RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +3

8 м/c,

ю-з.

733мм 37%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Авто Цены на топливо стабилизируются?

Цены на топливо стабилизируются?

Читая зарубежные сообщения об очередном повышении цен на автомобильное топливо, мы, как правило, солидарно иностранным товарищам возмущаемся, вспоминая такие недавние, но уже столь далекие 18-20 рублей за литр 95-го. Однако заграница заграницей, а нас вол

Читая зарубежные сообщения об очередном повышении цен на автомобильное топливо, мы, как правило, солидарно иностранным товарищам возмущаемся, вспоминая такие недавние, но уже столь далекие 18-20 рублей за литр 95-го.

Однако заграница заграницей, а нас волнует справедливый вопрос: почему в нефтедобывающей стране, одной из самых богатых месторождениями, цена на топливо неумолимо растет, приближаясь по уровню к ценам в странах, закупающих у России черное золото? Будет ли предел росту цен? И уже не вслух, про себя, мы задумываемся о том, стоит ли ждать снижения цен. Попробуем разобраться в причинах подорожания топлива, чтобы понять, есть ли способ остановить восходящее движение ценников на бензоколонках.

Общемировая динамика

Одна из причин повышения стоимости топлива кроется в общемировой динамике роста цен. С октября 2010 по май 2011года цены на нефть и нефтепродукты на мировом рынке выросли на 50%. Стоит отметить, что на данный момент цены на нефть на мировых биржах несколько снизились. Топливный рынок РФ приходит в себя после весеннего кризиса.

Например, принимая во внимание тенденции на мировом и европейском топливных рынках, «Газпром нефть» снизила цены на нефтепродукты производства собственных НПЗ. С начала июля этого года оптовая цена за тонну летнего дизельного топлива компании снизилась на 500-600 рублей, на 500 рублей стала ниже стоимость тонны бензина АИ-92. Цена авиакеросина производства «Газпром нефти» упала на 700 рублей за тонну.

С учетом ранее проведенного в мае и июне 2011 года снижения цен на нефтепродукты компании,суммарное снижение стоимости летнего дизельного топлива «Газпром нефти» составило 2300-2500 рублей за тонну, бензина АИ-92 – 800 рублей за тонну.

Вслед за отпускными ценами нефтеперерабатывающих заводов «Газпром нефти» также снижается стоимость топлива на нефтебазах компании. Так, с мая 2011 года общее снижение цен на летнее дизельное топливо на нефтебазах «Газпром нефти» составило в среднем 1400 рублей за тонну.

Новые стандарты

Переход на новые стандарты топлива и жесткость сроков техрегламента – еще одна причина повышения цен на топливо. Напомним, с 1 января 2011 года в силу вступили новые требования технического регламента, в соответствии с которыми автобензин «Евро-2» разрешен к реализации на внутреннем рынке только до конца 2010 года, «Евро-3» – до конца 2011, «Евро-4» – до конца 2014 года.

В соответствии с требованиями технического регламента по качеству моторных топлив, все российские нефтеперерабатывающие предприятия должны перейти на выпуск дизельного топлива третьего класса с начала 2012 года.

Для перехода на выпуск «Евро-3» и «Евро-4» предприятиям необходимо провести модернизацию своих производственных мощностей и кардинально обновить имеющееся оборудование. А это означает масштабные инвестиции в переоснащение нефтеперерабатывающих заводов.

Например, та же «Газпром нефть», которая модернизирует собственные производственные мощности согласно срокам, установленным техническим регламентом, а на некоторых своих НПЗ даже их опережает (все заводы компании переведены на производство дизельного топлива и бензина класса «Евро-3» и «Евро-4», а Омский НПЗ уже даже выпускает «Евро-5»). С 2007 года по настоящее время инвестировала в модернизацию производства 64,5 миллиарда рублей. В период по 2013 год будет вложено еще 98,7 миллиарда рублей, и до 2018 года – еще 183 миллиарда рублей. Общий объем инвестиций в программу модернизации НПЗ «Газпром нефть» до 2018 года составит около 350 миллиардов рублей.

Так, глава Минэнерго Сергей Шматко сообщил журналистам «Интерфакса», что компания «Газпром нефть», как и «ЛУКОЙЛ», не имеет сложностей с модернизацией своих НПЗ. Министр пояснил, что проблемы с модернизацией возникли у НПЗ, сменивших собственников в последние пять лет. «Мы проанализировали: стабильные отношения собственности были основным условием и фактором, обеспечившим выполнение инвестпрограммы», – сказал Сергей Шматко.

Национальные факторы переработки нефтепродуктов

Есть у российского топливного рынка и другие особенности: сезонность спроса, более быстрое, чем ожидалось ранее, посткризисное восстановление и другие.

Учитывая все эти факторы, нефтяники предлагают ряд мер, которые позволили бы обеспечить, с одной стороны, устойчивое развитие нефтепереработки, с другой – баланс спроса и предложения на топливном рынке. Например, продлить сроки действия классов «Евро-2» и «Евро-3» и отказаться от октанового числа как критерия отнесения топлива к тому или иному классу, а также выборочно разрешить нефтяным компаниям продавать автобензин «Евро-2» в обмен на гарантии модернизации перерабатывающих мощностей.

Среди предлагаемых мер – создание системы резервирования моторных топлив, координация графиков ремонтов НПЗ, изменение системы ставок экспортных пошлин (с тем чтобы повысить эффективность инвестиций в глубокую переработку), дифференциация ставок акцизов на топливо в зависимости от экологического класса и ряд других.

И разумеется, основополагающим фактором является продолжение модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.

Инвестпрограмма на 2011–2015 годы по отрасли в целом оценивается сейчас в 569 миллиардов рублей. Чтобы ее выполнить – а программа, по оценке главы Минэнерго, очень напряженная, – нефтяникам и государству придется сообща решать все названные проблемы.

Одним из инструментов контроля станут соглашения между ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом с одной стороны, и нефтяными компаниями – с другой, об исполнении программ строительства и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей. Такие соглашения уже подписаны с большинством нефтяных компаний – «Роснефтью», «Газпром нефтью», «ЛУКОЙЛом» и другими.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления