Бизнес Мебельные войны

Мебельные войны

Последние полтора года рынок мебельного ретейла в Челябинске переживает небывалый подъем. Характерной тенденцией, определяющей ситуацию в мебельном бизнесе за прошедший период, стало открытие специализированных мебельных центров...

" src=

Последние полтора года рынок мебельного ретейла в Челябинске переживает небывалый подъем. Характерной тенденцией, определяющей ситуацию в мебельном бизнесе за прошедший период, стало открытие специализированных мебельных центров. Увеличение количества торговых площадей и рост конкуренции между продавцами мебели заставляет сегодня владельцев ТЦ переходить к более грамотному позиционированию и искать новые интересные ниши. Но самая активная борьба сегодня по-прежнему разворачивается за среднего покупателя. При этом, несмотря на то, что рынок мебельной розницы сформировался еще далеко не во всех сегментах, по словам игроков, он уже близок к насыщению. Как утверждают эксперты, кардинальным образом ситуация может измениться лишь в ближайшие три года в связи с экспансией в Челябинск крупных федеральных и иностранных ретейлеров.

По данным управления по торговле и услугам администрации города, сегодня в Челябинске работает 50 предприятий, занимающихся торговлей мебелью. При этом, по разным оценкам самих игроков, число продавцов мебели в Челябинске превышает цифру 120. 80 % ассортимента занимает отечественная мебель, в том числе продукция местных производителей, 20 % приходится на импортную мебель.

Рынок мебельной розницы в современном его понимании начинает складываться в Челябинске в конце 90-х годов. Это было связано в первую очередь с появлением большого количества мелких и средних производителей мебельной продукции. Так, по данным на 2003 год, число таких предприятий в области перевалило за сто. В этот же период активно развиваются многочисленные выставки-продажи мебели.

" src=

«Наша выставка открылась семь лет назад, – рассказывает заместитель директора по информационной работе ЦНТИ Ольга Леонтьева. – Главной ее целью была поддержка малого бизнеса. В результате за это время с нашей помощью было создано более ста мебельных предприятий. Правда, как показала практика, выжить смогли единицы. Основная проблема, с которой сталкиваются небольшие производители – слабый менеджмент и отсутствие грамотной маркетинговой стратегии. Кроме того, развитие мебельной розницы заставляет мелкие фирмы более тщательно подходить к ассортименту. Конкуренцию выдерживают далеко не все».

Появление первого крупного специализированного мебельного центра связано с открытием в 2001 году ТЦ «Калибр» площадью 20 тыс.кв.м. Мебельный гипермаркет разместился в просторных помещениях бывшего завода измерительных приборов «Калибр». В числе совладельцев здания называли челябинских предпринимателей Артура Никитина и Алексея Наговицына. Последний сегодня и является собственником «Калибра».

В настоящее время в Челябинске работает 5 специализированных мебельных центров: ТЦ «Калибр» (20 тыс. кв. м.), ТЦ «Мебель на Мебельной» (7 тыс.кв.м. ), ТЦ «Атриум», ТЦ «Магнит»(7 тыс.кв.м.) и «Мебельный центр» на Чичерина (15 тыс. кв. м), открывшийся в ноябре 2006 года.

«При строительстве мебельного центра мы делали ставку в первую очередь на жителей Северо-запада. Спальный район интенсивно растет, за территорией нашего комплекса планируется строительство еще двух микрорайонов, – рассказывает директор комплекса на Чичерина Светлана Чаркова. – Тем не менее, мы намерены составить конкуренцию всем специализированным ТЦ. Уже сегодня посещаемость мебельного центра достаточно высокая».

«Несмотря на то, что каждый ТЦ фактически ориентирован на свою торговую зону, психология покупателей такова, что, прежде чем совершить покупку, они стремятся посетить все комплексы, – соглашается с ней начальник отдела аренды ТЦ «Мебель на Мебельной» Александр Софьин. – При этом зачастую потребители забывают, что уровень цен везде примерно одинаков. Что касается Мебельного центра на Чичерина, то он составит конкуренцию в первую очередь ТЦ «Калибр», так как работает с ним в схожем ценовом сегменте. Среди минусов нового комплекса я бы назвал не совсем удачное расположение – в непосредственной близости от кладбища, а также слабую рекламную активность».

" src=

«Продажа мебели в розницу – это достаточно непростой бизнес, который требует в том числе серьезных рекламных вложений, – солидарен с ним директор МЦ «Атриум» Алексей Задорин. – Для того, чтобы магазин узнали, должно пройти по меньшей мере три года».

Как отмечают ретейлеры, с увеличением мебельных торговых площадок на рынке наступает этап жесткой конкуренции. Успех работы того или иного комплекса зависит в первую очередь от грамотного позиционирования и качественного управления.

«Сегодня рынок мебельной розницы в Челябинске уже переполнен. Основная конкуренция идет за распределение средств потребителей. Чем больше денег он будет тратить на обустройство своего дома, тем лучше всем участникам, – считает начальник департамента развития компании «Южуралмебель» Алла Слав. – В этой ситуации универсальные торговые центры становятся нежизнеспособными. Необходима концепция торгового центра, ориентированная на узкий сегмент».

Так, по словам Алексея Задорина, МЦ «Атриум», существующий на рынке один год, изначально был ориентирован на потребителя эконом-класса. «Сегодня в Челябинске не хватает качественной мебели по доступным ценам. Рынок переполнен продукцией, которая производится в кустарных условиях. Мы же предложили покупателям достойный продукт в своей ценовой нише», – полагает он.

«Конечно, сегодня выгоднее работать на массового покупателя, так как уровень платежеспособности населения в Челябинске по-прежнему достаточно невысок», – говорит директор центра интерьера «Магнит» Марина Порохина. – Но в нашем случае ставка была сделана на другой формат. Комплекс рассчитан на покупателя со средним и выше среднего уровнем доходов. К примеру, приходя к нам, покупатель может сразу увидеть мебель в интерьере и отдать преимущество тому или иному товару. Кроме того, прежде чем попасть к нам, арендаторы проходят конкурсный отбор. Нас интересует ассортимент производителя, цены и его политика в области качества».

По словам директора челябинского филиала компании «Миасс-мебель» Александра Зырянцева, сегодня выбор потребителя все чаще определяет не цена, а качество мебели. «Проблема в том, что покупатель не всегда может найти то, что хочет, так как качественной мебели местного производства на рынке крайне мало. После вступления России в ВТО челябинские мебельщики могут столкнуться с другой проблемой. На рынок хлынет импорт, в результате мелкие компании просто не выживут».

По оценкам игроков, сегодня челябинский рынок мебельной розницы насыщен примерно на 80 %. При этом средняя рентабельность в мебельном ретейле составляет 30 %. По словам Аллы Слав, в этом году выхода на рынок новых операторов ожидать не стоит. В перспективе он будет двигаться в сторону дальнейшего укрупнения игроков. Кроме того, в ближайшие несколько лет челябинский рынок подвергнется мощной экспансии иностранных ретейлеров, таких как IKEA, а также федеральных сетей, которые стремятся расширяться за счет регионов, копируя западный опыт.

Марина Порохина считает, что это будут в первую очередь такие компании, как «Гранд» (Москва), «Атлас люкс» (Москва), «Лазурит» (Калининград) и другие.

Как полагает директор по маркетингу и развитию фабрики мебели «Линда» Иван Петриди, федеральная и иностранная экспансия – это перспектива ближайших трех лет. «Такой оператор, как IKEA – серьезный конкурент в первую очередь для мелких производителей дешевой мебели, – сказал он. – Многие из них вынуждены будут уйти с рынка. Что касается крупных игроков, то они, наоборот, укрепят свои позиции, обретут стабильность. Появление инорегиональных компаний в целом положительно скажется на уровне развития местного ретейла».

Фото: Фото Максима ВАЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления