1 марта вступило в силу постановление правительства РФ об обязательном оснащении междугородных автобусов ремнями безопасности. Теперь не только водители должны пристегиваться во время движения, но и все пассажиры. Для этого каждое сидячее место придется оснастить указанным атрибутом.
На все про все транспортникам выделили четыре дня – 24 февраля постановление приняли, а 1 марта все автобусы должны выехать на маршрут в полном «обмундировании».
Позывы правительства ввести дополнительные меры безопасности при пассажирских перевозках наметились еще с лета 2009 года. Тогда Медведев высказал свое предложение Министерству внутренних дел после целого ряда серьезных ДТП на федеральных трассах. И на этом дело встало. Теперь же транспортные компании за несколько дней должны привести свой автобусный парк в соответствующий вид. Сроки, естественно, оказались нереальными.
На сегодняшний день, по данным министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства, в Челябинской области на межмуниципальных рейсах работает около 2700 маршрутных единиц. И среди них есть и «полноценные» автобусы с заводскими ремнями безопасности, и 20-летние «Икарусы», и частные маршрутки. Как навести порядок среди этого разнообразия за 96 часов – непонятно и самому министерству. В отделе транспорта на данный момент уточняют ситуацию с пригородными маршрутами. Если нововведение коснется транспортных средств, которые колесят в зоне 50 км от города, то и садовым «Икарусам» придется прикручивать ремни безопасности, и, видимо, на саморезы. «Сейчас сложно классифицировать автобусный парк на пригородные и междугородные со 100% точностью. В любой средней автотранспортной компании, которая занимается пассажирскими перевозками, зачастую пригородные рейсы резервно ставят на межгород. А теперь это автоматически подразумевает наличие ремней», – поясняет президент Ассоциации автовокзалов, автостанций и междугородних перевозчиков Станислав Новичихин.
«Очень часто маршрутные такси имеют начальную и конечную точку маршрута в пригородах Челябинска, что сделано формально для удобства регистрации, а на самом деле основная часть маршрута проходит по городу», – делится наблюдениями водитель троллейбуса Вера Труханова.
Кстати, техническая неприспособленность сидений древних автобусов – это тоже один из вопросов на повестке дня. «Если в небольшие современные автобусы можно установить ремни автомобильного типа, то пассажирские кресла «Икарусов» не предполагают внесения каких-то изменений в конструкцию. Кроме того, вопрос еще и в том, какие ремни устанавливать – или «самолетный ремень» через пояс, или автомобильный трехточечный. А от этого зависит, в частности, и стоимость переоборудования», – объяснят начальник транспортного отдела министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Валерий Усанов.
Вопрос цены – один из самых больных. Установка ремней на один 50-местный автобус, по словам Станислава Новичихина, в среднем обойдется в 35 тысяч рублей. В эту стоимость заложена цена двухточечных ремней безопасности и работ по установке. И эта статья расходов дополняется затратами на доставку транспорта в пункт переоборудования. «Мы занимаемся поисками компаний, которые имеют сертификаты на проведение подобных работ с общественным транспортом. В Челябинской области таковых мы не нашли. Подходящие центры есть в Свердловской области», – рассказывает господин Новичихин. Где брать такие суммы, транспортники не знают, а из бюджета даже на нужды муниципальных перевозчиков дополнительные средства выделять не намерены. Видимо, мзду начнут брать с пассажиров – закладывать незапланированные траты в стоимость билета.
Еще одно темное место – применение административных санкций. Согласно КоАП (ст. 12.6), водитель несет ответственность не только за свою безопасность, но и всех пассажиров. За непристегнутый ремень предусмотрен штраф в 500 рублей или предупреждение. Каким образом водители автобусов, в которых по 50 мест, будут отслеживать постоянную «пристегнутость» своих пассажиров? Административный кодекс предполагает соблюдение ПДД всеми участниками дорожного движения, в том числе и пассажирами. А значит, за непристегнутый ремень именно в их адрес может быть выписан 100-рублевый штраф. И важное уточнение – эти меры могут быть применены, если ремень безопасности предусмотрен конструкцией транспортного средства. По логике, административные санкции грозят только к водителям автобусов и маршруток, в которых ремни установлены на заводе-изготовителе. «Если мы начнем проверять все междугородные автобусы подряд, больше половины из них не выйдет на рейс. А это настоящий транспортный коллапс. Как в этой ситуации быть людям, которым нужно попасть на маршрут? Междугородные перевозки просто встанут», – считает начальник отдела пропаганды ГИБДД по Челябинской области Виктор Хайруллин.
Как видим, новое постановление продолжает обрастать вопросами. Очевидно, что на первое марта транспортные компании оказались неготовыми к резким переменам. Как утверждают специалисты упомянутой выше ассоциации, на качественное переоборудование транспортного парка понадобится еще как минимум полгода.