Бизнес В Челябинске появится тульская «Слобода»?

В Челябинске появится тульская «Слобода»?

В следующем году на челябинском рынке прессы появится новый игрок. Весной 2008 года тульский еженедельник «Слобода» начнет выходить в Челябинске 70-тысячным тиражом. По мнению представителей «Слободы», ниша, которую занимает это издание в Туле...

" src=

В следующем году на челябинском рынке прессы появится новый игрок. Весной 2008 года тульский еженедельник «Слобода» начнет выходить в Челябинске 70-тысячным тиражом. По мнению представителей «Слободы», ниша, которую занимает это издание в Туле, в столице Южного Урала пока свободна. Между тем, участники рынка единодушны в скептической оценке шансов тульской газеты в Челябинске. Среди основных причин обреченности проекта газетчики называют несвоевременность выхода игрока на челябинский газетный рынок и невостребованность формата «городской газеты для семейного чтения» среди челябинцев.

Как сообщила сайту Chel.ru издатель, генеральный директор газеты «Слобода» Вера Кирюнина, в планах руководства вывести тульское издание на челябинский медиарынок весной 2008 года. «Челябинский рынок для нас интересен: здесь достаточно сильные газеты, хорошие кадры, интересная аудитория, – говорит г-жа Кирюнина. – Челябинский проект будет представлять собой клон тульского издания "Слобода". Это городская газета для семейного чтения». Тираж челябинской «Слободы» составит 70 тысяч экземпляров, инвестиции в проект – около одного миллиона долларов.

«Почему бы не клонировать отработанную бизнес-модель? – продолжает генеральный директор тульской «Слободы». – Все зависит от грамотного позиционирования издания. В Туле "Слобода" занимает порядка 60 % местного рекламного рынка. Мы рассчитываем завоевать свою аудиторию и в Челябинске. Думаю, проект будет успешным». До конца этого года «Слобода» планирует запустить аналогичные проекты на юге России.

За последние два года в Челябинске появилось два новых федеральных газетных проекта: журнал федеральной сети телегидов «Теленеделя» и питерское издание «Панорама ТВ». По мнению экспертов, интерес медиаинвесторов к региональным рынкам объясняется небывалыми темпами роста рекламы в регионах, которые почти вдвое превышают темпы роста национальной рекламы.

Генеральный директор «Телесемь-Челябинск» Юрий Лифанов успех тульского еженедельного издания «Слобода» прежде всего связывает с личностью того, кто ею владеет. «"Слобода" – это одно из первых частных региональных изданий страны. Газета начиналась как семейный бизнес. Проект достиг успеха благодаря организационным талантам руководителей этого издания, – говорит он. – Хотя, безусловно, большую роль сыграл и контент: в Туле "Слобода" – это семейная газета, которая по-настоящему близка горожанам».

Однако повторить успех тульской «Слободы» в других регионах и, в частности, в Челябинске, по мнению Юрия Лифанова, будет нелегко. «Далеко не каждый опыт удачно транслируется на новые проекты, – рассуждает генеральный директор «Телесемь-Челябинск». – "Слобода" – это уникальный тульский продукт. В Туле эта газета выходит объемом сто с лишним полос при тираже более 100 тысяч экземпляров. Для Челябинска это – нонсенс. Владельцам издания стоило бы сначала обкатать эту модель на таких городах, как Тверь или Калуга, а уже потом реализовывать проект в городах-миллионниках. Думаю, именно это издатели и попытаются сделать до весны будущего года».

Схожее мнение высказал и главный редактор газеты «Челябинский рабочий» Борис Киршин: «"Слобода" – предмет моего научного интереса как преподавателя факультета журналистики. Это одна из интереснейших региональных газет России, доказывающая на своем примере, что региональный рынок прессы абсолютно не безнадежен. Тульская «Слобода» – это экономически успешный еженедельник, печатающийся в московском издательстве «Пресса» и выпускающийся в разные время объемом от 80 до 100 страниц. В лучшие времена тираж «Слободы» достигал 120 тысяч экземпляров (и это при 460-тысячном населении Тулы!). Это очень хороший показатель не только для России, но и для Запада».

Тем не менее Борис Киршин сомневается в том, что тульскому еженедельнику удастся серьезно изменить расклад сил на челябинском газетном рынке. ««Слобода» – это несетевой проект. Конечно, в Туле у этого предприятия полностью отстроены бизнес-процессы. Но если попытаться по этим же принципам организовать работу «Слободы» в Челябинске, не факт, что этот проект ждет успех, – говорит он. – Кроме того, нужно учитывать и утерянные за время отсутствия Веры Кирюниной (я имею в виду ее уход в московские проекты) позиции «Слободы». За это время газета несколько «просела», снизился тираж издания и, соответственно, доходность газеты. Восстановить прежние позиции не так-то просто».

Юрий Лифанов считает, что достичь того же успеха, что и в Туле, в Челябинске «Слободе» помешает минимум два фактора: времени и места. «2006 год – это не 1994-й, а Челябинск – не Тула. Это разные города, с различными менталитетами, историей и особенностями медиарынка. В Челябинске есть достаточно сильные ежедневные газеты, такие как "Челябинский рабочий" и "Вечерний Челябинск". Кроме того, большая доля рекламного рынка принадлежит бесплатным газетам».

«Да, в Челябинске достаточно сильные позиции занимают телегиды, бесплатная пресса, развита ниша ежедневных общественно-политических изданий, – соглашается Вера Кирюнина. – Что касается формата городской газеты, то сегодня это ниша на челябинском медиарынке свободна».

Однако по мнению главного редактора газеты «Московский комсомолец – Челябинск» Владислава Вериго, ниша «газет для горожан» в Челябинске уже заполнена. «Сейчас "Комсомольская правда" сделала ставку на формат "газета нашего города", поэтому "Слободе" придется конкурировать с этим изданием, – говорит он. – Кроме того, в этой нише работает "Вечерний Челябинск", в некотором роде – "Челябинский рабочий", а также ряд интернет-изданий».

Также г-н Вериго отметил, что попытка прежнего руководства челябинского «МК» приблизиться к читателю за счет копирования формата «Слободы», не увенчалась успехом. Этот факт, по мнению главного редактора «МК-Челябинск», должен заставить задуматься владельцев тульского еженедельника над перспективами проекта в столице Южного Урала.

«Еще вчера "Слобода" могла бы легко превзойти все челябинские издания по тиражу, охвату аудитории и даже количеству рекламных сборов. Но читатель – потребитель информации, в нашей стране резко начал менять вкусы и пристрастия. И в Челябинске тоже, – комментирует редактор регионального выпуска газеты «Комсомольская правда» Антон Садчиков. – На днях основатель газеты «Коммерсантъ» Владимир Яковлев в интервью газете «Ведомости» сформулировал принципы новой журналистики. По его мнению, ключевыми словами для вчерашнего читателя были слова "полезно" и "нужно знать". Сегодня им неинтересно читать издания, которые только информируют и советуют. Надо сделать так, чтобы чтение свежего номера доставляло удовольствие. В качестве примера модели нового подхода Яковлев называет журнал «Esquire». С этой точки зрения семейная газета как собеседник и советчик в чистом виде сегодня уже мало востребована».

«Я затрудняюсь комментировать успех данного проекта в Челябинске, пока не увижу, насколько он будет адаптирован под наш город, – добавил Юрий Лифанов. – Если проект останется в том виде, в каком он выходил в Туле год назад, шансов в Челябинске у него нет».

«Слобода» безусловно завоюет свою аудиторию. Но вот какова будет ее доля? – рассуждает г-н Садчиков. – Не забывайте также о колоссальных затратах и усилиях команды: редактора, топ-менеджера, менеджера по продвижению и распространению. Ни одного такого специалиста для подъема мощного еженедельника сегодня в Челябинске нет. Можно найти людей с ростками "газетного" таланта и воспитать их. Но на это уйдет минимум два года».

«Год – это очень большой срок. Не известно, что за это время произойдет со «Слободой» и всей региональной прессой, – говорит Борис Киршин. – К тому же инвестиции в сумме одного миллиона долларов – это копейки для большого города. К тому же, осенью 2007 года в Челябинске реализуется проект газеты «Деловой Петербург» – естественно, под другим названием. За ним стоит более серьезный капитал, так как это проект шведского издательства. Думаю, владельцы этого издания могут вложить в развитие своего проекта и в Челябинске и в любом другом регионе до пяти миллионов долларов. Выход в регионы «Делового Петербурга» – более серьезное событие в отличие от появления на челябинском рынке тульской "Слободы"».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления