Читая зарубежные сообщения об очередном повышении цен на автомобильное топливо, мы, как правило, солидарно иностранным товарищам возмущаемся, вспоминая такие недавние, но уже столь далекие 18-20 рублей за литр 95-го.
Однако заграница заграницей, а нас волнует справедливый вопрос: почему в нефтедобывающей стране, одной из самых богатых месторождениями, цена на топливо неумолимо растет, приближаясь по уровню к ценам в странах, закупающих у России черное золото? Будет ли предел росту цен? И уже не вслух, про себя, мы задумываемся о том, стоит ли ждать снижения цен. Попробуем разобраться в причинах подорожания топлива, чтобы понять, есть ли способ остановить восходящее движение ценников на бензоколонках.
Общемировая динамика
Одна из причин повышения стоимости топлива кроется в общемировой динамике роста цен. С октября 2010 по май 2011года цены на нефть и нефтепродукты на мировом рынке выросли на 50%. Стоит отметить, что на данный момент цены на нефть на мировых биржах несколько снизились. Топливный рынок РФ приходит в себя после весеннего кризиса.
Например, принимая во внимание тенденции на мировом и европейском топливных рынках, «Газпром нефть» снизила цены на нефтепродукты производства собственных НПЗ. С начала июля этого года оптовая цена за тонну летнего дизельного топлива компании снизилась на 500-600 рублей, на 500 рублей стала ниже стоимость тонны бензина АИ-92. Цена авиакеросина производства «Газпром нефти» упала на 700 рублей за тонну.
С учетом ранее проведенного в мае и июне 2011 года снижения цен на нефтепродукты компании,суммарное снижение стоимости летнего дизельного топлива «Газпром нефти» составило 2300-2500 рублей за тонну, бензина АИ-92 – 800 рублей за тонну.
Вслед за отпускными ценами нефтеперерабатывающих заводов «Газпром нефти» также снижается стоимость топлива на нефтебазах компании. Так, с мая 2011 года общее снижение цен на летнее дизельное топливо на нефтебазах «Газпром нефти» составило в среднем 1400 рублей за тонну.
Новые стандарты
Переход на новые стандарты топлива и жесткость сроков техрегламента – еще одна причина повышения цен на топливо. Напомним, с 1 января 2011 года в силу вступили новые требования технического регламента, в соответствии с которыми автобензин «Евро-2» разрешен к реализации на внутреннем рынке только до конца 2010 года, «Евро-3» – до конца 2011, «Евро-4» – до конца 2014 года.
В соответствии с требованиями технического регламента по качеству моторных топлив, все российские нефтеперерабатывающие предприятия должны перейти на выпуск дизельного топлива третьего класса с начала 2012 года.
Для перехода на выпуск «Евро-3» и «Евро-4» предприятиям необходимо провести модернизацию своих производственных мощностей и кардинально обновить имеющееся оборудование. А это означает масштабные инвестиции в переоснащение нефтеперерабатывающих заводов.
Например, та же «Газпром нефть», которая модернизирует собственные производственные мощности согласно срокам, установленным техническим регламентом, а на некоторых своих НПЗ даже их опережает (все заводы компании переведены на производство дизельного топлива и бензина класса «Евро-3» и «Евро-4», а Омский НПЗ уже даже выпускает «Евро-5»). С 2007 года по настоящее время инвестировала в модернизацию производства 64,5 миллиарда рублей. В период по 2013 год будет вложено еще 98,7 миллиарда рублей, и до 2018 года – еще 183 миллиарда рублей. Общий объем инвестиций в программу модернизации НПЗ «Газпром нефть» до 2018 года составит около 350 миллиардов рублей.
Так, глава Минэнерго Сергей Шматко сообщил журналистам «Интерфакса», что компания «Газпром нефть», как и «ЛУКОЙЛ», не имеет сложностей с модернизацией своих НПЗ. Министр пояснил, что проблемы с модернизацией возникли у НПЗ, сменивших собственников в последние пять лет. «Мы проанализировали: стабильные отношения собственности были основным условием и фактором, обеспечившим выполнение инвестпрограммы», – сказал Сергей Шматко.
Национальные факторы переработки нефтепродуктов
Есть у российского топливного рынка и другие особенности: сезонность спроса, более быстрое, чем ожидалось ранее, посткризисное восстановление и другие.
Учитывая все эти факторы, нефтяники предлагают ряд мер, которые позволили бы обеспечить, с одной стороны, устойчивое развитие нефтепереработки, с другой – баланс спроса и предложения на топливном рынке. Например, продлить сроки действия классов «Евро-2» и «Евро-3» и отказаться от октанового числа как критерия отнесения топлива к тому или иному классу, а также выборочно разрешить нефтяным компаниям продавать автобензин «Евро-2» в обмен на гарантии модернизации перерабатывающих мощностей.
Среди предлагаемых мер – создание системы резервирования моторных топлив, координация графиков ремонтов НПЗ, изменение системы ставок экспортных пошлин (с тем чтобы повысить эффективность инвестиций в глубокую переработку), дифференциация ставок акцизов на топливо в зависимости от экологического класса и ряд других.
И разумеется, основополагающим фактором является продолжение модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.
Инвестпрограмма на 2011–2015 годы по отрасли в целом оценивается сейчас в 569 миллиардов рублей. Чтобы ее выполнить – а программа, по оценке главы Минэнерго, очень напряженная, – нефтяникам и государству придется сообща решать все названные проблемы.
Одним из инструментов контроля станут соглашения между ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом с одной стороны, и нефтяными компаниями – с другой, об исполнении программ строительства и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей. Такие соглашения уже подписаны с большинством нефтяных компаний – «Роснефтью», «Газпром нефтью», «ЛУКОЙЛом» и другими.