RU74
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Челябинске

Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

0 м/c,

744мм 42%
Подробнее
4 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Авто Нефть дешевеет, бензин дорожает – где логика?

Нефть дешевеет, бензин дорожает – где логика?

С начала июня цена черного золота упала с 73 до 60 долларов за баррель. А розничные цены на автомобильное топливо в этот период росли с неприятной регулярностью: АИ-92 дорожал на 30-40 копеек за литр еженедельно, а в июле процесс даже...

" width=

С начала июня цена черного золота упала с 73 до 60 долларов за баррель. А розничные цены на автомобильное топливо в этот период росли с неприятной регулярностью: АИ-92 дорожал на 30-40 копеек за литр еженедельно, а в июле процесс даже интенсифицировался. В результате, если в конце весны цена 92-го в Челябинске составляла 15-16 рублей за литр, то сейчас – 20-21 рублей за литр (повышение на треть).

Однако нефтяные компании не видят в этом явлении ничего удивительного. «Неверно сопоставлять динамику цен на нефть и бензин вот так, в лоб, – объясняет главный специалист по связям с общественностью челябинского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» Вячеслав Болотников.Период между закупкой нефти и поставкой товарного бензина составляет примерно месяц, который необходим для переработки сырья и доставки топлива на АЗС. Поэтому, анализируя динамику цен на бензин, необходимо исходить из стоимости нефти месячной давности».

А месяц назад (13-17 июня) цена нефти на мировых рынках как раз достигла локального пика.

Вы можете спросить, почему мы ориентируемся на «глобальную» стоимость нефти, если добываем ее самостоятельно? Вячеслав Болотников объясняет: «Крупные нефтяные компании осуществляют поставку сырья как за границу, так и на внутренний рынок. Если меняется стоимость экспортируемой нефти, то для обеспечения одинаковой рентабельности необходимо соответствующим образом менять стоимость нефти на внутреннем рынке. Это чистая экономика. Цена нефти для российских НПЗ не эквивалентна мировой, но пропорциональна ей».

Пусть так, но значит ,есть повод порадоваться – раз последнее время стоимость нефти на мировых рынках падала, примерно через три недели бензин в России должен дешеветь. «Да, это логичный вывод», – подтверждает представитель «ЛУКОЙЛа». Впрочем, на последней сессии нефть поднялась на 2 доллара, и если тенденция продолжится, у нефтяных компаний будет повод не снижать цены.

В народе популярен миф, что стоимость бензина прямо пропорциональная стоимости нефти. Многие даже удивляются, почему при трехкратном падении цены на нефть с лета 2008 года по весну 2009, бензин подешевел лишь в полтора раза. Однако, помимо стоимости сырья, цена бензина включает расходы на его переработку, транспортировку топлива, содержание АЗС, налоги, рекламу и многое другое. Поэтому в стоимости бензина цена нефти составляет 10-15%, а значит, ее удешевление с 73 долларов до 60 эквивалентно снижение цены бензина примерно на 40-50 копеек.

Топливный рынок Челябинской области контролируется тремя основными игроками (по данным ФАС):
1. ООО «ЛУКОЙЛ-Нефтепродукт» – 101 АЗС;
2. ООО «Компьютер ЛТД-1», ИП Казыханова Ф. М. (Челнефть) – 36 АЗС;
3. ООО «Абиком М» – ИП Азаркевич Ю.П. (Сибнефть) – 41 АЗС.

«ЛУКОЙЛ» занимает доминирующее положение, контролируя более 50% рынка.

Но главная беда не в этом: у нефтяных компаний остается множество способов для манипулирования ценами, чему способствует структура топливного рынка России. На Западе заправки – это часто семейный бизнес, а количество независимых игроков исчисляется тысячами. В России рынок контролирует десяток крупных, вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые в состоянии договориться между собой.

Для предотвращения ценовых сговоров Федеральная антимонопольная служба в последний год развила бурную деятельность. Первый удар был нанесен летом 2008 года, когда четыре компании («Газпром Нефть», «ТНК-ВР», «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ») были обвинены в установлении монопольно высоких цен на топливо с наложением совокупного штрафа в 5,42 миллиарда рублей. Далее под пристальное внимание ФАС попал период с августа 2008 по январь 2009, когда цены на топливо снижались значительно медленней, чем дешевела нефть. В январе-феврале 2009 года ФАС выявила сговор между оптовыми поставщиками, которые, по мнению службы, создали искусственный дефицит на оптовом рынке и задрали цены, чем впоследствии оправдывали рост стоимости бензина на АЗС. Затем последовали множественные иски против региональных представительств компаний, и один из последних инициирован Краснодарским управлением ФАС против местных представителей «ЛУКОЙЛа», «Роснефти» и «Октана».

В Челябинске осенью 2008 года УФАС возбудило дело против ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ИП Казыханова Ф. М. (Челнефть) по факту согласованных действий, направленных на поддержание цен на бензин. Топливники пытались оспорить решение, однако 15 июня 2009 года восемнадцатый арбитражный апелляционный суд признал обоснованность обвинений ФАСа.

Вообще, выявление ценового сговора – процедура сложная. Стремление бизнес-структур нажиться или вытеснить с рынка конкурентов само по себе не противозаконно, и ФАС лишь пресекает злоупотребления, которые могут возникнуть в случае сговора. Однако для доказательства факта монопольной цены нужно либо обосновать, что в условиях реальной конкуренции цены была бы другой, либо показать, что цена значительно превышает сумму расходов и прибыли. Все это сопряжено со сбором и анализом большого количества информации, которая зачастую требует двойной проверки и сложной обработки. Учитывается не только розничная цена топлива, но и изменение налогового законодательства, стоимости энергоносителей, динамика цен на нефть...

«Чаще всего мы имеем дело не с прямыми сговорами, а согласованными действиями, когда одна компания, обычно наиболее крупная, начинает повышать цены, а вслед за ней подтягиваются остальные, что устраивает всех топливников, но не устраивает потребителей», – объясняет представитель ФАС России Сергей Носкович.

Да и сами нефтяные компании раз за разом оспаривают обвинения ФАС в судах, затягивая дела, а иногда уходя от наказания. К этому примешивается еще и политический аспект, так что ФАС хоть и является в некотором роде «совестью» нефтяных компаний, однако абсолютным барьером ее не назовешь.

Поэтому будут ли цены снижаться или найдется повод их заморозить (повысить?), пока неясно.

Средние цены на автомобильное топливо в разных регионах России (по данным Росстата на 6 июля 2009 года)

Фото: Фото с сайта Nedelya.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления