Вполне возможно, в скором времени у челябинских судебных приставов появится новый инструмент воздействия на нерадивых должников – мобильный телефон. Во всяком случае именно такие пожелания они высказали на совещании руководства Федеральной службы судебных приставов с представителями сотовых операторов, которое состоялось 18 ноября.
Согласно официальному релизу пресс-службы ФССП, на повестке дня стояло три вопроса. Первый: наладить взаимоотношения с сотовиками таким образом, чтобы те предоставляли по запросу приставов абонентские номера должников. Второй: организовать по этим номерам рассылку SMS-сообщений, которые будут напоминать забывчивым гражданам о существующей у них задолженности, сроке ее погашения, конкретном отделе судебных приставов, где можно произвести эту процедуру, и так далее вплоть до часов приема судебного пристава, который ведет данное исполнительное производство, и приглашения явиться к нему в указанное время. Все расходы по рассылке ФССП готова взять на себя. Как говорят в службе, схожий опыт взаимодействия давно используется в работе с неким «крупным региональным оператором». И результаты уже есть: приставы отмечают «активизацию выплат долгов после рассылки подобных электронных сообщений».
Наконец, третий, самый суровый, вопрос: предоставление приставам полномочий на арест абонентских счетов должников и даже, возможно, на списание с этих счетов денег. Такой прецедент в нашей стране уже есть: нижегородское управление ФССП заключило договор с одним из сотовых операторов. Сейчас идет сверка базы данных, затем должникам пошлют текстовые и голосовые сообщения, предложив до 10 дней, чтобы заплатить по задолженности, после чего с их абонентских счетов начнут списывать средства. До выплаты долга номер может быть заблокирован. Столь строгие меры приставы Нижнего собираются применять прежде всего к злостным неплательщикам алиментов, поскольку их долги меньше, чем у заемщиков банков.
Их челябинские коллеги пока ведут речь лишь о долгах безответственных абонентов самим сотовым компаниям, однако, по их словам, особого энтузиазма это предложение не вызвало. С другой стороны, «категорического отрицания тоже не прозвучало. Связисты подчеркнули, что они в любом случае не будут принимать решение самостоятельно, но готовы подчиниться решениям своих руководящих структур. Если будет достигнута договоренность на федеральном уровне между ФССП и сотовыми компаниями, то эта инициатива будет принята к исполнению».
«Наша компания работает строго в соответствии с действующим законодательством, – прокомментировала новость директор челябинского филиала компании «ВымпелКом» Светлана Галилеева. – Мы отвечаем на все поступающие к нам запросы. Если при оформлении запроса были соблюдены все формальности, оговоренные законом, проблем с ответом не возникает. Судебные приставы обладают множеством инструментов воздействия и полномочий, и если человек не реагирует на официальные уведомления, вряд ли SMS- оповещение возымеет действие. Если же законопослушный гражданин сам изъявит желание, чтобы ему напоминали о каких-либо задолженностях и оставит судебному приставу номер своего мобильного телефона, мы готовы предоставить такую услугу, как групповая SMS-рассылка. По поводу же ареста абонентских счетов могу сказать следующее. Сегодня люди давно привыкли к тому, что пополнить счет можно практически в любой точке города и области, и пополняют баланс на небольшие суммы порядка 50 рублей два-три раза в неделю.
Не уверена, что мелкие списания с баланса помогут исправить ситуацию. К тому же сейчас я не вижу способов, как это можно реализовать технически. Возможно, нужно будет доработать биллинговые программы, но в таком случае от операторов потребуется дополнительное финансирование».
«По итогам встречи мы готовим свои предложения по оптимизации взаимодействия с ФССП, – говорит начальник отдела по связям с общественностью компании «МегаФон-Урал» Людмила Протасова. – Мы надеемся, что на дальнейших совещаниях будет достигнуто компромиссное решение, которое будет учитывать интересы как абонентов сотовой связи, так и ФССП».
Готовность сотрудничать с государством подтвердил и региональный управляющий директор «TELE2 Челябинск» Андрей Ляпин. «Служба безопасности «TELE2 Челябинск» предоставляет ответы в письменной форме на официальные запросы правоохранительных органов, а также на запросы от судебных приставов», – заявил он.
Пока стороны взяли паузу: новая встреча должна состояться через месяц.