Бизнес Михаил Усов, директор Челябинского филиала ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт»: «За «нефтянку» иногда бывает обидно. Она и кормит, и поит, а в ответ...»

Михаил Усов, директор Челябинского филиала ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт»: «За «нефтянку» иногда бывает обидно. Она и кормит, и поит, а в ответ...»

" width=

«Компания с честью прошла испытание на прочность», – прозвучало недавно из уст президента ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова. Речь шла о работе в условиях финансового кризиса и резкого падения цен на нефть. О том, что экономика страны начинает выходить из экономического кризиса, заявили на прошлой неделе и высокопоставленные чиновники администрации президента РФ, правительства, Центробанка России. Повод для оптимизма у всех один – цена нефти на мировых рынках. Она стабилизировалась на отметке за 65-70$ за баррель и потянула за собой другие отрасли промышленности. По данным государственной статистики за июль 2009, ведущие предприятия металлургии, химического комплекса по физическим объемам вышли на уровень 80-90 процентов от объемов июля 2008 года. С финансовыми показателями дела обстоят похуже, но в целом основания для сдержанного оптимизма в обществе появились.

Несмотря на благоприятные внешние ценовые факторы, внутренний рынок нефтепродуктов продолжает лихорадить. Со стороны ФАС в адрес крупнейших нефтяных компаний звучат обвинения в «установлении монопольно высоких цен на нефть», «ценовых сговорах» и угрозы миллиардных оборотных штрафов. Об обоснованности этих обвинений, конкурентных преимуществах и стратегии развития ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» мы беседовали с директором челябинского филиала предприятия Михаилом Усовым.

Как ни парадоксально, на «растущем», как говорят, рынке, нефтяная отрасль оказалась под прессом негативного внимания общественности и контролирующих государственных органов. В чем причина?

– Причина все та же – высокие цены на нефть и нефтепродукты. Только теперь речь идет о внутреннем рынке.

Подобная история повторяется из года в год на протяжении многих лет, и пора бы наконец понять, что наша экономика и налоговая система устроена таким образом, что цена на бензин хотя и зависит от мировых цен на нефть, но не может так же быстро и резко изменяться в ту или другую сторону. Процитирую отрывок из письма Министерства финансов Российской Федерации о влиянии действующего порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых на рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке от 27 декабря 2007 года №03-06-03-01/10: «Порядок расчета налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) установлен ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей Кодекса налоговая ставка НДПИ в размере 419 руб. за 1 тонну добытой нефти применяется с коэффициентом Кц, характеризующим динамику мировых цен на нефть, и коэффициентом Кв, учитывающим степень выработанности запасов конкретного участка недр. Наличие ставки НДПИ, «привязанной» к мировой цене на нефть, позволило увеличить суммы налоговых поступлений по этому налогу, обеспечив получение государством ценовой ренты, образующейся в условиях высоких мировых цен на нефть».

В октябре прошлого года глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в интервью телеканалу «Вести» сказал буквально следующее: «…У нас доля налогов в себестоимости производства нефти в 2,5 раза больше, чем в Соединенных Штатах». Поэтому государство и так забирает в казну соответствующие налоги, которые потом идут на те же социальные программы через бюджет. Среди наших предложений – снизить акцизы и налог на добычу полезных ископаемых, это приведет к еще большему снижению цен на внутреннем рынке.

Каковы другие составляющие цены нефтепродуктов?

– Цена литра бензина у нас в стране складывается из стоимости нефти, ее переработки, транспортировки и налогов. При этом на стоимость сырья приходится 10-15%, на производство нефтепродуктов – до 20%, на их транспортировку (месторождение – нефтеперерабатывающий завод – нефтебаза – АЗС) – 5-10%, на налоги – 60-70%.

А как насчет утверждения о том, что при высоких экспортных ценах на нефть в стране возникает дефицит топлива, в результате чего растут цены на бензин?

– Это утверждение не выдерживает никакой критики. О каком дефиците вообще может идти речь, если пока никто еще не видел очередей на бензоколонках, а количество автомобилей на дорогах растет из года в год?

Нефтяников обвиняют в том, что они не снижают цены на бензин так же быстро и резко, как снижается стоимость нефти. Можно это прокомментировать?

– Здесь объяснение тоже достаточно простое: цены на бензин и не растут так же резко и быстро, как стоимость нефти. Поэтому они и снижаются с такой же динамикой, с которой и растут. Статистика подтверждает этот тезис. С января по июль 2008 года цена на российскую нефть марки Urals выросла на 44%, а во второй половине года упала почти на 70%. Цена на наиболее ходовой у нас 92 бензин в первой половине 2008 года выросла менее чем на 20%, а к концу года упала также на 20%. К концу мая 2009 года она снизилась еще на 11%, несмотря на то, что нефть стала дорожать с начала текущего года и к середине июля выросла на 70%. Бензин же, начав дорожать в июне, вырос к августу на 26%. Как говорится, почувствуйте разницу.

Почему бензин не дешевеет одновременно с дешевеющей нефтью?

– Как мы уже знаем, он и не дорожает одновременно с ней. Повторимся, нефть в текущем году начала дорожать в январе, а бензин – лишь в начале июня. Таким образом, становится понятным, почему временное небольшое снижение цен на нефть в июне-июле с 70 до 59 долларов за баррель не отразилось на цене бензина. С 10 июля нефть поползла вверх и вновь превысила отметку в 70 долларов за баррель. Таким образом, нет никаких рыночных оснований для мгновенного снижения внутренних цен на бензин, так как система налогообложения не дает возможности оперативно менять ценники на АЗС.

Итак, сегодня для всех должна быть очевидна зависимость цен на бензин от цен на нефть. Если же мы хотим, чтобы цена на бензин так же резко и быстро реагировала на падение цен на нефть, необходимо внести серьезные изменения в систему налогообложения нефтяной отрасли. Только тогда не стоит возмущаться, если бензин будет так же быстро и резко дорожать вслед за нефтью.

Но государство в лице ФАС, наверное, может принудить нефтяников снизить цены на бензин?

– Но в этом случае бюджет недосчитается значительных поступлений. Очевидно, поэтому правительство не только не спешит заметно снижать налоги на нефтяную отрасль, но и не устанавливает цены на топливо административными методами.

Нередко высказывается мнение о том, что бензин в богатой нефтью России должен продаваться по особой внутренней цене. Мировая практика такие примеры знает. Как вы считаете, Россия к этому готова?

– Сомнительно. Взрослое поколение еще не забыло советское прошлое. Тогда на разнице между внутренними и экспортными ценами на товары и сырьевые ресурсы целые состояния сколачивались за месяц... Все ли согласятся на возвращение в плановую экономику, и можем ли мы вообще дискутировать по этому поводу? Привязка к мировым ценам на нефть позволяет отрасли выстраивать с государством и обществом прозрачные, предсказуемые отношения. Достаточно обратиться к веб-сайту любой компании, и у вас будет исчерпывающая информация и по выручке, и по прибыли, и по налогам. Перефразируя известное выражение, можно сказать: рынок – отвратительная штука, но ничего лучшего в мире пока не придумано.

ФАС в последние две недели едва ли не ежедневно рапортует в СМИ о своей борьбе с нефтяниками...

– Честное слово, за «нефтянку» иногда бывает обидно. Она и кормит, и поит, а в ответ...

В ценообразовании нет ничего тайного, в нем нет обмана. Эти правила разработаны и утверждены государственными органами. Предприятия нефтяной отрасли их только выполняют. Поэтому, когда в ФАС (федеральной, региональной) начинают обвинять нефтяные компании в «установлении монопольно высоких цен», «ценовых сговорах», мы не можем понять существа обвинений. Экономика у нас рыночная. Очень многие товары и услуги на рынке имеют почти одинаковую цену (хлеб, мясо, картофель, арбузы, цемент, песок строительный, щебень и так далее). Но в ценовых сговорах обвиняют в основном «нефтяников»!

Есть еще одна тема, вокруг которой много спекуляций: почему нефтепродукты «ЛУКОЙЛ» дороже, чем у других операторов рынка?

– Я задам встречный вопрос: а почему их покупают у нас, почему не бегут к тем, у кого подешевле? Ответ очень простой. Потому что мы продаем качественные продукты! На бензине и дизельном топливе «ЛУКОЙЛ» ездят в большинстве европейских стран. Там что, в качестве ничего не понимают?!

В Челябинске мы реализуем точно такое же топливо. В компании создана и успешно действует система контроля качества нефтепродуктов, которая обеспечивает минимизацию влияния на качество пресловутого человеческого фактора. Поэтому, когда я читаю в СМИ утверждения разного рода «специалистов», что «лукойловский» Аи-92 Евро ничем не отличается от Аи-92 ГОСТ Р 51105-97..., который продают на контейнерной заправке около Челябинского цинкового завода, невежеству авторов просто поражаешься...

Курс на качество, определенный для компании как стратегический еще несколько лет назад, выдерживается неукоснительно. Три года назад мы начали продавать в Челябинской области дизельное топливо, соответствующее стандартам Евро-4. Сейчас предлагается еще более качественный продукт – «ДТ ЛУКОЙЛ ЭКТО». Потребители это оценили! Между ними и соляркой, которую делают на некоторых НПЗ, – настоящая пропасть.

Что ожидает тех, кто заправляется бензином?

– Сейчас на АЗС «ЛУКОЙЛ» реализуются нефтепродукты стандарта не ниже Евро-3. Следующая высота – Евро-4. Параллельно идет освоение производства бензинов под брендом ЭКТО. Уже закуплено, смонтировано и осваивается оборудование, которое позволит вводить в бензин новые компоненты. Речь о так называемых моющих, антикоррозионных, деэмульгирующих присадках, которые обеспечивают двигателю более комфортные условия работы, а значит, продлевают срок его службы. За счет сокращения вредных выбросов в выигрыше оказывается и экология. Для Челябинской области это актуально. Думаю, что еще до конца года бензины «ЛУКОЙЛ ЭКТО – 92», «ЛУКОЙЛ ЭКТО – 95» появятся на АЗС и будут положительно оценены потребителем.

Таковы наши планы и конкурентные предпочтения.

Спад в экономике «ЛУКОЙЛ» почувствовал?

– Кризис, о котором осторожно начали говорить в прошедшем времени, не обошел нас стороной. Мы работали в условиях существенного падения спроса. Как и все, активно занимались сокращением издержек. Что такое двухступенчатая система управления, аутсорсинг – знаем теперь не понаслышке. Не обошлось без потерь, но в целом нам удалось сохранить работоспособный коллектив. Уверен, ему по плечу высокие задачи, которые ставит перед собой один из лидеров отечественной нефтяной отрасли. Хочу поблагодарить коллег за профессионализм, выдержку, терпение, стойкость. Год был непростым, все эти качества нам потребовались.

Всех наших клиентов благодарю за выбор, который они сделали в пользу «ЛУКОЙЛа». Мы и впредь будем прилагать все усилия, чтобы соответствовать вашим высоким требованиям!

Карина ЧЕРЕПАНОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления