RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске

Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

4 м/c,

ю-в.

736мм 80%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Авто Топливные цены: осеннее обострение

Топливные цены: осеннее обострение

После кратковременного затишья цены на топливо вновь поползли вверх. В первую очередь подорожало дизтопливо: по данным Росстата, за первую неделю ноября его стоимость изменилась на 1,3%...

После кратковременного затишья цены на топливо вновь поползли вверх. В первую очередь подорожало дизтопливо: по данным Росстата, за первую неделю ноября его стоимость изменилась на 1,3%, бензин оставался непоколебим. Но недолго: на второй ноябрьской неделе 92-й подтянулся, и на некоторых заправках превысил отметку в 26 рублей. Итого, разница между бензином и дизельным топливом в городе составляет в среднем от 30 до 90 копеек в пользу первого. Эксперты связывают очередное подорожание с переходом на зимний дизель, а рост бензиновых цен – с осенней «профилактикой» на НПЗ и увеличением расходов на доставку продукта до региона.

После временной остановки нефтеперерабатывающих заводов возникали опасения о новом витке бензинового дефицита. Однако, как утверждают участники рынка, перебоев, подобных весенним, сейчас нет. Официально эту информацию подтверждают и в Минэнерго: запасы основных видов топлива максимальны и даже превышают плановые показатели.

Тем не менее ценовая стабильность на рынке с началом ноября пошатнулась – затишье оказалось временным. Первый толчок дало дизельное топливо, а вслед за ним устремился и бензин. Например, с 1 по 16 ноября на АЗС «Лукойл» 92-й (евро) подорожал с 25,50 до 26,15 рублей (+2,6%), дизельное топливо «ЭКТО» с 25,60 до 26,95 рублей (+5,3%): «Нужно понимать, что у «Лукойла» идет градация топлива, и разница в цене на заправках может быть. Например, «ЭКТО» отличается от стандарта «Евро» на рубль. Откуда он берется? Это разница в качестве плюс доставка с разных заводов. А нынешний рост вызван изменением состава дизельного топлива, и такая сезонность сохраняется уже лет 20, – говорит начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков УФАС по Челябинской области Илья Суханов. – Удорожание бензина связано, во-первых, с временной остановкой заводов на ремонт в сентябре и октябре, во-вторых, с увеличением тарифов РЖД и «Транснефтью», которые пересматривают их ежеквартально».

Цены на некоторых АЗС Челябинска (текущая неделя)

«Подорожание дизтоплива – явление сезонное: к зиме оно всегда становится дороже. А если дизель вырос в цене, то и остальное топливо подтягивается, – считает председатель Топливной ассоциации Челябинской области Владимир Гришин. – Это происходит и на АЗС ВИНКов, и на независимых заправках. Последние вынуждены держать цену «больших игроков», чтобы существовать. А в области, где нет присутствия вертикально-интегрированных компаний, частники давно держат цену выше, чтобы оставаться на плаву. Касательно насыщенности рынка: в середине сентября были перебои с поставками дизеля, что связано с переходом на зимнее топливо, сейчас ситуация стабильна».

Как видим, участники рынка не сомневаются в причинах подорожания дизеля, а поводы бензинового роста вызывают подозрения: объективность внешних поводов подменяется мнением об удобном случае для «снятия сливок».

Так в чем же отличие зимнего дизтоплива от летнего, которое дает довесок в цене? «Зимнее дизтопливо – это по сути летнее со специальными присадками, которые позволяют использовать его при низких температурах. То есть они отличаются температурами замерзания, помутнения и фильтрации; кислотное, цетановое числа остаются неизменными. Эти присадки плюс некоторые особенности производства дают прибавку в цене», – поясняет заведующий испытательной лабораторией Магнитогорского государственного технического университета Михаил Егоров.

Автомобилисты находят разные выходы из ситуации с дорожающим бензином: кто-то переходит на газ, кто-то сокращает количество поездок, третьи пересаживаются на более экономичные машины, четвертые переключаются на более дешевые заправки. И последний путь – самый рискованный. Владимир Гришин в пример привел историю пенсионера, который купил бензин на контейнерной АЗС в Челябинске и попал на ремонт двигателя: «По адресу 40 лет Победы, 5 действует контейнерная АЗС, которых на территории Челябинска в настоящее время более 30. О том, что там реализуется бодяга и так понятно, не могут ведь они торговать без наценки. Однако КАЗС пользуется спросом у категории горожан, которые ищут выгоду на 1,5-2 рубля, а в конечном итоге получают ремонт двигателя стоимостью 30-40 тысяч рублей. И сомневаюсь, что пенсионер сможет что-либо отсудить у КАЗС, так как в основном это нелегалы, которые не зарегистрированы в качестве ИП или ООО. Топливная ассоциация пыталась выйти на контакт с владельцами заправки, но так и не удалось это сделать».

В интервью, размещенном на сайте антимонопольного ведомства, замруководителя ФАС России Анатолий Голомолзин разъяснил причины роста бензиновых цен в общероссийском масштабе и рассказал о методах воздействия на нефтяников: «Глобальные причины, которые приводят к росту цен на нефтепродукты, – это увеличение мировых расценок и условия конкуренции. За последние годы цена барреля подскочила с 52 до 100-110 долларов. А внутренний рынок нефтепродуктов преимущественно распределен между ВИНКами и их дочерними предприятиями. Но мы полагаем, что постепенно психология компаний меняется.

Если раньше они судились с ФАС и в их структуре появлялись целые отделы по работе с антимонопольным ведомством, то в начале 2011 года, когда подорожало дизельное топливо, ВИНКи признали факты нарушения законодательства уже в ходе рассмотрения дела. Следующим этапом эволюции, на наш взгляд, станет соблюдение законов. Помимо этого, заключено соглашение с нефтяниками по модернизации производств – это способствует наполнению внутреннего рынка топливом в необходимых объемах, позволит избежать дефицита и роста цен. Если условия соглашения будут нарушаться, примем меры вплоть до изъятия всего незаконно полученного дохода».

Также представитель ведомства отметил, что задача ФАС – не устрашать, а создавать цивилизованные условия на внутреннем рынке. Поэтому разработаны законопроекты, которые касаются механизмов рыночного ценообразования и развития условий конкуренции. В частности, предлагается разделить деятельность компаний на оптовом и розничном рынках, что поставит ВИНКи и независимые АЗС в равные условия. Также предлагается ограничить возможности присутствия до порогов доминирования: если компания в регионе достигает этой планки, ей выносится запрет на отстройку или покупку новых АЗС. По данным ФАС России, в регионах, где преобладает одна компания, цены выше на 2-5%, чем в регионах, где несколько игроков.

Еще одна из мер сдерживания цен – это изменение налогового законодательства. Известно, что в цене одного литра топлива 60-65% – это налоги. На период 2012-2013 года ФАС предлагает не индексировать акцизы и установить следующую схему зависимости мировых и внутрироссийских цен: если прайсы на биржах растут, нужно снижать акциз, чтобы держать внутренний уровень цен стабильным.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления