RU74
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Челябинске

Погода-5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

3 м/c,

ю-в.

736мм 86%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Бизнес Василий Курбацких, директор издательства «Аркаим»: «Если бы я выпускал столько же книг в Америке, то был бы богаче в пять раз!»

Василий Курбацких, директор издательства «Аркаим»: «Если бы я выпускал столько же книг в Америке, то был бы богаче в пять раз!»

Наша политика - выпускать книги, которые не могут завтра стать макулатурой В начале 90-х годов издателю нужно было только иметь бумагу, а что печатать - не так важноУверен, что цены на книги в России будут расти, сравниваясь с мировым уровнем

В эпоху становления рыночных отношений в России одним из самых прибыльных видов бизнеса считался бизнес издательский. Книжный голод в самой читающей стране мира был столь велик, что у людей, выпускающих в свет многотысячными тиражами фантастику и детективы в мягких обложках, процент прибыли зашкаливал за 200-300 процентов. Известный челябинский предприниматель Артур Никитин признавался, что стартовый капитал для своего грандиозного проекта сети городских гипермаркетов он скопил именно на издательской деятельности, напечатав огромным тиражом... обычный телефонный справочник.

Времена изменились, годы «диких» процентов в прошлом, издательский бизнес стал намного сложнее из-за естественного снижения спроса и возросшей конкуренции. Многие коммерсанты переключились на другой род деятельности. Пробиться к вершинам книгоиздательства удалось тем, кто смог освоиться в цивилизованном рынке и предложить потребителю интересные новинки. В числе таких бизнесменов – челябинец Василий Курбацких, директор книжного издательства «Аркаим». Раньше оно называлось – «Урал ЛТД». Почему произошла смена известного уже бренда, какова сейчас ситуация на местном книжном рынке, что будет меняться в сети розничной продажи книг? Об этом и многом другом Василий Августинович рассказывает читателям 74.RU.

- Василий Августинович, «Урал Л.Т.Д.» появилось как раз в то постсоветское время, когда книжный голод был жуткий, и издавать можно было практически что угодно — это все равно покупалось. Именно поэтому вы и стали издателем?

- Я стал издателем, потому что всегда был книголюбом. Родился в деревне, в 1961 году - в Чесменском районе, поселке Огнеупорный. Телевизоры тогда в деревнях показывали неважно. И кино завозили не каждый день. Может быть поэтому, сколько себя помню, любимым времяпрепровождением всегда было чтение. Отсюда любовь и уважение к книге. К 8 годам — а мы тогда уже переехали в Челябинск — я ясно понимал, что книга может многому научить.

- Что вы читали? Гайдара, Шолохова?..

- И Гайдара, и Шолохова, и Дефо («Робинзона Крузо»). Очень рано я понял силу слова. Мне всегда нравилось читать и рассказывать о том, что заинтересовало меня. А одна из главных составляющих деятельности издателя - это умение работать с информацией, умение отличать интересную и полезную информацию от того, что малосущественно и сиюминутно.

А еще я всегда увлекался фотографией: сначала были детские фотокружки, потом фотоклуб. У меня был очень хороший по тем временам фотоаппарат - «Зенит Е» с двумя объективами. Я учился отличать хорошую работу от средней или слабой. Много снимал сам и наблюдал, как работают профессиональные фотографы. Это увлечение сегодня помогает мне при оценке фотоиллюстративных материалов, которые мы собираемся разместить в той или иной книге.

- Что вы оканчивали?

- Инженерно-строительный факультет ЧПИ, специальность «Промышленное и гражданское строительство». Защитил диплом на тему «Оценка технического состояния зданий электросталеплавильного цеха номер три Челябинского металлургического комбината». После окончания института работал в «Челябметаллургстрое», на строительстве Челябинского электрометаллургического комбината. Строил прядельно-ткацкую фабрику на северо-западе, ЖБИ. Опыт работы был интересный: на стройке ты должен в постоянно меняющейся ситуации оперативно принимать решения. Получил звание ударника 11 Пятилетки, чем и горжусь. А в 1985 году, в канун апрельского пленума ЦК КПСС, который объявил о перестройке, я перестал работать в государственном секторе экономики.

- Что стали делать?

- Собрал из своих друзей хорошую команду строителей, работали по договорам на интересных объектах. В 1991 году, как только в России появилась юридическая возможность издавать книги, я начал этим заниматься.

- Вы сказали, что в 1991 начали выпускать книги. Как?

- Услышал от своего товарища, что это возможно. Монополия государства на выпуск книг существовала до 1991 года. У нас после 1991 года этим могло заняться любое частное предприятие. Для этого нужно было только иметь бумагу. В Челябинске почему-то очень популярно было издавать А. Дюма, но мы эти книги не издавали. Сегодня ситуация противоположная: количество ресурсов - неограниченное, но нужно понимать и знать, что издавать. И еще уметь продавать то, что вы издаете.

- А как в то время решался вопрос с типографиями?

- В типографиях были очереди. Обращаешься: «Мне нужно издать 100 тысяч экземпляров», а тебе говорят: «У нас все занято, издательство «Правда» печатает 1 миллион экземпляров в месяц». Выход был один: договариваться. В то время мы с московским издательством «Мир» издавали серию фантастики. К слову сказать, до сих пор у любителей фантастики на полках эти книги стоят - сам видел.

- А как насчет тяжелой конкурентной борьбы? Ведь вы были не одни...

- В самом начале 90-х годов, действительно, издательств было достаточно много, потому что это был очень рентабельный бизнес. Но как только мы стали выпускать по 100 тысяч экземпляров книг в месяц, то очень быстро стали крупнее остальных. А главным нашим конкурентом в то время было «Южно-Уральское книжное издательство». Нас даже путали с ними. Но если сравнивать объемы, то они уже тогда были несопоставимы. Мы отличались от всех остальных издательств и тем, что «Урал Л.Т.Д.» изначально было ориентировано не на местный и даже не на региональный, а на российский рынок. Потому что тиражи, которые мы издавали, невозможно было продать только в городе или области.

- Откуда связи? Как договаривались с тем же издательством «Мир», продавцами?

- Книжный рынок в 90-е годы начинался с того, что издатели и книготорговцы встретились, договорились и создали Международную книжную ярмарку, которая проходила в различных городах. Книгоиздатели приезжали на ярмарку, выставляли книжки. Как правило, книги одного издательства тогда умещались на одном-двух столах. Туда же приезжали и представители книжной торговли, покупали по нескольку тысяч экземпляров той или иной книги. Постепенно устанавливались постоянные связи и партнерские отношения, формировались команды. Интересное было время. Тогда издательства выпускали небольшое количество наименований книг, а тиражи по сегодняшним меркам были очень большие: 50 тысяч экземпляров считалось маленьким тиражом. Сегодня, наоборот, тиражи значительно уменьшились, но возросло количество наименований.

- Если не южноуральские издатели, тогда кто же тогда сегодня ваши конкуренты?

- Сегодня в России довольно устойчиво и успешно работают две с половиной тысячи издательств. Из ста ведущих издательств примерно 80 - это московские компании, 10 - Санкт-Петербургские. Остальные - издательства Ростова-на-Дону, Смоленска, Екатеринбурга. Ну и наше челябинское издательство тоже уже довольно давно занимает стабильные позиции в числе первых 50-ти российских компаний.

- Сейчас на российском рынке вы работаете под новым названием - «Аркаим». А что же произошло с издательством «Урал Л.Т.Д.»?..

- «Аркаим» - это издательство или часть нашей команды, которая работает на российском рынке, а «Урал Л.Т.Д.» - другая часть команды. Она ориентирована на издание книг для Челябинска и Южного Урала. Сейчас книг, ориентированных только на Уральский регион, мы выпускаем очень мало. Потому что выпускать книгу тиражом в тысячу экземпляров для большого издательства, ориентированного на российский рынок, нерентабельно. Но дело в том, что услуга-то востребованная: например, у одного из заводов или городов области юбилей и книга об этом событии, как правило, очень уместна. И делать такую юбилейную книгу нужно не просто хорошо, а суперхорошо. Я бы сказал, что такая праздничная книга должна выглядеть лучше, чем обычная, выпускаемая большим тиражом для массового читателя. Поэтому и возникла специализация, и разделение на две команды. Ну а там, где разные заказчики, разные подходы и разные команды – там и разные названия. Справедливо?

- Чтобы успешно конкурировать на российском рынке, нужно занять определенную нишу. Какова ваша ниша?

- А сегодняшняя ниша?

- В России мы лидеры по выпуску книг в нестандартном переплете. Мы издаем самые популярные и продаваемые книги по кулинарии в России. При издательстве - единственном в стране — созданы собственные фотостудия и кухня-лаборатория, где блюда готовятся и фотографируются. Мы выпускаем книги, соответствующие мировым стандартам, но включающие рецепты наших соотечественников - россиян, челябинцев. Зарегистрировали бренд «Миллион меню» и создали кулинарный сайт millionmenu.ru, который в течение 3-х месяцев вошел в десятку самых посещаемых в России кулинарных сайтов.

- Как прошла ярмарка в Москве? Собираетесь ли вы во Франкфурт, что повезете?

- В этом году московская ярмарка прошла для нас как никогда интересно. Мы привезли на ярмарку пять книг из серии «Миллион меню», и все они по качеству превосходили аналогичные переводные издания. Задача, которая ставилась перед издательством - создать бренд, востребованный в России и способный конкурировать в мире, - я считаю, была нами решена. Опыт побед у нас есть: в 2002 году «Аркаим» уже побеждал во всемирном конкурсе кулинарных книг «Гурман», который проходил во Франции.

Сейчас мы готовим делегацию из семи человек во Франкфурт, есть план по продаже и продвижению наших книг за рубежом. Второй момент, которым мы всех удивили на московской ярмарке - наш выход на рынок детской книги. Мы выпускаем книги-игрушки в нестандартных переплетах. «Аркаим» будет выпускать уникальные детские книжки. Представленные нами в Москве детские книги произвели очень хорошее впечатление. Уверен, что и во Франкфурте они понравятся. К впечатлениям о Московской ярмарке я могу добавить еще и то, что наш стенд посетили известные гости: министр печати России Михаил Лесин с заместителями, руководитель администрации президента Александр Волошин.

- Откуда идеи? Кто у вас в команде занимается мозговым штурмом?

- Идей много, они вокруг нас… Народ-то у нас в Челябинске и области творческий, ракеты строит...

- Как считаете, читатель сегодня придирчивый пошел: к оформлению книги, к качеству бумаги?..

- Да, сегодня читатель стал гораздо разборчивее. Это понятно, ведь есть из чего выбирать. Моя позиция как издателя: книги в России должны быть такого же качества, как и в Европе!

- Но не все же книги делать в твердом переплете...

- Да, и такова книжная практика во всем мире. Книга выходит в двух, иногда в трех вариантах. В дешевом мягком переплете, как правило, для одноразового прочтения. Это нормально, когда издатель, прежде всего, стремится удовлетворить потребности разных категорий читателей. Книга должна быть доступна для всех, поэтому и выпускается недорогой вариант.

- И все-таки сегодня книги дорогие. Почему?

- В России книги в два-три раза дешевле, чем за рубежом. Наш читатель находится сегодня в исключительной ситуации: он может купить книгу по качеству ничуть не уступающему той, которая продается в Лондоне или в Париже, но в два раза дешевле. А по сравнению с теми, что продаются в США - в три раза дешевле! Это происходит из-за различной системы ценообразования. Если вы видите в магазине шикарно оформленный альбом стоимостью в тысячу рублей, поспешите его купить: по мировым меркам, это просто подарок, на Западе книга такого качества стоила бы 70-100 долларов. Большая часть уходит книгораспространителю. Уверен, цены на книги в России будут расти, сравниваясь с мировыми.

Минимальные доходы от издательского и книготоргового бизнеса не способствуют развитию книготорговых сетей, не позволяют типографиям закупать новое оборудование, а издателям вкладывать деньги в серьезные проекты, приобретать лицензии. Издательский бизнес требует большого терпения. Ты вкладываешь деньги в книгу, которая выйдет только через шесть-восемь месяцев. А вдруг за это время на рынке произойдут какие-то непредвиденные изменения? Или конкуренты раньше выпустят аналогичную продукцию?

- Ваша продукция не залеживается?

- Что касается того, залеживается продукция или нет, в мире хорошим сроком продаж считается реализация тиража в течение года, нормальным - в течение трех лет. Мы выпускаем книги, пользующиеся постоянным устойчивым спросом, которые нужны и в том году, и в этом, и через год.

- А ведь на тех же детективах можно хорошо заработать. Может быть, вы их не печатаете, потому что с авторскими правами напряженка?..

- Действительно, если автор начинает работать с каким-то издательством, и оно его «раскручивает», то, как правило, смены издательства не происходит. В этом отношении в Москве с авторами проще договариваться. Как правило, люди, которые пишут такие книги, очень хорошо информированы о «реальных» событиях жизни политиков, бизнесменов, криминальных авторитетов.

- А вы сами что читать любите?

- Биографии, исторические книги.

- Интересно узнать ваше мнение о модной сегодня литературе: Акунин, Пелевин... Не интересует?

- Как профессионал, я этим, безусловно, интересуюсь. Если же говорить, люблю ли я читать этих авторов,- то могу сказать, что я спокойно отношусь к подобного рода литературе. Но знаете, какая интересная штука? Не читать сегодня Акунина, Пелевина, Мураками - это неприлично! Культурный человек должен интересоваться литературным процессом. Если мы перестанем интересоваться тем, что написал Пелевин и Мураками, ими перестанут интересоваться и наши дети.

- Когда издатель говорит, что не читать того или иного автора не прилично, я как читатель вижу в этом лукавство. Получается, что издатель выступает законодателем моды. Сегодня модно читать Мураками, модно читать «Алхимика»...

- А на меня «Алхимик» не производит впечатления. Что касается Мураками, я имею в виду некий обобщенный образ. Если говорить о том, что нравится лично мне из подобной литературы - это Милорад Павич. Его последняя вещь «Шахматная доска» - вот это класс, вот это супер. А в том, что нужно читать Акунина, Пелевина, Мураками никакого лукавства нет. Есть осознанный выбор и четкое представление о том, что у детей времяпрепровождения должно быть поменьше, а чтения побольше. Мое убеждение: правильно подбери ребенку библиотеку, «научи» его любить книгу,- и ты вырастишь честного, ответственного и умного человека. Именно отсюда наша принципиальная позиция в отношении книжной торговли, которая в Челябинской области должна быть одной из лучших в России.

- Когда у вас появился первый магазин?

- В 1999 году на улице Красной. Это был первый в городе книжный магазин с открытым доступом покупателей.

- Вам понадобился собственный магазин для того, чтобы увеличить продажи?

- Да просто для того, чтобы показать, как это должно быть! Мне не нравилось, какой была книжная торговля в Челябинской области. Книги было продавать негде. В 90-х годы книжные магазины закрывались, здесь торговали тканями и бытовой химией. Все возможное, чтобы ситуация изменилась, я делал и делаю. Потому и открыли магазин - с чего-то надо было начинать! Сегодня у нас три магазина в Челябинске.

- Расширяться собираетесь?

- Да, у нас есть план по развитию собственной книготорговой сети. В ближайшее время мы откроем несколько книжных супермаркетов. Последняя стратегия книготорговли - магазины от 1000 квадратных метров. Всего у нас таких магазинов будет пять. Из них в будущем году мы откроем два - площадью 1200 и 1500 квадратных метров. Остальные - позже. Книжные супермаркеты - это магазины, в которых может быть представлении почти весь книжный ассортимент, выпускаемый сегодня в России. Сейчас это около 65 тысяч наименований книг. Так что такие магазины могут работать и как постоянно действующая книжная выставка, и как некий книжный форум, объединяющий тех кто пишет, тех кто издает и тех, кто покупает книги.

- Что будет с магазином «Военная книга»? Он ведь, кажется, вам принадлежал?..

- Нет, он нам не принадлежал. Там будет открыт - думаю, в первом квартале будущего года - очень хороший книжный магазин. Приложил ли я к этому руку - да, я все сделал для того, чтобы он остался книжным магазином.

- В ваши планы не входит объединение с кем-либо? Как относитесь к процессу слияния и поглощения?

- Нормально отношусь к обоим процессам. А если конкретно говорить, то сливаться мне на местном рынке вроде не с кем. «Поглощать»…, может, и «поглотим» кого-нибудь в ближайшее время, «в рабочем порядке». Только все равно это будет не очень заметное явление на уральском книжном рынке. Знаете, если объединить всех издателей Челябинской, Курганской, Оренбургской областях, то все равно это будет меньше, чем наш «Аркаим». Но, все равно, раз вас такие процессы интересуют, как только что-нибудь подобное произойдет – вы об этом обязательно узнаете. А вообще, все наши конкуренты и потенциальные партнеры - в Москве.

- А объединение на федеральном рынке?

- А тут у нас есть мысли. Мы обсуждаем сегодня с ведущими российскими игроками, как нам действовать более эффективно в Москве. А если вернуться к Челябинскому рынку, мы были бы только рады, если больше у нас было больше издателей. Потому, что наша стратегия развития предусматривает возможность сотрудничества со всеми, кому интересно делать книгу.

- Выделите кого-нибудь из тех, кто уже есть?

- Меня очень радуют «Каменный пояс» и издательство «Автограф».

- Как в Ваш книгоиздательский бизнес вписывается строительство бизнес-центра?

- В первую очередь это здание, в котором будет располагаться наше издательство. Кроме этого, это бизнес-центр, из которого будет удобно вести дела со всем миром. Опять же, нам самим это необходимо, так как мы поддерживаем постоянные и устойчивые деловые отношения и с Юго-Восточной Азией, и с Европой, и с Америкой. Поэтому все, что в этом бизнес-центре мы сами не займем, мы предложим занять таким челябинским компаниям, которым все это важно - современные интерьеры, гибкая планировка офисов, великолепные телекоммуникационные каналы связи, надежная охрана. И все что необходимо для ведения бизнеса - копи-центр, переговорные комнаты с синхронным переводом, авиакассы, транспортное сопровождение, рестораны, кафе, ну и досуговый центр для того, чтобы можно было отдохнуть после работы.

Бизнес-центров такого класса еще нет в Челябинске. И моя позиция заключается в том, что если уж что-то строить, то, что будет востребовано и так, чтобы эта новостройка стала украшением нашего города. Отсюда и требования к тому, что мы на этом новом для себя рынке делаем: лучшие в мире светопрозрачные конструкции, лучший в мире гранит… Подход простой: если здание, которое мы строим, поставить в центре Франкфурта-на-Майне, банковской столице Европы, или в Милане, то и там бы оно должно выглядеть достойно. Это тот же подход, который мы исповедуем при издании наших книг - они великолепно смотрятся рядом с книгами из Японии, Австралии, США, Великобритании, Германии. Это не тот подход, когда нам за них не стыдно. Это совсем другое отношение к делу – мы ими гордимся, когда они с лучшими мировыми изданиями радом стоят.

- Давайте еще раз вернемся к вашему названию. Почему все-таки «Аркаим»?

- Аркаим, это название одного из древнейших городов, который археологи обнаружили около 15 лет назад недалеко от Челябинска. Он принадлежал к целой системе древних поселений, часть из которых не раскопана до сих пор. Специалисты, занимающиеся раскопками, проверяют гипотезу о том, что эта система городов имела отношение к древним ариям. Если эта гипотеза подтвердится, то Южный Урал будет считаться родиной одной из древнейших их известнейших мировых цивилизаций. Поэтому, можно считать, что «Аркаим» это обозначение некоторого места, где зародились и откуда распространялись новый жизненный уклад, новая культура и новые технологии. Новый образ жизни, если хотите. Формирование нового отношения к жизни и к бизнесу очень важно для современной России. Кроме того, очень важной является задача формирования соответствующего имиджа новой России во всем мире. Поэтому мы решили использовать название «Аркаим» в качестве имени нашего нового издательства.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления