Бизнес Страсти по акцизам

Страсти по акцизам

В России назревает очередная «антиалкогольная» кампания. Ее последствия могут стать новейшей иллюстрацией знаменитого афоризма Черномырдина «хотели как лучше, а получилось как всегда». Министерство финансов выступило с...

" width=

В России назревает очередная «антиалкогольная» кампания. Ее последствия могут стать новейшей иллюстрацией знаменитого афоризма Черномырдина «хотели как лучше, а получилось как всегда». Министерство финансов выступило с инициативой индексировать ставки акцизов на подакцизные товары в 2010-2011 годах. При этом крепкий алкоголь фактически остается нетронутым, а пивной «оброк» возрастает сразу на 190 процентов. О том, как резкое увеличение акциза на пиво отразится на развитии отрасли и смежников, о судьбе предприятий малого и среднего бизнеса, а также российского общества в целом шла речь на круглом столе «Новые акцизы и региональный рынок: варианты, прогнозы, перспективы». Свои мнения и прогнозы на встрече в Екатеринбурге высказали представители пивоваренной промышленности, смежных отраслей, депутаты, чиновники местных органов власти и независимые эксперты.

Удар по отрасли

Попытка решить бюджетные проблемы за счет резкого роста акцизов на пиво может иметь катастрофические последствия для развития пивоваренной отрасли в России. Об этом с тревогой говорят ее представители как в столице, так и в регионах. «Российская пивоваренная отрасль насчитывает более 250 предприятий различной мощности. Их производственные площади расположены в 73 субъектах страны. Только за прошлый год пивоваренные компании России заплатили в бюджеты всех уровней более 100 млрд руб. налогов, – отметил, выступая на круглом столе, заместитель председателя Совета Союза Российских пивоваров, вице-президент компании Heineken Виктор Пятко. – До сих пор наша отрасль прочно стояла на ногах, была надежным партнером и стабильным налогоплательщиком. Зачем же резать «дойную корову»? Ведь именно к такому финалу могут привести поспешные и необдуманные шаги».

Пивовары напомнили, что ставка акциза на пенный напиток повышается ежегодно. Только за период с 2004 по 2009 годы она выросла почти в два раза, в то время как на вино натуральное и крепкие спиртные напитки рост акциза составил всего 18,2% и 41,5% соответственно. Кстати, по итогам 2008 года выпуск пивоваренной продукции впервые за почти полтора десятилетия показал отрицательную динамику. По итогам шести месяцев 2009 года отрасль снизила объемы производства в натуральных величинах на 7 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные Росстата). Очевидно, что это следствие накопившихся негативных факторов, в том числе несбалансированного увеличения налоговой нагрузки в последние годы.

Знаете ли вы, что 97 процентов пива, продаваемого в России, выпускается в нашей стране? «Шоковый вариант повышения налогового бремени на пивоваренные предприятия – с 3 до 9 рублей за литр, то есть в три (!) раза – повлечет за собой неизбежное сокращение продаж и объемов производства», – уверен директор филиала ОАО «Пивоваренная компания "Балтика" – "Балтика-Челябинск"»Сергей Бабинский. Производители говорят об этом как о вынужденной мере. Как следствие, начнется сокращение рабочих мест. В настоящее время на пивоваренных предприятиях трудятся около 50 тысяч человек. До недавнего времени массовых сокращений удавалось избегать. Но падение объемов производства пива неизбежно может привести к печальному сценарию, что еще больше усилит социальную напряженность в обществе в период экономического кризиса. Директор Североуральского пивзавода Анатолий Рыбин вообще хватается за голову: «Если акцизы повысят в разы, малый и средний бизнес просто рухнет. Похоже, придется сматывать удочки».

Смежники в панике

Сокращение производства пива негативно повлияет не только на пивоваренную, но и на целый ряд смежных отраслей. Особенно на сельское хозяйство, о возрождении которого так много говорится в последнее время. Сейчас ячмень для пивоварения возделывается на площади в 1,3 миллиона гектаров. Над этим в России работают 40 агрохолдингов и более 600 хозяйств. Чем они будут заниматься, если их продукцию перестанут покупать?.. Между тем прогнозируемое падение производства пива на 8 процентов по итогам только 2009 года сократит объемы прямых закупок ячменя у сельхозпроизводителей более чем на 2 млрд рублей.

Пострадают также транспортные компании, поставщики упаковочных материалов, торговые организации. «Каждое рабочее место в пивоваренной отрасли создает дополнительно 10-12 рабочих мест в смежных отраслях экономики, – заявил исполнительный директор НП «Урал Пищепром» Иван Колодяжный. –К примеру, на заводе «Патра» (Екатеринбург) затраты на оплату услуг смежников составляют 700-800 миллионов рублей в год. А в целом по России эти цифры измеряются миллиардами…» Так что будущее как минимум полумиллиона россиян сейчас покрыто туманом.

«70 процентов стеклотары и 90 процентов алюминиевой банки, производимой в России для пищевой промышленности, используют предприятия пивоваренной отрасли, – сообщил директор «Ретал Екатеринбург» (производитель ПЭТ-форм) Кирилл Солонович. – Около 30 процентов ПЭТ-формтакже приходится на пивоваров. Так что сокращение объемов выпуска пива ударит и по нам». Поставщик тары не исключил даже закрытия некоторых предприятий. Печальные примеры уже есть. Так, в подмосковном Дмитрове в начале августа встал завод по выпуску банки – настолько снизился спрос в результате кризиса.

От производителей пива напрямую зависят и многие транспортные компании. «Практически треть нашей загрузки – это перевозка продукции пивоваренных предприятий, – рассказал директор представительства ООО «ТЭГ «Гардарика» Андрей Ткачев.– Как только у них упадут объемы, неизбежно начнутся проблемы и у нас. Только в одном Екатеринбурге перевозки могут уменьшиться на 30-40 процентов. В этих условиях нам придется задуматься о такой непопулярной мере, как сокращение персонала».

Директор направления ЗАО «Компания «Юниленд – Екатеринбург» Александр Шумилов считает, что из-за падения спроса на пивоваренную продукцию больше всего пострадают небольшие магазины: «Там, где пиво занимает 50-60 процентов в общем объеме продаж, снижение выручки станет критическим. Таким предпринимателям придется или увеличивать цены на все остальное, или закрываться». В то же время представитель торговли опасается, что люди, не готовые переплачивать лишнее за бутылку пива, начнут искать различные суррогаты – от самогонки и разного рода «можжевельников» до технического спирта.

Зеленый свет крепкому алкоголю!

Всемирная организация здравоохранения рекомендует следующий баланс потребления алкогольных напитков: треть – крепкие напитки, треть – вино и треть – пиво. Однако в России уже сейчас две трети от общего объема потребления приходится на крепкий алкоголь. По данным агентства «Бизнес-Аналитика», на фоне падения продаж пива за 5 месяцев 2009 года реализация дешевой водки выросла на 21% по отношению к аналогичному периоду 2008 года. В период кризиса потребители все чаще отдают предпочтение более дешевому крепкому алкоголю. Это, несомненно, опасно для здоровья нации. Во время обсуждения эксперты привели мнение руководителя отделения Московского НИИ психиатрии Александра Немцова, который во время онлайн-конференции, состоявшейся на сайте газеты «Известия», главной причиной российского пьянства назвал «огромное количество подпольно произведенных крепких алкогольных напитков: в результате того, что эти напитки выходят на рынок безакцизно, они становятся очень дешевыми, а значит, широко доступными». И сохранение ставки акцизов на крепкий алкоголь при одновременном повышении акцизов на слабый алкоголь только ухудшит ситуацию.

«Последняя инициатива правительства лишь усугубит сложившийся дисбаланс на рынке пива, вина и крепкого алкоголя, – резюмировал Сергей Бабинский. – Она стимулирует рост потребления крепких спиртных напитков. В Европе налоговая нагрузка на крепкий алкоголь существенно выше нагрузки на пиво, и бутылка «тяжелого» напитка стоит в 10-15 раз дороже пива. В итоге потребление смещается в сторону более легкого алкоголя. В нашей стране соотношение средней цены пива и крепкого алкоголя находится на уровне 1:4 (а на теневом рынке это соотношение уменьшается до 1:2), что делает водку более привлекательным напитком для потребителей».

Отказ от повышения акцизов на крепкий алкоголь в условиях российской инфляции означает падение реальной стоимости крепких напитков и повышение их доступности. «Скандинавские страны последовательно увеличивали акцизы на крепкий алкоголь. Теперь у них до 60 процентов общего объема потребления занимают слабоалкогольные напитки, в результате чего заметно увеличилась продолжительность жизни, – привел любопытный пример Виктор Пятко. – У нас же все идет к тому, что водка будет относительно дешеветь, а ее потребление населением вырастет». Отсюда и все негативные последствия злоупотребления алкоголем: смертность, алкогольные психозы, преступность, насилие и так далее.

Налоговый пузырь

Рост акцизных ставок должен помочь залатать бюджетные дыры, образовавшиеся в условиях финансового кризиса. Намерения, естественно, благие. Но давайте смотреть на вещи реально: действительно ли повышение акцизов на пиво решит проблему наполняемости бюджетов? «Думаю, что увеличение наполняемости бюджета произойдет на первоначальном этапе, – заявил депутат Законодательного собрания Челябинской областиМарат Ахметгалин. – Но с уменьшением объемов производства сократятся и налоговые поступления. В результате мы придем к тому, от чего ушли, а, может быть, к еще более худшему положению».

По мнению независимого финансового эксперта, кандидата экономических наук Константина Селянина,подобная акцизная политика властей – не самый эффективный путь решения государственных проблем. «В лучшем случае покроется один-два процента дефицита, – считает эксперт. – Не берется во внимание тот факт, что снижается прибыль предприятий, а значит, и налог на нее, сокращаются НДС и прочие налоги. Зато совершенно точно изменится структура потребления алкоголя в России – начнется ценовая конкуренция между пивом и водкой. То есть, пытаясь решить экономическую проблему, мы усугубляем социальную и даже политическую». Ему вторит Иван Колодяжный: «Новые акцизы – это одноразовая инъекция. Никакого положительного эффекта мы не увидим».

Даже без учета негативного эффекта для смежных отраслей сверхплановый рост акцизов на пиво приведет к снижению поступления других налогов и сборов. По расчетам экспертов, суммарное снижение уплаты НДС, налога на прибыль, а также других налогов и сборов в бюджет РФ всех уровней в два раза превысит дополнительные доходы от повышения акциза, а чистые потери бюджета составят 4-5 миллиардов рублей ежегодно.

Потребитель в проигрыше

Пока неизвестно, насколько вырастет цена пива для рядового покупателя. Ясно одно – урон личному карману и семейному бюджету будет ощутимым. По мнению Ивана Колодяжного, наивно переоценивать возможности среднего покупателя. «Не стоит поднимать планку выше уровня инфляции, – убежден он. – Загляните в кошелек потребителя, и вы увидите: он уже на пределе».

Главным инструментом регулирования ценообразования на рынке алкогольных напитков и, следовательно, их экономической доступности во всем мире является акциз. «Это мощнейший, если не единственный эффективный регулятор рынка, – поясняет Сергей Бабинский. – В России удельный акциз на крепкий алкоголь всего в три раза выше, чем на пиво. Таким образом народ стимулируют к потреблению более крепких напитков. По нашему мнению, недопустимо, с одной стороны, говорить о необходимости оздоровления нации и снижении потребления абсолютного алкоголя на душу населения, а с другой стороны, проводить целенаправленную политику по фактической популяризации крепкого алкоголя за счет более благоприятного налогового режима».

Союз российских пивоваров надеется, что представители отрасли не будут исключены из процесса обсуждения акцизных ставок на пиво. Альтернативные предложения об индексировании ставок акцизов они направили председателю правительства РФ Владимиру Путину. Эксперты предлагают постепенное – в течение трех-пяти лет – увеличение ставок акцизов. Не только на пиво, но и на крепкие спиртные напитки. В этом случае удастся избежать краткосрочных потерь бюджета и получить дополнительные поступления в бюджет.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления