Бизнес Бизнес и власть: диалог на равных

Бизнес и власть: диалог на равных

Бизнесу необходим квалифицированный посредник в диалоге с чиновниками Сейчас практически нет притока новых людей в предпринимательскую среду Чтобы открыть даже небольшую семейную кофейню в Челябинске, необходимо 150 тысяч долларов

В рубрике «Сделано в Челябинске» мы обещали читателям рассказывать не только о конкретных проектах и объектах, которые приносят славу Челябинску и всему Южному Уралу, но и о людях и даже целых организациях, способствующих развитию нашего региона. К таковым, безусловно, относится некоммерческое партнерство «Уральская федерация содействия бизнесу» (УФСБ), которой в сентябре нынешнего года исполняется два года. В отличие от других общественных организаций, связанных с бизнесом, она наиболее открыта для общения с властью. Возможно, на это повлияли обстоятельства ее появления на свет – УФСБ выросла из рабочей группы по проблемам взаимодействия органов государственной власти и предпринимателей, действующей при главном федеральном инспекторе по Челябинской области.

Однако это не мешает членам УФСБ нередко и критиковать действия чиновников разных уровней, мешающие развитию предпринимательства. Как считают члены УФСБ, одно из главных условий сегодняшнего продвижения бизнеса – информационная открытость и гласность в диалоге с властью. Что мешает сегодня развитию малого и среднего бизнеса на Южном Урале, какие проблемы требуют скорейшего решения, по какому пути необходимо идти малому предпринимательству, почему бизнесу необходим квалифицированный посредник в диалоге с властью?

На эти и многие другие темы рассуждают участники круглого стола на сайте Chelyabinsk.rи, члены УФСБ: директор Челябинского филиала ЗАО «Балтийский Банк» Дмитрий Довженко, руководитель Торгового дома «Александра» Александр Дейнеко, депутат Челябинской городской думы, председатель муниципального совета Калининского района Челябинска, председатель совета директоров ЗАО «Картель «Промснаб» Владимир Бодров и его коллега по Челябинской городской думе, председатель муниципального совета Курчатовского района Челябинска Андрей Букреев. Заседание нашего круглого стола построено по принципу: четкая формулировка проблемы – основа ее решения. Первые вопросы мы адресовали члену совета УФСБ Александру Дейнеко, который сравнительно недавно вступил в эту организацию:

С какими мыслями, идеями вы пришли в эту организацию? Чего вы от нее ждете?

А. Дейнеко: Я являюсь членом этой организации уже год. В УФСБ меня привлекло то, что в нее входят люди, которых можно назвать состоявшимися бизнесменами. Между нами идет постоянный обмен информацией. Мы узнаем о том, у кого какие проблемы, как они решаются, обобщаем свой опыт. Такой информационный обмен сегодня очень важен и полезен. Он позволяет качественно улучшить бизнес.

А чем, на ваш взгляд, УФСБ отличается от других организаций предпринимателей?

А. Дейнеко: Первое отличие я уже назвал – в УФСБ собрались серьезные бизнесмены, которые могут решать не только свои, узкие проблемы. При всех административных барьерах и фактах произвола наша государственная система все-таки поддерживает бизнес и взаимодействует с ним. Систему нужно просто улучшать. Бизнес должен развиваться, а государство – корректировать законы. Простой пример. Сегодня из-за отсутствия правовых норм очень трудно провести грань между порядочным и непорядочным бизнесменом. Непорядочный человек, взявший многомиллионные кредиты, может легко уйти от ответственности. Этого быть не должно.

Все члены УФСБ при всей непохожести их взглядов пришли к единому мнению – бизнесу сегодня необходимо объединяться. Мы активно общаемся на эту тему с другими бизнесменами, которые еще не вошли в УФСБ, но при этом никого к себе не тянем. Каждый должен принять решение самостоятельно, есть ли для него необходимость в УФСБ или нет. Мы поднимаем дискуссии на различные темы, но основная – это отношение с властью. Когда бизнесмен один, на его проблемы власть часто смотрит снисходительно. Когда предпринимателей сотни, она уже не может не обратить на них внимание. Взаимодействие бизнеса с властью должно идти на основе дискуссий и открытого обсуждения проблем.

Д. Довженко: Возможно, отдельным чиновникам выгодно, чтобы бизнес был разобщен. А с другой стороны, власти нет смысла работать с каждым отдельным предпринимателем. Ситуация развивается в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей.

А. Дейнеко: Приведу еще один пример. Не секрет, что при прежнем мэре Челябинска к крупному строительству в городе были допущены определенные бизнесмены. Конкурсы, как правило, проводились в закрытом режиме, что давало почву для появления различных домыслов. Чтобы подобного не происходило, необходимо проводить открытые тендеры, играть по одним, прозрачным правилам.

Какие конкретные проекты предлагает УФСБ?

Д. Довженко: Многочисленные обращения предпринимателей в УФСБ показывают, что сегодня бизнесу необходим квалифицированный посредник в диалоге с чиновниками. В качестве примера такой деятельности можно привести инициативу нашей организации включить в состав муниципальных советов с правом совещательного голоса представителей бизнес-сообщества.

А. Букреев: Реализация этой идеи выгодна и бизнесу, и власти, и обществу в целом. Предприниматели, которые начнут работать в муниципальных советах, будут более глубоко понимать проблемы района, в котором они живут и ведут свой бизнес. В этом направлении многое уже делается. Например, в Курчатовском районе предприниматели совместно с районной администрацией уже осуществляют ряд социальных проектов.

Д. Довженко: Первой задачей УФСБ было изучение ситуации в сфере развития малого и среднего бизнеса. В частности, нас интересовало, насколько мешают жить предпринимателям так называемые административные барьеры. Напомню, УФСБ родилась из рабочей группы при главном федеральном инспекторе по Челябинской области. После проведенной работы мы пришли к выводу – проблемы действительно есть. Причем как системные, так и несистемные. Последние возникают на уровне муниципальных образований. У предпринимателей, как правило, нет проблем в отношениях с органами федеральной и областной власти. Но когда дело доходит до уровня муниципалитетов: муниципальных заказов, муниципальных тендеры и так далее, –у предпринимателей могут начаться эти проблемы. Были случаи, когда бизнесменов облагали дополнительными сборами взамен на предоставление определенных преференций.

В. Бодров: Мы понимаем, что бюджет муниципального образования нуждается в дополнительных поступлениях для реализации социальных программ. Главное, чтобы деньги бизнеса работали на город, а не на карман отдельного чиновника.

Д. Довженко: Первым делом мы проехали по городам и районам области. Посмотрели и поняли, что предприниматель, который борется за выживание своего бизнеса, не готов к объединению для решения стратегических задач. Все свои силы он тратит на решение сиюминутных вопросов и проблем. У него все «горит»: вчера был представитель пожарной инспекции, сегодня – представитель СЭС, кто придет завтра?.. Ответственно решать проблемы и отстаивать интересы предпринимательства могут только те люди, чей бизнес уже прошел стадию становления. У них «не горит». Они научились решать свои проблемы и могут передать свой опыт начинающим предпринимателям.

А. Дейнеко: Раньше малый и средний бизнес вообще не воспринимался властями. Мэр разговаривал серьезно лишь с руководителями крупных предприятий, с теми, у кого заводы и обороты в сотни миллионов. Но сейчас федеральные власти, и об этом прямо говорится в недавнем Послании Президента Федеральному Собранию, делают ставку на малый и средний бизнес, который платит не меньше, а порой и больше налогов, чем крупные предприятия. И поэтому мы хотим быть услышанными.

– Как УФСБ решает проблемы, возникающие на уровне муниципалитетов?

В. Бодров: Мы разбираемся с каждым конкретным случаем. Недавно провели совместное заседание общественного совета по антимонопольной политике при Законодательном собрании области, которую я возглавляю, рабочей группы по проблемам взаимодействия органов государственной власти и предпринимателей при главном федеральном инспекторе, федеральной антимонопольной службы, единого тарифного органа области и ОАО «Челябэнергосбыт». Рассматривалось обращение Союза предпринимателей Миасса по поводу хозяйственных отношений между предпринимателями и поставщиками электроэнергии. Суть проблемы: в Миассе предприниматели платят значительные штрафы за небольшой перебор или, наоборот, недобор электроэнергии. А что такое для небольшого офиса перебор энергии? Включил в сеть кондиционер или лишний раз вскипятил чай, вот и плати двойной тариф.

Мы понимаем, что к энергетикам тоже предъявляют жесткие требования, и порой они вынуждены прибегать к таким драконовским мерам по отношению к небольшим предприятиям. Однако штрафовать предпринимателей на крупные суммы за незначительные нарушения – тоже не выход. Конечно, бизнесмены могут пойти в суд и там оспорить штрафные санкции. Однако это длительный процесс. Позиция антимонопольного комитета – согласно федеральным законам в случае недобора или перебора энергии ОАО «Челябэнергосбыт» должен выставить потребителю сумму конкретного ущерба. Но это тоже сложно. В общем объеме потребляемой электроэнергии трудно подсчитать долю малого бизнеса. В итоге мы все-таки нашли общий язык с энергетиками, которые пообещали более гибко работать с представителями малого бизнеса, учитывать их интересы. По итогам совещания был составлен протокол. Энергетикам рекомендовали пересмотреть свои договорные отношения с предпринимателями. Этот пример показывает, что власть и бизнес могут цивилизованно и открыто договариваться.

Д. Довженко: Есть еще одна проблема. По всем официальным отчетам, количество субъектов малого бизнеса в нашей области если не увеличивается, то, по крайней мере, и не уменьшается. На самом деле эта динамика создается за счет аффилированных структур, появления различных квази-контор, когда предприятию для уменьшения базы налогообложения выгодно распадаться на множество мелких структур и переходить на упрощенную систему налогообложения. Если с этой точки зрения посмотреть на ситуацию в малом бизнесе, то у нас не все так хорошо. Кроме того, стоит обратить внимание и на качество бизнеса. Сейчас практически нет притока новых людей в предпринимательскую среду.

Мы зашли в бизнес в конце 80-ых. Тогда, чтобы открыть свое дело, требовались просто деловая хватка и расторопность. В 1995 году для того же самого нужно было уже 30 тысяч долларов. А в 1998 году, чтобы с тобой начали серьезно разговаривать, требовалось 100-150 тысяч долларов. Поэтому последние люди зашли в серьезный бизнес, наверное, в 1996-1998 годах. Сейчас, чтобы открыть даже небольшую семейную кофейню, необходимо 150 тысяч долларов. Где взять такую сумму, к примеру, отставному военному, который в 45 лет вышел на пенсию? А у него еще много сил. Между тем политика президента страны направлена на развитие и укрепление малого и среднего бизнеса, на то, чтобы больше людей имели возможность открыть свое дело. В этом заинтересованы и потребители. Если бы в нашем городе появилось 100 кофеен и ресторанов, кому бы стало от этого плохо? Бизнесу и власти нужно создавать такую инфраструктуру вместе.

Вторая проблема – правовая неграмотность предпринимателей. Особенно это проявляется в малых городах. Люди, которые хотят начать свое дело, по старой привычке приходят что-то просить в муниципалитет. Они просто не знают, что есть конкретные сроки ответа чиновников на запросы, есть сроки подачи жалоб. Но у нас как? Если нам отказывают, мы пойдем «договариваться» – начнем искать друзей или начальника того, кто отказал. На Западе бизнесмен в таких ситуациях сразу бы подал в суд на действие или бездействие властей.

В. Бодров: К сожалению, у нас еще не столь компетентны и объективны судебные инстанции

Д. Довженко: Беда еще в том, что многие люди, которые приходят в бизнес, разоряются. У нас никто не учит тому, как вести свое дело. На мой взгляд, этим должно заниматься государство. Многие разоряются из-за элементарной правовой неграмотности, из-за того, что, к примеру, не знают, как грамотно платить налоги.

В. Бодров: Порой предпринимателям не хватает обычной информированности. Как депутат Челябинской городской думы я часто общаюсь с бизнесменами Калининского района и вижу, что многие из них просто не обладают достаточными сведениями о действиях власти. Вот простой пример. У одного из моих знакомых, владельца небольшой строительной фирмы, возникло непонимание с главой района. У строителя и руководителя района оказались разные взгляды на перспективы застройки определенного участка. Строитель видел только свою часть «пазла» и не мог охватить взглядом всю «картинку». А у главы не было возможности донести до предпринимателя свое градостроительное видение. Они обстоятельно поговорили, и ситуация быстро разрешилась. Чтобы исключить подобное непонимание, мы предложили внести изменения в Устав города и ввести с правом совещательного голоса в состав муниципальных советов представителей общественных организаций, в том числе и предпринимателей. Эта инициатива будет рассматриваться в гордуме уже в сентябре нынешнего года.

– А вы заинтересованы в том, чтобы появлялось как можно больше субъектов малого бизнеса? Ведь таким образом вы, возможно, пестуете своих будущих конкурентов.

В. Бодров: Да, заинтересованы. Нам нужны такие конкуренты – не дикие и оголтелые, а цивилизованные, с которыми можно честно конкурировать и совместно отстаивать общие интересы. Кроме того, такая конкуренция не позволит нам стоять на месте. Придется качественно работать над улучшением своего бизнеса.

А. Дейнеко: Я хочу продолжить мысль Владимира Бодрова. Если представители бизнеса будут включены в состав муниципальных советов, это будет большим плюсом для всех. Предприниматели получат право открыто и гласно влиять на принятие в городе важных решений, связанных с развитием малого и среднего бизнеса. Хотя, конечно, никто из нас, и я думаю, коллеги меня поддержат, не собирается перекладывать всю ношу на власть. Через неделю в Курчатовском районе у меня начинает работать благотворительный фонд, основная цель которого – оказание бесплатных юридических и психологических консультаций слабо защищенным слоям населения и проведение ликбеза для предпринимателей. С помощью УФСБ к этой работе будут привлекаться ведущие специалисты Челябинска. Мы будем давать юридическую оценку той или иной конфликтной ситуации, возникающей в отношениях власти и бизнеса, и рассматривать перспективы ее разрешения на всех этапах, в том числе и в суде.

Д. Довженко: Бесплатные консультации предпринимателям предоставляются сегодня и в Министерстве экономического развития области. Этим занимается Центр поддержки и развития предпринимательства, в котором работают грамотные специалисты. Однако, к сожалению, не все бизнесмены об этом знают.

– Какие еще проблемы вы готовы обсуждать с властью?

Д. Довженко: Наша цель – сделать так, чтобы общение бизнеса и власти носило регулярный и публичный характер: на страницах газет, на радио и в телеэфире. В этом плане нам нравится новая городская власть, которая старается действовать открыто. Кстати, накануне выборов УФСБ поддержала кандидатуру Юревича, хотя для многих из нас это был определенный риск. В случае победы другой стороны у предпринимателей, ведущих бизнес в городе, могли возникнуть большие проблемы. Мы поддерживаем идею легализации зарплат, предложенную Михаилом Юревичем. Уход от «серых» зарплат позволит вести бизнес более цивилизованно.

В. Бодров: Я бы хотел сделать акцент на проблеме, связанной с невозвратом долгов. Она носит системный характер. Я знаю немало людей, которые живут в достатке и имеют большие долги перед компаньонами. И ничего нельзя с ними сделать. Их бизнес официально записан на ближайших родственников.

А. Дейнеко: Здесь проблема в законах. Я повторюсь, что человек должен нести ответственность за свои поступки. В свое время Семен Мительман поднимал в ЗСО вопрос о долговых ямах. Это по-прежнему актуально. Бизнесмен должен нести личную ответственность за невозврат долгов. А новое жилищное законодательство не позволяет у него даже квартиру забрать. Еще я обратил бы внимание властей на зарплату госслужащих. Безусловно, она должна быть выше. Чтобы этого добиваться, необходимы новые, современные подходы. Например, если человек хочет срочно оформить какие-то документы в обход общей очереди, то должен платить больше. А вырученную таким образом сумму можно направить на повышение зарплаты чиновников.

В. Бодров: Многие проблемы, которые перечислили мои коллеги, могут быть решены только на законодательном уровне. Вот вам и ответ на вопрос, который в последнее время все чаще звучит в СМИ: зачем бизнес идет во власть? Я очень надеюсь, что в ближайшее время депутатов, представляющих интересы малого и среднего бизнеса, на всех уровнях представительной власти станет больше. Сегодня налоговые поступления от бизнеса формируют значительную часть бюджетов всех уровней. И было бы логично, если бы важные решения по многим экономическим вопросам принимались с учетом мнения бизнес-сообщества.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления