Заметили, какой плохой месяц апрель для маршруток? Сегодня очередной инцидент: на Копейском шоссе пазик маршрута №67 с 12 пассажирами слетел с дороги и снес дерево. Пассажиры, к счастью, отделались испугом – лишь одна женщина пожаловалась на боль в ноге, но, по предварительным данным, это ушиб.
В начале апреля по похожему алгоритму другой пазик влетел в осветительную опору на съезде с моста около вокзала. Чуть позже «Газель» перевернулась из-за опасного маневра другого автомобиля, налетев на разделительную полосу. Еще через пару дней – столкновение «Газели» и троллейбуса с пострадавшими в Миассе.
В ГИБДД отмечают, что у водителей маршруток есть две классические причины для объяснения аварий – либо отказали тормоза, либо их подрезали. Водитель сегодняшнего пазика утверждает, что он уходил от столкновения с «десяткой».
Однако в ГИБДД говорят, что чаще виноват человеческий фактор. «Считают деньги, отвлекаются от управления, в результате или не видят другой автомобиль, или вообще съезжают с дороги», – поясняет инспектор по пропаганде ГИБДД Челябинска Виталий Мордовин.
Корень зла маршруток – отсутствие централизованного контроля. Например, маршрутка должна ночевать на территории предприятия, которое выдает путевой лист, а перед выездом на линию подвергаться технической инспекции. Водитель обязан проходить медицинский контроль. Во время рейда с сотрудниками ГИБДД мы обнаружили, что самым популярным нарушением является отсутствие путевого листа. Бывает, что даты и росписи стоят, а в остальных графах – «молоко». У некоторых встречались путевые листы с росписями и отметками на неделю вперед. Такие маршрутки, скорее всего, ночуют возле дома хозяина и проходят «технический контроль жизнью».
Рабочий день маршрутчика, фактически, не нормирован, и есть стахановцы, проезжающие по 300 км в день. Не впечатляет? А поделите на среднюю скорость по городу – 15-20 км/час. Сколько времени они проводят за рулем? К этому добавим финансовую заинтересованность ездить быстро и необходимость принимать и считать деньги. Не забудем и общую стрессовую обстановку: одна половина мозга злится на «тупых любителей» (это в противовес умным профессионалам), другая прикидывает, как бы обогнать маршрутку конкурента...
Отдельная песня – контингент маршрутчиков. Автобус вмещает сотню-другую человек, маршрутка – десяток-другой. При переходе на микроавтобусные перевозки резко возросла потребность в рабочей силе, и пропорционально упало качество отбора. В принципе главным критерием является категория D в правах, а в остальном... «Ну некого мне за руль сажать!» – в сердцах скажет владелец маршрута и возьмет на работу хоть гастрабайтера, хоть парня какого-то лет двадцати.
Водитель троллейбуса Ирина рассказала нам, что от маршруток страдают и они: «По уму, движение всего маршрутного транспорта должно быть согласованно между собой. Например, это касается пропускной способности остановок: если ее длина 20 метров, не могут на ней одновременно встать два троллейбуса и пять маршруток. Все пути движения «Газелей» и пазиков, по сути, рисуют спонтанно, без учета загрузки линий – где надо, там и проложили. Это создает огромные проблемы и для нас, и для водителей, ведь в районе остановок образуются заторы».
В общем, с появлением маршруток наш общественный транспорт обрел ноги, и довольно быстрые. Это хорошо. Осталось приделать ему мудрую голову. А то дурная не дает покоя ни ногам, ни окружающим.
Фото: Фото ГИБДД Челябинска, видео Андрея ВИННИКОВА, монтаж Сергея КАБАКОВА