RU74
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Челябинске

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как 0

0 м/c,

738мм 60%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Бизнес Григорий Листик, директор компании «Листик и партнеры»: «Я владею языком бизнеса в совершенстве»

Григорий Листик, директор компании «Листик и партнеры»: «Я владею языком бизнеса в совершенстве»

Григорий Листик, один из владельцев и старший партнер одноименной компании, считает, что в жизни не бывает случайностей. Окна его офиса выходят прямо на синагогу. Несколько лет назад волей судьбы он стал совладельцем здания...

Григорий Листик, один из владельцев и старший партнер одноименной компании, считает, что в жизни не бывает случайностей. Окна его офиса выходят прямо на синагогу. Несколько лет назад волей судьбы он стал совладельцем здания, расположенного прямо напротив синагоги, рядом с домом челябинского раввина. Теперь он убежден, что это святое место, которое оберегает и приносит бизнесу успех.

Правда другое не менее судьбоносное событие произошло в его жизни намного раньше. Тогда молодому менеджеру предложили возглавить бизнес и стать директором перспективной аудиторской компании. Сегодня она носит редкую и звучную фамилию владельца. Глобальную цель своего бизнеса умудренный опытом стратег Григорий Листик формулирует примерно так – стать лидером в области аудита и консалтинга в России. При этом добавляет: «Амбициозная цель должна быть далека, но достижима»…

Прежде чем возглавить компанию Григорий Листик прошел все ступени карьерной лестницы. Еще в начале 90-х годов, будучи студентом четвертого курса Челябинского политеха, где учился по специальности «экономика и управление в строительстве», он пришел работать экономистом в Научно-исследовательский институт открытых горных работ. А закончив вуз, Листик устроился в фирму «Ресурс» на базе института, которая занималась поставками горного оборудования, и очень скоро получил должность главного бухгалтера.

– Мне никогда не было скучно работать с цифрами. Чушь! Среди них я чувствую себя абсолютно комфортно. Учет – это язык бизнеса. Знаете, как в анкетах часто пишут: владею английским языком со словарем. Так вот, про себя могу сказать – я владею языком бизнеса без словаря, в совершенстве. Для меня это нормальный язык, который описывает финансовые операции, он мне понятен и помогает многое объяснить. Скучно становится тогда, когда тупо изо дня в день делаешь ту или иную работу. Чтобы этого не происходило, необходимо все время расти, учиться, повышая свой профессиональный уровень.

В середине 90-х понятие аудита только-только входило в лексикон челябинского бизнеса. В 94-м году Григорий принял решение поехать в Москву, чтобы выучиться на аудитора. В то время как раз происходила выдача аттестатов нового образца. Так получилось, что Листик стал одним из первых в Челябинске, кто сдал экзамены на аттестат аудитора.

Через какое-то время последовало приглашение на работу в «Челиндбанк». Банковская карьера обещала неплохие перспективы, так что Григорий, не долго думая, решил уволиться из «Ресурса». Но через пару дней позвонили из банка и сообщили нерадостный вердикт: «Извините, но на самом высшем уровне вашу кандидатуру не утвердили». В результате, Листик оказался безработным. Правда, ненадолго – всего на две недели.

– Одной из первых аудиторских компаний в Челябинске была фирма «АудЭП», которую возглавляла Ирина Александровна Янчева. В то время активно развивался банковский сектор экономики, но на рынке практически не было аудиторов, которые бы его обслуживали. Поэтому на базе «АудЭПа» решено было запустить новый проект – организацию, которая бы занималась аудитом кредитных предприятий. В 95-м году совместно с питерской компанией «Петербургский банковский аудит» такая компания была создана. 14 августа фирму «Южуралбанкаудит» официально зарегистрировали, и в тот же день меня приняли туда на работу. Я начал с ассистента аудитора, потом стал практиковать как руководитель аудиторской проверки и в итоге возглавил банковское направление.

Примерно полгода компания работала с обычными предприятиями. Потом специалисты фирмы прошли стажировку в Петербурге, получили первый опыт в области банковского аудита и начали налаживать бизнес. Появились первые клиенты среди челябинских банков, а затем и в других областях.

– Занявшись аудитом банков, наша компания сразу попала в довольно жесткие условия. В отличие от других компаний на рынке, деятельность которых никем никогда не контролировалась, мы всегда находились под контролем Центробанка. Ответственность в этом направлении аудита очень высока, так как мы отвечаем за достоверность финансовой отчетности банков, на счетах которых хранятся деньги вкладчиков, предприятий и организаций.

Он считает, чтобы стать действительно хорошим специалистом – делать качественный аудит с пониманием того, что и зачем ты проверяешь, – нужно поработать минимум три-четыре года. Ведь есть немало людей, которые имеют аттестаты, но фактически аудиторами не являются и имеют очень слабое представление о профессии.

Человек-бренд

Сегодня Григория Листика можно по праву назвать человеком-брендом. Эта история началась два года назад. Тогда менеджмент всерьез задумался над тем, что пришло время менять имя компании. Прежняя торговая марка перестала отражать сущность бизнеса. Поэтому владельцы «Южуралбанкаудита» решились на ребрендинг.

– Больше всего мне не хотелось быть как все. Сегодня в Челябинске около сотни аудиторских компаний и все названия похожи друг на друга. Подумав, я решил воспользоваться тем, что досталось мне от родителей – своей фамилией, которая, согласитесь, довольно редкая и запоминающаяся. Согласовал свое решение с родителями, с питерскими партнерами, получил благословение, и мы начали работать под торговой маркой Листик и партнеры тм. Проработав какое-то время под этим брендом, я понял, что это был суперход, который по достоинству оценил рынок, – нас быстро заметили. Кроме того, наличие фамилии в названии усиливает ответственность руководителя. Ведь я таким образом подчеркиваю, что лично отвечаю за качество услуг нашей компании.

Надо сказать, что выносить свое имя в название фирмы принято в аудиторском бизнесе. Это мировая практика. И Листик об этом знал. К примеру, все аудиторские компании «большой четверки» имеют в названии фамилии своих основателей: «PricewaterhouseCoopers (PwC), «Deloitte», «Ernst & Young» и конечно KPMG – это аббревиатура, состоящая из начальных букв имен основателей компании. K – Клинфельд, P – Пит. M – Марвик, G – Герделер. В России сегодня не так уж много аудиторских компаний, привязанных к фамилиям своих основателей. Листик решил стать одним из первых.

Возглавив компанию, Григорий понял, что основная задача, которая перед ним стоит на первом этапе – выжить на этом рынке.

«Когда карьеру менеджера делаешь с нуля и в один прекрасный день сам того не желая вдруг получаешь предложение стать директором, от которого не можешь отказаться, и становишься им, то первое, что ты начинаешь испытывать – по меньшей мере растерянность и большое чувство ответственности за людей…» Тогда в компании работало около 10 человек. Им нужно было платить зарплату и параллельно развивать бизнес. Получив первый опыт руководства и понимание того, что такое стратегический менеджмент, учредители стали выстраивать долгосрочную стратегию развития и продвижения компании на рынок. Обычно дерзкие маркетинговые идеи крайне редко посещают аудиторские фирмы. Но только не в случае с компанией «Листик и партнеры». Их яркие проекты уже давно стали традицией. Один из последних вызовов рынку был сделан после нового года: тогда «Листик и партнеры» начали беспрецедентную выборную кампанию под лозунгом «Выбери аудитора». Менеджмент фирмы вышел с открытым предложением к предприятиям Челябинской, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-мансийского автономного округа и Башкирии выбрать в качестве аудиторской компании «Листик и партнеры».

Партнерство как идеология

Несколько лет назад Григорий Листик нашел для себя именно тот подход, который, по его мнению, способен обеспечить компании лидерские позиции на рынке. Он решил превратить своих сотрудников в полноправных партнеров. По его словам, партнерство – это не столько организационная форма, сколько идеология компании. Сегодня концепция партнерства оформлена на бумаге и принята коллегиально на стратегическом совете. Согласно ей существует несколько уровней партнерства, начиная от взаимоотношений с партнерами по бизнесу и конкурентами и заканчивая партнерством внутри коллектива. Так, сегодня партеров на уровне собственности в компании уже 11 человек.

– Люди, работающие в консалтинге и аудите – это, прежде всего, яркие, незашоренные личности, лидеры по своей натуре. Воспринимать их иначе как равных партнеров просто невозможно. Поэтому сам внутренний дух, атмосфера в коллективе подразумевает партнерство. Именно партнерство как смысл развития личности заложено в основу карьерного роста наших сотрудников. Никто в компании не ограничивает их возможность делать именно партнерский бизнес. При этом я не являюсь единоличным владельцем компании. По многим направлениям у меня нет и пятидесяти процентной доли. Но фактически мы с моим основным партнером Игониным Константином управляем компанией, направляя и контролируя ее развитие. Всем остальным мы готовы делиться именно с теми личностями, профессионалами, которые могут стать или уже являются нашими партнерами по бизнесу.

– Вам не кажется, что с точки зрения владельца бизнеса этот подход несколько альтруистичен?

– Ничуть! Этот подход подсказала сама логика развития бизнеса. Дело в том, что уровень самореализации людей в компании ничем не ограничен. Хочешь расти – пожалуйста, хочешь больше зарабатывать – это возможно. Одна из моих главных задач – сделать бизнес интересным для своих сотрудников. Поясню. На каком-то этапе я задал себе вопрос: если я, Григорий Листик, буду иметь 100 процентов капитала своего бизнеса, то как мне удержать профессионалов. А ведь именно люди определяют успех в бизнесе и двигают компанию вперед. Не секрет, что каждый специалист имеет определенный жизненный цикл развития. Проработав три года на одном месте, он начинает понимать, что уже не может себя реализовать в рамках компании, так как дошел до верхней ступеньки карьерной лестницы. Но я не хочу, чтобы эти люди уходили. Дабы не потерять талант, я предлагаю ему что-то новое, придумываю новые направления бизнеса. Только так мы сможем вместе достигать поставленной перед компанией глобальной цели. Не случайно, все наиболее успешные компании в мире развиваются по принципу партнерства. Вершиной карьеры в аудиторском бизнесе всегда было получение статуса партнера.

– И какова же ваша глобальная цель на рынке?

– Стать лидером в области аудита и консалтинга в России.

– Довольно амбициозно, ничего не скажешь…

– Это действительно так. Я думаю, что высшая амбициозная цель должна быть далека, но достижима.

– В таком случае, легко ли попасть на работу в вашу компанию?

– Думаю, да. Мы растем за счет молодых специалистов. Нам всегда нужны молодые, образованные люди с хорошим интеллектуальным потенциалом, лидерскими качествами и карьерными амбициями. Мы их целенаправленно ищем. Ведь аудитор в России – довольно молодая профессия. Она практически является ровесницей нашей компании. И найти на рынке готовых специалистов высокого уровня подготовки очень сложно. Поэтому мы охотно берем на работу студентов последних курсов, выпускников вузов и готовим кадры сами.

– Какие этапы необходимо пройти, чтобы стать полноправным партнером?

– За годы существования компании у нас сложилась своего рода диаграмма карьерного роста. Если к нам приходит молодой специалист, то перед ним ставится следующая задача – через год-два он должен стать ведущим специалистом в какой-либо области – учета, налогообложения или права. Если этого не произойдет, то скорее всего человеку будет предложено сменить компанию или специализацию. При этом если он профессионал, мы даем ему хорошую рекомендацию. Ведь зачастую оказывается, что человек попал просто не в свой бизнес, а в чем-то другом он гений. Поэтому ему нужно дать шанс найти себя в чем-то другом. Аудитор должен любить свою работу.

После того как ассистент стал ведущим специалистом, еще через год-два он должен вырасти до аудитора, сдать экзамен и получить аттестат аудитора и быть способным самостоятельно провести проверку небольшого предприятия или возглавить проект. Еще через год или два человек должен стать руководителем проекта, способным проводить проверки любой степени сложности. Если специалист достиг этого уровня, то наверняка в какой-то момент ему предложат стать полноправным партнером.

Сегодня на фоне усиления конкуренции на рынке, большинство аудиторских компаний все очевиднее осознают необходимость развивать помимо аудита другие направления деятельности. К идее диверсифицировать свой бизнес Григорий Листик пришел уже давно.

" hspace=

– Мы перестали позиционироваться как чисто аудиторская компания. Не секрет, что помимо аудита большинство аудиторских фирм сегодня активно занимаются консультированием. У нас очень хорошие позиции в сфере налогового консалтинга. Мы серьезно занимаемся вопросами налогового планирования и налогового арбитража. В компании сильное юридическое направление со специалистами в Екатеринбурге и Челябинске, мы достаточно успешно разрешили многие налоговые споры. У нас очень сильный юридический консалтинг в области корпоративного и хозяйственного права. Наши специалисты профессионально занимаются организационным проектированием – построением холдинговых, инвестиционно привлекательных структур, созданием управляющих компаний. Другое направление деятельности – комплексное сопровождением сделок по покупке-продаже бизнесов. Сюда относится проведение переговоров с партнерами в интересах акционеров, предпродажный аудит и организация самой сделки. Традиционная сфера интересов компании – это финансовое консультирование. Мы занимаемся разработкой бизнес-планов, организацией финансирования для предприятий и новых бизнесов, финансовым анализом. В отдельный бизнес выделены бухгалтерские услуги. Наша бухгалтерская фирма «Сальдо плюс», занимается оказанием бухгалтерских услуг предприятиям на основе аутсорсинга. В этой сфере наша задача – построить систему, которая бы давала заказчику стабильный, качественный, системный бухгалтерский продукт – ведение бухгалтерского учета в установленные сроки, без ошибок и с минимальными рисками. На высоком уровне в компании поставлено направление бизнес-обучения – проведение различных семинаров и конференций по финансовой тематике.

Кроме серьезного бизнеса, есть у компании и ее владельца и свое интеллектуальное хобби. Несколько лет назад Григорий Листик принял участие в чемпионате по управленческой борьбе, после чего решил вступить в областную Федерацию. Теперь «Листик и партнеры» выступает соорганизатором состязаний в управленческом искусстве. Кстати, весной этого года компания планируем провести ряд турниров среди банкиров Челябинска, Екатеринбурга и Тюмени, а затем организовать объединенный турнир уральского региона.

Сегодня на визитке старшего партнера компании кроме челябинского адреса значится еще один – московский. Год назад «Листик и партнеры» сделали еще один маркетинговый ход, открыв свое представительство в столице. Разговоры о том, что лучшие специалисты работают только в Москве – не более, чем старый миф, растущий корнями из традиционной российской веры в царя-батюшку, генсека, президента и в то, что все иностранное наверняка лучше российского, считает Григорий Листик. По его словам, у компании есть все для того, чтобы прочно занять свою нишу на рынке московского региона, тем самым приблизив свою глобальную цель.

– С точки зрения бизнеса, я давно понял одну вещь. Я родился и вырос в Челябинске. У меня здесь есть какие-то личные связи, которые помогают мне строить свой бизнес. Мне здесь комфортно жить и работать. В Москве такие же люди, которые выросли и живут в своей тусовке, а так как она правит Россией, то это их естественное и неоспоримое конкурентное преимущество. Все лучшие контракты их, работают же со своими. Поэтому наша задача стать там своими. В профессиональном плане наши специалисты ни в чем не уступают московским аудиторам. Московский рынок нам интересен. Например, 600 из 1200 российских банков находятся именно в столице. Поэтому мы решили занять свою нишу на рынке банков Москвы. Это касается и других регионов – Екатеринбурга, Сургута, Уфы. Сейчас наша задача – сделать так, чтобы бренд Листик и партнеры тм был там таким же известным, как в Челябинске.

– Многие говорят, что на своих конкурентов вы смотрите свысока. Это видимость?

– Это стратегия. Я с уважением отношусь к своим конкурентам. Те компании и люди, которые делают свою работу профессионально и качественно, не могут не вызывать уважение. И порой, глядя на конкурентов, видишь результаты, на которые стоит равняться. Я с большим уважением отношусь к таким грамотным специалистам, как Баранова Людмила Николаевна, Севастьянова Алевтина Ивановна, Пенкина Марина Леонидовна, Киселева Светлана Витальевна, Иванова Татьяна Михайловна. Я вижу, каких успехов достигли их компании.

Но у меня есть главный принцип – не оглядываться на конкурентов. Нужно всегда равняться на лучших, тогда мы достигнем большего. Поэтому я ориентируюсь только на «большую четверку».

К сожалению, есть компании на рынке аудиторских услуг, которые называют себя аудиторами, но по большому счету таковыми не являются. Многие из них не соблюдают элементарные аудиторские стандарты, они обесценивают профессию аудитора. Необходимо менять такое отношение к делу, к ценообразованию, к профессии. Аудит должен звучать гордо!

Революция должна быть плановой

– Вы часто беретесь реформировать свой бизнес?

– Каждый понедельник. Каждую неделю я начинаю с чистого листа. Когда идет постоянная внутренняя работа, то все время находишь некие резервы в компании, которые не используются, и пытаешься их задействовать. Но стараюсь, чтобы преобразования были плавными. Я могу быть резким, жестким, иногда бываю некорректен, даже кричу и злюсь. Но самый главный принцип, от которого стараюсь не отступать никогда, – революции нам не нужны. Всегда предпочитаю договариваться с партнерами. Если же без революции не обойтись, то она должна быть плановой. Ведь люди, которые работают со мной, тоже являются своего рода инвесторами – они инвестируют в наш бизнес свое время, деньги, интеллектуальные возможности. И они хотят жить и работать достойно. Это повышает мою социальную ответственность как руководителя.

Чаще всего к очередным переменам ведут новые проекты, над которыми мы работаем. В прошлом году мы провели две конференции, которые были очень полезны в плане стратегического развития нашего бизнеса. Это «Прямые инвестиции в Уральский бизнес» в Екатеринбурге совместно с корпорацией «Стратум» и «Организация финансирования строительства» в Екатеринбурге совместно с консалтинговой группой «Активные формы» и журналом «Эксперт-Урал». Когда готовишься к такому мероприятию и живешь только этим на протяжении двух месяцев, это дает массу новых контактов и возможностей. Ведь мы ставим своей задачей быть клиентоориентированной компанией и должны подстраиваться под задачи и потребности клиентов. Это в свою очередь приводит к переменам в отношении к проектам. Они не должны быть одинаковыми, похожими друг на друга. В конечном счете, от того, насколько качественно мы отработаем под клиента, под его задачи, зависит, насколько эффективным будет наше дальнейшее сотрудничество. Очень важно видеть, в чем состоят наши ошибки, и уметь их исправлять. В то же время, не ошибаясь, ты никогда не сдвинешься с места. Ошибка – это не поражение, а способ найти правильное решение. Стоять на месте нельзя, нужно двигаться вперед. Так мы приближаемся к своей цели.

– Вы упомянули о клиентоориентированности. В последнее время о ней говорят все, а как это работает у вас на деле?

– У нас сложился свой подход и понимание того, что такое клиентоориентированная компания. Для меня это понятие означает возможность для клиента оправдать свои ожидания от сотрудничества с нашей организацией. Когда клиент обращается к нам, то у него, как правило, существует какая-то задача или проблема. Моя цель – сделать так, чтобы результатами сотрудничества с нами клиент был полностью удовлетворен: решил свою задачу и не пожалел деньги. Плюс к этому – получил небольшой бонус в виде отличного сервиса. Это и есть политика клиентоориентированности. Но вместе с тем, надо понимать, что аудит и консалтинг – это не есть соглашательство с клиентом. Поэтому клиентоориентированность для нас состоит еще и в том, чтобы быть жесткими, требовательными к партнерам. Потому что мы представляем интересы общества. Вот наша главная общественная миссия. При всей нашей клиентоориентированности недостоверную отчетность мы не подтверждаем, даже если это идет в разрез с интересами клиентов.

– Выходит, это целая корпоративная идеология?

– Я читаю, что по-другому нельзя. Именно на уровне идеологии и миссии нашей компании все и выстраивается. Мы ставим для себя глобальные задачи. И без вовлечения идеологии, без веры в дело, которое ты делаешь, без любви ничего не получится. Поэтому если человек пришел к нам, он должен верить в то, что решает общественно значимые задачи и воплощает их на уровне миссии.

– И какова ваша миссия?

– Она звучит следующим образом: накапливая опыт, мы профессионально способствуем достижению баланса интересов через разумное отражение действительности и развитию конкурентных преимуществ. Кстати, когда мы принимали миссию на сессии стратегического планирования, мнение партнеров по поводу того, какой же она должна быть, разделилось практически поровну. Спор был как раз идеологического свойства. Мое убеждение сводится к тому, что миссия компании должна быть очень лаконичной и отражать глубинный смысл бизнеса. Для меня такими смысловыми центрами являются слова «баланс интересов» и «отражение действительности». Они характеризуют наш бизнес, отношения с обществом, с клиентами, сотрудниками, партнерами. Так же как баланс бухгалтерский есть баланс активов и пассивов, так и миссия аудитора – соблюдение баланса интересов общества, инвесторов и бизнеса. Мне близка эта идея. Но мы партнерская компания, поэтому решено было отразить в миссии и видение моих коллег. Они считают, что в миссии должны быть видны наши профессиональные цели и динамичное развитие.

Любитель приключений

Григорий Листик – человек, который умеет удивлять своей непредсказуемостью. К примеру, вдруг оказывается, что размеренность, рассудительность и внешнее хладнокровие соседствуют в его характере с тягой к легкому авантюризму и приключениям.

– Я люблю приключения. Это дает колоссальный адреналин и драйв. Причем, элемент приключения иногда можно находить в самых, казалось бы, необычных ситуациях. К примеру, на прошедшие новогодние праздники мы с друзьями ездили в Австрию кататься на лыжах. В один из дней отправились в Мюнхен совершать шопинг. По дороге заехали на заправку, и там нас арестовала немецкая полиция. Оказалось, что у нас с собой не было документов, и мы попали в участок для выяснения личности. Потом, конечно, из отеля нам переслали ксерокопии паспортов, и все уладилось. Но было довольно интересно. Когда еще удастся побывать в мюнхенской полиции...

А еще через пять минут он увлеченно вспоминает о том, как первый и единственный раз в жизни ему довелось побывать в российской милиции: еще будучи студентом Листик распространял демократическую прессу в подземном переходе. За что был задержан и привезен в участок. Оказывается, в студенческие годы бизнесмен был членом демократического движения, участвовал в организации первых митингов и демонстраций, а также в издании первой независимой челябинской газеты. Говорит, за годы политические убеждения не изменились – сегодня он разделяет взгляды «Союза правых сил» и не согласен с антилиберальными действиями президентской власти.

– Ваше фото можно часто встретить на страницах глянцевых изданий в разделах «Светская хроника»… Вы по натуре тусовочный человек?

– Скорее да, чем нет. Рекламная стратегия нашей компании такова, что бренд компании напрямую ассоциируется с моей личностью. Поэтому я с удовольствием откликаюсь на предложения посетить светские мероприятия, которые мне интересны. Но в плане отдыха тусовки мне не подходят. Я предпочитаю пассивный отдых. Дома в семье, с женой, детьми, собакой, лежа на диване с интересной книжкой или пультом от телевизора. Но если силы и время для активного отдыха все же находятся, то с удовольствием посвящаю его обыкновенной рыбалке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления