RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

2 м/c,

вос.

743мм 32%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Бизнес 2006 год: события, которые потрясли челябинский бизнес

2006 год: события, которые потрясли челябинский бизнес

Последнюю новость в уходящем году сайт Chel.ru решил написать, поддавшись общему настроению подводить итоги. Мы выбрали пять, на наш взгляд, знаковых бизнес-событий Челябинска в 2006 году...

" src=

Последнюю новость в уходящем году сайт Chel.ru решил написать, поддавшись общему настроению подводить итоги. Мы выбрали пять, на наш взгляд, знаковых бизнес-событий Челябинска в 2006 году. Их символичность заключается не столько в демонстрации неких общемировых тенденций, сколько в том, что они еще раз подтверждают: в России самые большие перспективы у бизнеса связаны с властью.

Закон против бизнеса-2006

Алкогольная отрасль в уходящем году как никакая другая испытала на себе все прелести государственной заботы. Принятые законы коснулись не только производителей, но и продавцов спиртных напитков. Первым неприятным сюрпризом для челябинской розницы стал январский запрет областной власти на ночную торговлю алкоголем. Рассчитывая таким образом укрепить здоровье населения, чиновники только усугубили ситуацию: крупные сетевики, являющиеся основными продавцами качественного алкоголя, предпочли закон соблюсти, некоторые из них отказались от круглосуточного режима работы. Поэтому основными источниками утоления ночной жажды челябинцев стали предприимчивые сограждане – владельцы киосков и самогонных аппаратов.

Отличился в борьбе за здоровье россиян и главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, запретивший ввоз грузинских и молдавских вин. В результате, закупленный дилерами у дружественных государств алкоголь разошелся по «серым» каналам. Аналогичным способом сбывались и спиртные напитки с акцизными марками старого образца, которые перестали действовать в июле вместе со вступлением в силу поправок к федеральному закону о регулировании оборота алкоголя.

Выяснилось, что к работе с новой электронной системой ЕГАИС, призванной по акцизной марке отслеживать все передвижения бутылки со спиртным, не готово и большинство импортеров. Несмотря на продление сроков перемаркировки, рынок до сих пор испытывает нехватку импортного алкоголя. Возник временный дефицит и парфюмерной продукции, содержащей спирт и попадающей по контроль системы. Более того, ЕГАИС оказалась на руку производителям «паленого» алкоголя: ручное введение данных исключило всевозможные проверки.

Волна отравлений спиртосодержащими суррогатами, прокатившаяся по стране осенью, дала чиновникам повод рассуждать о введении госмонополии на алкоголь. Нынешняя активность законодателей в сфере игорного бизнеса, судя по всему, сделает его предметом государственной заботы в 2007 году.

Бизнес-скандал-2006

" src=

Доставшийся в наследство от 2005 года конфликт мэра Михаила Юревича с бизнесменами из «пула Вячеслава Тарасова» в начале нынешнего года достиг своего апогея. Действия горадминистрации, заморозившей строительство крупных объектов Артура Никитина, Олега Колесникова, Евгения Рогозы, Виктора Тартаковского и других, вызвали их ответную реакцию. Поставив в вину действующему градоначальнику передел строительного рынка в пользу «приближенных» компаний и как следствие затяжной кризис, приведший к резкому росту цен на недвижимость, в феврале бизнесмены потребовали отставки Михаила Юревича. Весомости прозвучавшим обвинениям добавило начавшееся и поначалу успешное рассмотрение в арбитраже 24 исков прокурора области Александра Войтовича, касавшихся раздачи мэром 12 участков земли в обход земельного кодекса. В результате чего, по предварительным оценкам оппозиционеров, бюджет города потерял порядка двух с половиной миллиардов рублей.

Сложившуюся ситуацию усугубило и то, что, лидируя по количеству выданных в рамках нацпроекта «Доступное жилье» ипотечных кредитов, регион не обеспечивал их реально построенными квадратными метрами. Поэтому шансы остановить рост цен на жилье в областном центре таяли вместе с перспективами сделать это жилье доступным. Срыв главного нацпроекта, грозящий Челябинску, привлек внимание федеральной власти и стал главным козырем в руках оппозиции.

Несмотря на то, что попытка бизнесменов отставить мэра завязла в судах, скандал оказался богат на последовавшие за ним знаковые события. Будучи неофициальной причиной ухода в марте нынешнего года вице-мэра по строительству Жана Мезенцева, он дал старт политической карьере Евгения Рогозы. А горадминистрация, понадеявшись наверстать упущенные объемы строительства за счет Краснопольской площадки, уже в мае 2006 получила на своем пути ЮУНИИПОК и серию судебных разбирательств с разными инстанциями.

Бизнес-ход-2006

" src=

Неожиданным шагом в нынешнем году стала продажа Олегом Колесниковым всех своих медиаактивов: телеканала ТНТ-Челябинск, радиостанций «Европа Плюс – Челябинск» и «Ретро FM-Челябинск». На первый взгляд, парадоксальность ситуации заключалась в том, что бизнесмен из «пула Вячеслава Тарасова», последние два года постоянно испытывающий давление со стороны действующего мэра Михаила Юревича (остановка строительства торгового комплекса во дворе бывшего универсама Большой», несогласование проектов «Капитал-Сити» в районе ТЮЗа и ГКБ№1), отказался от возможностей информационного влияния в то время, когда его основной оппонент напротив их наращивал. Более того, за последние несколько лет приобретение такого актива, как телеканал, региональным бизнесом, не приближенным к российской властной элите, стало практически невозможно.

Однако, как полагают эксперты, все более активный (в том числе связанный и грядущими выборами) интерес федералов к местным медиаресурсам и стал одной из косвенных причин. Другая причина – желание предпринимателя вывести свой бизнес на более высокий (общерегиональный, в перспективе – федеральный) уровень, и отказаться от тех активов (в том числе и СМИ), для которых данный шаг невозможен. В качестве приоритетных направлений выбраны не только фармацевтический ретейл (сеть аптек «Классика») и ресторанный бизнес (заведения «Центра гостеприимства «Европа»), но и птицеводство. Только в декабре челябинский бизнесмен добавил к своему активу в Аргаяшском районе еще три птицефабрики (в Пермском крае и Свердловской области) и комбикормовый завод. В планах 2007 года – приобретение четырех птицеводческих предприятий в Свердловской и Курганской областях.

Несостоявшаяся сделка-2006

" src=

Информация о том, что бизнесмен Олег Дерипаска собирается приобрести «ЧТЗ-Уралтрак», стала одной из сенсаций уходящего года. Обозначив свой интерес к тракторному гиганту на встрече с губернатором Петром Суминым в августе 2006, владелец холдинга «Базовый элемент» первоначально нашел общий язык с областной властью, выразившей готовность продать свой 19-процентный пакет. В планах, представленных предпринимателем, было перенести на пустующие площади ЧТЗ производственную базу другого своего актива – «Челябинского завода строительно-дорожных машин» (бывший завод имени Колющенко). Предполагалось, что освободившаяся территория в районе железнодорожного вокзала будет использована под жилую и торгово-офисную застройку.

Окончательно ситуация разрешилась в ноябре, когда руководство «ЧТЗ-Уралтрак» отказалось войти в состав холдинга г-на Дерипаски. В качестве официальной причины называлось несоответствие планов сторон: потенциальный владелец намеревался снизить объемы выпуска гусеничной техники, а производство моторов перенести в Ярославль, в то же время топ-менеджмент предприятия рассчитывал развивать именно эти направления. Однако, по неофициальной информации, стороны не сошлись в цене. По самым оптимистичным экспертным прогнозам, сумма сделки могла составить порядка полумиллиарда долларов.

Несмотря на отказ продаваться, предложение о переносе мощностей ЧСДМ на территорию ЧТЗ руководство последнего поддержало и попутно озвучило планы по вхождению «ЧТЗ-Уралтрак» в государственную научно-производственную корпорацию «Уралвагонзавод» – бывшее некоммерческое партнерство «Уральский бронетанковый холдинг». Вполне вероятно, что судьба радиозавода «Полет», включенного в оборонный концерн «Вега», в данном случае не будет показательна.

Бизнес-прорыв-2006

" src=

В этом году наконец завершилась эпопея с приходом на территорию Южного Урала первого международного торгового оператора – Metro Cash&Carry. Несмотря на то, что подавляющее большинство иностранных игроков завоевание региона начинают с центра, лавры первого города области, принявшего у себя первого международного ретейлера достались отнюдь не Челябинску, а городу-сателлиту Копейску, поскольку в областном центре немецкий концерн оказался заложником противостояния прежней и нынешней горадминистрации. Получив от экс-мэра Вячеслава Тарасова согласие на размещение комплекса в районе гипермаркета КС (большой участок земли возле одной из основных транспортных развязок города вполне удовлетворял требованиям компании), после выборов главы города в марте 2005 года европейский ретейлер вынужден был расстаться со своими планами.

Официально камнем преткновения между представителями Metro и администрацией Михаила Юревича стало место размещения торгового центра (водоохранная зона реки Миасс), а также озвученная представителями мэрии необходимость защищать местные компании от более сильных иностранных конкурентов. От предложения поднять за свой счет какую-либо из депрессивных территорий на окраине Челябинска (район озера Смолино, поселок Федоровка и прочие) компания отказалась. В итоге, официальной позицией чиновников стало отсутствие в Челябинске возможных мест для размещения немецкого гипермаркета. Однако неофициальной причиной большинство экспертов называет то, что мэр и Metro не договорились о «входной цене». Более сговорчивой в этой ситуации (не без поддержки областных властей) оказалась администрация Копейска, где торговый центр Metro Cash&Carry открывается уже в феврале 2007.

Если учесть протекционистскую практику челябинских градоначальников, напрямую зависящую от их собственных интересов и вкусов, то все шансы стать бизнес-прорывом 2007 есть у MacDonalds.

Владимир Спиридонов: бизнес-2006 - взгляд изнутри

" src=

Чтобы сохранить реноме объективного СМИ, собственным мнением о событиях 2006 года мы не ограничились и пригласили в качестве эксперта известного челябинского бизнесмена Владимира Спиридонова. В его блиц-интервью – взгляд на бизнес-2006 изнутри.

– Владимир Петрович, какое из событий 2006 года вы назовете самым скандальным?

– Я думаю, это то, что в начале года строители попытались не без скандалов изменить кризисную ситуацию в строительной отрасли. ЮУНИИПОК тоже немного скандальное, но, в принципе, закономерное – все хотят с этой ситуации что-то для себя получить.

– Самое неожиданное?

– Не могу сказать, что было что-то для меня неожиданным. Уход г-на Колесникова из медиа-бизнеса таким назвать я не могу, потому что, когда возникают проблемы, нужно концентрироваться на наиболее важном и оставлять непрофильное. Сходная ситуация и у Артура Никитина, но он не ушел из строительного бизнеса, а просто стал больше работать вне города.

– Самая крупная сделка, которая состоялась?

– Этого никто не афиширует (Смеется.) Очень крупные сделки были вне города, а в его пределах информации о том, что поменялся хозяин большого бизнеса, я не припомню. Считаю, что достаточно серьезный проект реализовал Юрий Карликанов, запустив завод по производству тюбингов для метро. Стоил он порядка 300 миллионов рублей.

– Самая крупная сделка, которая не состоялась?

– Наверно, их много. Что касается ЧТЗ, отказавшегося от предложения Олега Дерипаски, то они, возможно, еще договорятся.

– Событие с наибольшими перспективами для города?

– Думаю, что это передача Челябинску Краснопольской площадки, на которой можно построить огромное количество жилья. На последнем заседании думы мы утвердили план-проект застройки. Для города перспективным считаю совместный с РЖД проект по запуску одновагонных электричек. Если расположить станции еще на северо-западе и в районе Троицкого тракта и организовать к ним подвоз пассажиров, что можно сделать достаточно быстро, то получится полноценная линия метро.

– На ваш взгляд, каким был 2006 год по сравнению с 2005?

– Сложнее стал год для бизнеса или нет – зависит от принимаемых законов. Тех, которые вышли в 2006 и существенно облегчили жизнь предпринимателям, я не припомню. Для строителей год был, естественно, сложнее в связи с законом о долевом строительстве, который ввел массу ограничений. Особенно это сказалось на компаниях, занимающихся строительством жилья. По этому закону нельзя заключать договор о долевом участии, пока не оформлен большой пакет документов, а оформить его традиционно удается только тогда, когда строительство практически закончено. В итоге получается замкнутый круг.

– Самые интересные для челябинского бизнеса отрасли в 2006 году?

– Несмотря на проблемы, самой интересной отраслью, как в прошлом, так и в нынешнем году, остается строительство. Жилищное, поскольку цены постоянно растут (резкий скачок был весной 2006 года), и коммерческое. Возведение гостиниц, офисов, хороших торговых комплексов интересно – их не хватает в городе.

Привлекателен ретейл, потому что у нас еще не наступило насыщение и отсутствуют международные операторы. Хотя, думаю, что приход Metro эту ситуацию несколько изменит.

Остается интересным ресторанный бизнес – за этот год заведений общепита открылось существенно больше, чем за 2005. Но, на мой взгляд, в Челябинске уже чувствуется насыщение неспециализированными ресторанами.

Совершенно открыта тема коммерческого транспорта с большими объемами перевозок – к ней еще серьезно никто не подходил. Думаю, это перспектива на 2007.

– На ваш взгляд, основные тенденции 2006 года?

– Все активнее ведет себя федеральный ретейл и гостиничные сети. Поскольку деньгам в Москве тесно, они уходят в регионы. Эта тенденция нарастает, и 2006 год в этом смысле был более активным, нежели 2005. Приход иностранцев на рынок Челябинска, я считаю, для нынешнего года не показателен. Сейчас идет масса переговоров с гостиничными и торговыми сетями, производителями строительных материалов. Но их приход сюда пока все-таки на уровне идей. Ведя переговоры с Metro еще в 1998 году в Дюссельдорфе, я понял их стереотип продвижения в России: сначала основательно закрепиться в Москве, Петербурге, потом на Волге и только потом на Урале. Начинать освоение страны с Урала они, как правило, не решаются. Выход местных игроков на федеральный уровень тоже, думаю, не показателен – это, скорее, еще первые опыты.

– На ваш взгляд, кто знаковая фигура в челябинском бизнесе в 2006 году?

– Я бы назвал Карликанова с его проектом «Челябинск-СИТИ» на Кировке и заводом по производству тюбингов. Евгений Рогоза – хороший строитель, но его политические амбиции меня несколько разочаровали.

– Что ждете от 2007 года?

– Только хорошего (Смеется.) Но живем в России, а это уже опасно для бизнеса (Смеется.) Потому что главная проблема здесь – это принимаемые законы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления