opel Corsa.
Лидер рынка Chevrolet (+59%) плюс перечисленные выше компании-мажоритарии в наибольшей степени ответственны за общий рост рынка. Впрочем, им помогли и игроки второй десятки, увеличившие рыночную долю, в частности Mazda (11 место), Suzuki (13), Skoda (14), Peugeot (15), Land Rover (19), Subaru (20).
Спрос на иномарки в первом квартале оставался на высоком уровне, и рост продаж показали компании, которые смогли им воспользоваться, предложив покупателям достаточное количество автомобилей.
Ряд брендов не смог «поймать волну», и в некоторых случаях рост продаж затормозили производственные моменты. В числе таких компаний – прошлогодний лидер Ford, откатившийся на третье место с показателем роста всего +6%. «Локомотивом Ford в России является Focus, – сообщает генеральный директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук, – однако с 20 января завод во Всеволжске перешел на новую модель, что потребовало переналадки оборудования, определенной работы с поставщиками и так далее, поэтому наблюдался реальный провал в поставках. При этом очереди за новым Focus продолжают расти, и нас эта ситуация волнует, однако повлиять на нее мы не можем. Отсутствие роста продаж у Ford – это не проблема спроса, а проблема ограниченного производства в феврале-марте. Хочется верить, что недопроизводство будет быстро компенсировано». Впрочем, у Ford есть еще одна хитовая модель – Fusion – которая в прошлом году показала колоссальный рост и помогла успехам «Фокуса». Однако в этом году продажи Fusion (+17%) стабилизировались и не смогли обеспечить достаточного прироста для Ford в целом.
Относительно скромные успехи Toyota (+22%) комментировать не беремся, вероятно, сказывается возросшее число серьезных конкурентов для наиболее продаваемой модели – Corolla. В их числе Mitsubishi Lancer X, который одним махом обогнал ряд соперников, и, подобно предшественнику, стал самым популярным автомобилем нероссийской сборки. Представители Toyota ничего критичного в ситуации не видят: по их словам, результаты вполне соответствуют ожиданиям, и речи о какой-либо тенденции к спаду интереса не идет.
Не слишком интенсивный рост показала Renault. Как и в случае с Ford, это объясняется ограниченными мощностями московского завода, где производят наиболее популярную модель Renault – Logan. В этом году завод достигнет пиковой мощности в 80 тысяч автомобилей в год, однако уже в 2009 году за счет дополнительных инвестиций производство увеличат в два раза.
Есть среди компаний и неудачники, например китайская Chery, которая уже не первый месяц демонстрирует снижение продаж, равно как Iran Khodro и Citroen. Приятно, что из списка «отрицательных персонажей» исчез Chrysler, показавший прирост в 81%, чему способствовало снижение цен и фиксирование их в долларовом эквиваленте.
Что касается АвтоВАЗа, то продажи выросли на 20%, и для российского завода это показатель, вроде бы, неплохой. С другой стороны, отчасти он обусловлен не слишком удачными результатами в первом квартале 2007 года. Кстати, наиболее продаваемым автомобилем АвтоВАЗа стала Priora, за которой следуют Lada Samara и «классика». Впрочем, будущее АвтоВАЗа во многом зависит от альянса с компанией Renault, и переговоры о структуре предприятия, составе ее правления и предполагаемом модельном ряде идут как раз в эти дни.
20 наиболее популярных брендов (I квартал 2008 года)
По данным Комитета Автопроизводителей АЕБ
20 наиболее популярных моделей (1 квартал 2008 года)
По данным Комитета Автопроизводителей АЕБ