Авто АвтоВАЗ/Renault vs Сбербанк/Opel – кто кого?

АвтоВАЗ/Renault vs Сбербанк/Opel – кто кого?

Покупка Сбербанком доли в Opel привела к необычному последствию – в России зарождает масштабный конфликт интересов столпов автопрома – АвтоВАЗа с одной стороны, и Сбербанка, «Магны» и «Группы ГАЗ» с другой...

" width=

Покупка Сбербанком доли в Opel привела к необычному последствию – в России зарождает масштабный конфликт интересов столпов автопрома – АвтоВАЗа с одной стороны, и Сбербанка, «Магны» и «Группы ГАЗ» с другой.

У АвтоВАЗа в активе – крупнейшее в стране производство автомобилей (до миллиона машин в год), плюс альянс с Renault, в рамках которого российскому заводу проданы платформы для выпуска седана и универсала Renault Logan, а также лицензии на производство моторов объемом 1,4 и 1,6 литра.

По другую сторону политического фронта набирает очки «Группа ГАЗ», которая в партнерстве со Сбербанком и концерном Magna планирует русифицировать Opel. У этого начинания не менее впечатляющие козыри: европейские мощности Opel (до 1,5 миллиона в год) и российский завод ГАЗ (до 200 тысяч). Не исключено, что к проекту примкнут новые участники, например, ТагАЗ.

Ну и что, скажете вы? В иных странах уживаются по три автогиганта, и это верно. Но есть яблоко раздора – правительственные симпатии. Ведь ни один из проектов, по сути дела, нежизнеспособен без мощной господдержки, которая напрямую зависит от расположения руководства страны. До сих пор «любимой женой» был АвтоВАЗ – помимо 25 миллиардов на погашение краткосрочных долгов, правительство совместно с рядом банком (Сбербанком, ВТБ24) пообещало открыть волжскому заводу кредитную линию аж на 90 миллиардов рублей. Эти деньги планировалось инвестировать в создание гаммы новых моделей.

До сих пор другие российские автозаводы не могли противопоставить АвтоВАЗу ничего, но возможный технический альянс с Opel AG открыл новые перспективы. Глава Сбербанка Герман Греф уже сообщил об амбициозных планах создать крупную автомобильную корпорацию с объемом выпуска – держите челюсть – 5-6 миллионов автомобилей в год. С учетом кризиса и развала GM, это обеспечило бы такой компании место в тройке крупнейших производителей мира.

Однако для столь могучего проекта необходима полная лояльность правительства, и поэтому Герман Греф начал информационную войну против АвтоВАЗа, заявив, что в сегодняшних условиях завод обречен, и единственный спасительный выход – передача его новому управляющему. Под которым подразумевается Renault или один из участников альтернативного проекта. Учитывая, что заявление исходит из уст представителя одного из важнейших кредиторов автопрома, слова имеют вес – если Сбербанк передумает открывать кредитную линию АвтоВАЗа, положение последнего станет еще более тяжелым.

Короче говоря, Греф предлагает создать единую автомобильную корпорацию, в рамках которой мощности АвтоВАЗа и его политический вес был бы очень кстати. Правда, руководство последнего отнеслось к инициативе прохладно. Завод неоднократно выдвигал идею создание единого автопроизводителя, но подразумевалось, что верховодить будет именно АвтоВАЗ, а не Герман Греф с Олегом Дерипаской. В Интернете даже появились слухи о якобы уже осуществившемся присоединении АвтоВАЗа к проекту «Русский Opel», но Борис Алешин резко опроверг их, назвав идею абсурдной.

«Думаю, не стоит делать серьезных выводов из слов Грефа, сказанных второпях, – говорит представитель центрального дистрибьютора АвтоВАЗа Сергей Чернов. – Чтобы получать прибыль от производства автомобилей, необходимо их выпускать в определенном объеме. ГАЗ пока на это не способен. И чтобы решить поставленную задачу, Грефу будет необходимо использовать мощности нескольких заводов. Однако АвтоВАЗ – это мощный бренд, и кто только не пытался его «свалить», так что вряд ли это получится у Грефа. Сейчас вазовское руководство заняло активную позицию защиты бренда, к примеру, воссоздана ассоциация дилеров, которая совместно с ними решает проблемы завода. Можно сказать, что на практике осуществляется дилерское управление АвтоВАЗом. Забегая вперед, скажу, что на одной из автомобильных выставок в скором времени потребители смогут увидеть совершенно новые модели отечественных автомобилей».

Добавляет интереса и другой аспект. Управляющий директор «Джи Эм Авто» Ханс-Юрген Михель объявил о начале выпуска Opel Astra на заводе GM под Санкт-Петербургом буквально через полгода. Почти одновременно пришло известие, что альянс Renault-Nissan рассматривает возможность выпуска одной из моделей Renault на недавно открывшемся заводе Nissan под Питером (Renault и Nissan – давание партнеры). То есть, у амбициозных проектов АвтоВАЗа и «Группы ГАЗ» появляются мини-клоны, с которыми придется либо считаться, либо задушить. К примеру, именно Opel Astra выглядит наиболее вероятным кандидатом на прописку в Нижнем Новгороде, и в этом смысле питерский проект создает некоторую конкуренцию.

Итак, в автопроме зреет нешуточная борьба за власть. Печально то, что кто бы в ней не победил, если госкорпорация будет создана, полноценным иномаркам в России придется несладко – представляете, какие возможности будут у руководства главного автохолдинга страны? Утешением могло бы стать повысившееся качество отечественных автомобилей, но и на это надежд немного: если на рынке появляется монополист, его мотивация к улучшениям любых параметров, кроме цены, резко пропадает.

«По большому счету, покупка Opel до сих пор не завершена, – разъясняет аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. – Да и сами переговоры идут пока тяжело: Magna Steyr хочет получить часть компании Chevrolet в России. Именно поэтому все заявления Грефа про «АвтоВАЗ», мягко говоря, преждевременны. Хотя и ему, и Тольяттинскому заводу, несмотря на прошлогоднюю сделку с Renault (про которую все говорили, что это мега сделка) до сих пор требуются для работы государственные деньги. Тем не менее мне кажется, что заявление Грефа – больше рассуждение, чем реальность. Хотя и АвтоВАЗ, по моему мнению, находится на перепутье. При этом говорить про раскол не вполне правильно. Я считаю, что развитие ГАЗа – это добавление, это сегмент, это расширение, а не отделение. В пример могу привести опыт США или Японии, где уживаются сразу несколько крупнейших автопроизводителей. Остроты добавляет то, что Греф выступает в качестве возможного инвестора для АвтоВАЗа, но разве у нас мало других банков? Тем более, что 80 миллиардов, которые требуются АвтоВАЗу, нужны не сразу».

Фото: Фото с сайта Autocity.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления