Первого апреля 2008 года Мининформсвязи России запустит портал для взаимодействия государственных ведомств с населением. Через сайт можно будет получать десять социально значимых электронных госуслуг и оплачивать любые госпошлины и сборы. Эксперты называют это шагом в правильном направлении, но опасаются, что проект не будет реализован должным образом.
Создание сайта является частью стратегии развития информационного общества в России, недавно утвержденной Владимиром Путиным. В соответствии с ней к 2015 году Россия должна стать одним из лидеров глобального информационного пространства.
Для достижения поставленной цели будет сформирована современная информационная и телекоммуникационная инфраструктура. Правительство обеспечит население качественными и доступными информационными услугами и технологиями.
Также о желании запустить порталы по оказанию госуслуг гражданам и малому бизнесу заявило и Минэкономразвития. В этом году чиновники планируют открыть правоохранительный сайт. А всего через Сеть, после запуска всех проектов, будет оказываться примерно 500 государственных услуг.
Ожидается, что на правоохранительном портале можно будет узнать о попавших в катастрофы гражданах, проверить действительность паспорта и получить доступ к базе данных участковых. Гражданский портал позволит оформить документы на паспорт и пройти часть процедуры регистрации недвижимости. Бизнес-портал будет отвечать на частные вопросы предпринимателей.
«У меня возник здоровый скептицизм в отношении этого начинания, – говорит руководитель отдела менеджмента качества группы компаний «Интерсвязь» Иван Новицкий. – По сути заявленного «взаимодействия государственных ведомств с населением» я обнаружил на портале www.rsnet.ru лишь справочную информацию. Например, в разделе федеральных органов исполнительной власти РФ вместо «взаимодействия с населением», коим я и являюсь, находится справочник веб-ресурсов Правительства Российской Федерации. Если и создавать интернет-центр с обратной связью для населения от Правительства, то на это необходим федеральный бюджет и отдельное структурное подразделение, которое будет круглосуточно вести конструктивный диалог с гражданами. Но это идиллия. По факту мы не имеем прямой связи с Правительством, а все прошения и предложения оседают в кабинетах бюрократической машины. Радует лишь факт обозначения нашего Правительства на просторах Рунета анонсированием справочника веб-порталов различных ведомств и министерств, входящих в его состав».
Технический директор компании «NeoConcept» Сергей Звездин считает, что общество готово к появлению подобных правительственных порталов и будет ими пользоваться. Главное, чтобы потраченные на это деньги не ушли «в никуда».
«Порталы – дело хорошее, – утверждает директор компании «Редсолюшн» Андрей Ненахов. – Главное, чтобы не получилось, как со школьным порталом за 600 тысяч долларов. Если будем продолжать в том же духе, то вся стратегия развития информационного общества в РФ накроется медным тазом».
Фото: Коллаж Юлии КУКЛЕВОЙ