RU74
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Челябинске

Погода+6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +3

3 м/c,

зап.

734мм 75%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Бизнес В борьбе с серостью жизни

В борьбе с серостью жизни

Наиболее заметными тенденциями прошлого года на страховом рынке региона стало резкое сокрашение собираемых премий по страхованию жизни, вызванное отказом от использования серых налогосберегающих схем, и растущий инетерес компаний к страховому...

Наиболее заметными тенденциями прошлого года на страховом рынке региона стало резкое сокрашение собираемых премий по страхованию жизни, вызванное отказом от использования серых налогосберегающих схем, и растущий инетерес компаний к страховому сопровождению банковских сделок, в частности, ипотечных и автомобильных кредитов. Подведению итогов за прошлый год и перспективам развития страхового рынка региона было посвящено заседание Совета по страховому делу при губернаторе Челябинской области, которое прошло в пятницу.

По данным Федеральной службы страхового надзора, за 2005 год страховые компании собрали 490,6 миллиарда рублей премий - всего на 4% больше, чем в предыдущем году. Столь вялую динамику рынок страховых услуг демонстрировал только в кризисном 1998 году. С 1999 по 2001 год он увеличивался на 62-130% ежегодно, в 2002 году рост составил 8,1%, а по итогам 2004-го сборы возросли на 9%.

Однако скромные показатели обусловлены отнюдь не стагнацией рынка страховых услуг, напротив, он показывает динамичный рост, а стремительным сокращением размеров сборов в сегменте страхования жизни, в котором до недавнего времени пышным цветом процветали «серые» схемы, позволяющие уменьшать налогооблагаемую базу. ФССН второй год подряд безжалостно отзывает лицензии у «схемотехников», да и сами страховые компании, опасаясь санкций надзорных органов, сворачивают программы по схемному страхованию. По итогам 2005 года сборы по страхованию жизни составили 25,3 млрд рублей - это лишь 24,8% показателя 2004 года. За последние два года рынок страхования жизни усох почти в шесть раз - со 149,4 млрд рублей в 2003 году до нынешних 25,3 млрд рублей, однако говорить о полной победе классического страхования пока еще рано.

Выступая с кратким докладом на традиционном Совете по страховому делу при губернаторе Челябинской области, руководитель инспекции по страховому надзору по Уральскому федеральному округу Владимир Островский отметил, что за прошлый год объемы сборов по страхованию жизни сократились на 30%, что говорит об оздоровлении рынка страховых услуг. Всего же за прошлый год страховые компании региона собрали в качестве премий 44,9 миллиарда рублей, то есть около 10% от совокупного объема сборов по всей стране, и выплатили в качестве страхового возмещения 29,2 миллиарда рублей. Лидерами по страховым выплатам являются челябинские страховые компании «СКМ» и «Южурал-АСКО», а также местные филиалы Страхового дома «ВСК» и компании «ЖАСО».

Сегодня услуги по страхованию оказывают 1075 компаний, 97 из них представлены на финансовом рынке Челябинской области, в том числе 17 имеют местное происхождение, а 80 компаний являются филиалами региональных организаций. Создаются и новые компании - так, в прошлом году на страховом рынке региона появилось два новых игрока.

«Это доказывает, что находятся еще люди, которые уверены, что страховое дело может приносить хороший доход», - с извесной долей сарказма прокомментировал это событие Владимир Островский.

И скепсис понятен - на рынке страховых услуг, как и в банковской сфере, назрела необходимость повышения капитализации бизнеса, поэтому в ближайшие годы страховые компании будут все более укрупняться как за счет естественного роста, так и вследствие процессов слияния и поглощения. Катализатором этого процесса служит и ужесточение требований надзорных огранов к к финансовой устойчивости и прозрачности страховых компаний, распределению страховых резервов, а также повышение минимального размера уставного капитала, что приводит к резкому сокращению игроков рынка. Так, за прошлый год со страхового рынка страны исчезли 205 компаний, в том числе 8 - зарегистрированных в Челябинской области.Эксперты называют разные оценки числа компаний, которые смогут покрыть реальный спрос на страховые услуги и будут востребованы рынком, - от 100 до 600, и, судя по всему, сокращение числа страховых компаний продолжится и в 2006 году. Поэтому жизнеспособными из вновь образованных страховых компаний могут оказаться разве что кэптивые компании банков, поскольку в последнее время широкую популярность приобретает технология продвижения страховых услуг через банки, что стимулирует слияние банков и страховых компаний. Технология подразумевает непосредственное вовлечение менеджеров банков, работающих с клентами, в процесс продажи страховых продуктов. Использование совместных каналов продаж и общей клиентской базы не требует инвестирования средств в развитие дополнительных офисов, набора персонала. Тесное сотрудничество банков и страховых компаний позволяет создавать более дешевые комплексные продукты.

Развитию этого альтернативного агентсткой сети канала продаж страховых продуктов способствует резкий всплеск объемов розничного кредитования. Потребительское кредитование сопряжено с различными видами страхования: так, договор комплексного ипотечного страхования может включать в себя личное (страхование жизни и здоровья заемщика), имущественное (приобретаемого жилья) и титульное (права собственности на него). Потребительский кредит на покупку машины сопровожден в большинстве случаев с необходимостью приобретения полисов ОСАГО и КАСКО. Поэтому приоритетными видами страхования в ближайшие годы, по оценкам Владимира Островского, станут добровольное страхование автотранспорта от рисков угона и ущерба, а также имущественное страхование.

По данным Банка России, объем выданных банками кредитов на покупку жилья вырос за прошлый год в 2,3 раза до 125,7 миллиарда рублей, а объем непосредственно ипотечных кредитов увеличился еще существенней - почти в три раза: с 17,8 миллиарда рублей до 52,8 миллиарда рублей. И это несмотря на то, что, согласно социологическому опросу, проведенному в ноябре прошлого года фондом «Общественное мнение», три четверти россиян считают ипотечное кредитование недоступной услугой из-за ее дороговизны. Тем не менее, минувшем году значительно усилилась конкуренция на рынке ипотеки, стали более либеральными требования к заемщикам: значительно сократился, к примеру, объем первоначального взноса - с 20-30% до 10-20% от стоимости жилья, на 1-2% уменьшилась процентная ставка по кредитам, на 5-10 лет удлинился срок кредитования. Прогнозируя огромный потенциал рынка, страховые компании стремятся также закрепиться на нем, предалагая страховое сопровождение сделки. По словам заместителя директора «Южно-Уральского агентства по ипотечному жилищному кредитованию» Надежды Обуховой, на сегодняшний день при местном филиале АИЖК аккредитованы 6 страховых компаний. Оформляя ипотечный кредит, заемщик может воспользоваться услугами любой из них, а если качество сервиса или размер тарифов не устроят его, спустя год можно перестраховаться в другой компании из списка. Однако об этом известно далеко не всем потенциальным заемщикам и многие риелторы, выступающие посредниками в сделке по покупке недвижимости, нередко пытаются навязать клиентам услуги определенной компании, чьи тарифы могут быть значительно выше, чем у конкурентов.

«Ипотечный кредит – и так достаточно дорогой продукт, чтобы еще удорожать его конечную стоимость для заемщика завышенными премиями страховой компании, - говорит заместитель директора челябинского филиала компании «Росгосстрах» Ирина Кубаевская. - Поэтому у клиента должна быть возможность сравнить условия и тарифы всех аккредитованных страховых компаний».

Страхование приобретаемой квартиры и трудоспособности заемщика - не простая формальность. Ипотечный кредит выдается на 20-25 лет, а за столь долгий срок случится может что угодно. Так, по словам Ирины Кубаевкой, на прошлой неделе филиал компании «Росгосстрах» в Северо-Западном федеральном округе выплатил страховое возмещение на сумму 1 миллион 380 тысяч рублей. Заемщик оформил ипотечный кредит всего полгода назад и исправно вносил все необходимые платежи, но в результате дорожной аварии стал инвалидом I группы. Страховая компания погасила за него всю сумму долга.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления