RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

736мм 67%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Бизнес Юрий Карликанов, председатель совета директоров ПКО «ЧелСИ»: «Политика меня интересует больше, чем бизнес»

Юрий Карликанов, председатель совета директоров ПКО «ЧелСИ»: «Политика меня интересует больше, чем бизнес»

С его именем тесно связана судьба челябинских дорог. Однако дорожником Юрий Карликанов себя не считает, предпочитая более широкое понятие – строитель. За несколько лет он выстроил замкнутую технологическую цепочку дорожно-строительного комплекса: от добычи сырья до укладки асфальта и благоустройства территории. Сегодня Юрия Карликанова проще встретить в коридорах власти, чем на стройплощадке. Вице-спикер Законодательного собрания входит в топ-50 самых влиятельных политических персон Челябинской области. Однако о технологиях строительства дорог, стоимости цемента, щебня и квадратного метра жилья по-прежнему говорит с увлечением и без бумажки.

Когда ждать нового расцвета строительной отрасли? Как дольщикам защитить свои вложения? Поставил ли пресловутый кризис крест на хороших дорогах? Что повлияло на смену деятельности? И какие достопримечательности Челябинска считает любимыми? Об этом и многом другом мы беседуем с Юрием Карликановым.

Стимул для застройщика

Строительная индустрия, к которой вы имеете прямое отношение и как бизнесмен, и как депутат (председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному хозяйству ЗСО Челябинской области), сильно пострадала из-за кризиса. Как вы оцениваете ситуацию на строительном рынке области?

– Действительно, потери в этой отрасли очень серьезные – около 40 процентов объемов производства. Если в 2008 году в области рапортовали о сдаче свыше двух миллионов квадратных метров жилья (рекорд за всю историю жилищного строительства!), то в прошлом году вновь вернулись к скромным результатам. Сдано чуть больше 1,4 млн кв. м, при этом более 800 тыс. кв. м – индивидуальное строительство. Цифры говорят сами за себя. Больше всего пострадали крупные застройщики. Ни для кого не секрет, что они строили жилье, как правило, за счет привлеченных средств. Основным источником финансирования служили банковские займы и деньги граждан. Сейчас, когда ставки по кредитам резко подскочили, а банки ужесточили требования к залогу, ситуация резко изменилась. К тому же значительно снизилась покупательная способность населения – потребительский рынок, как мы видим, практически замер. Яркий пример – ипотека. Еще недавно речь шла о 17-23 тысячах ипотечных кредитов в год. В 2009-м в Челябинской области выдано всего 4 тысячи таких кредитов, то есть почти в пять раз меньше.

Казалось бы, предпринимаются различные меры: падает ставка рефинансирования, снижаются проценты по ипотеке. Это должно было повлиять на рынок, подтолкнуть его. Вы, Юрий Раифович, почувствовали движение вперед?

– Пока еще нет, перелом не наступил. Проблема в том, что отсутствует кредит доверия, люди не уверены в завтрашнем дне. И это не способствует оживлению потребительского спроса. Между тем вклады населения за последний год увеличились на 20 процентов. Это говорит о том, что деньги у людей есть, но отдавать их застройщикам, финансировать рынок жилья они не готовы. Хотя еще два-три года назад все было наоборот. Все понимали, что лучший способ сохранить и приумножить капитал – это вложиться в недвижимость, в жилищное строительство. Самое печальное – то, что сегодня мы не занимаемся задельным строительством, не осваиваем новые площадки. Напротив, застройщики отказываются от земельных участков, выигранных ранее на аукционах. Ожидаемого оживления на строительном рынке, увы, не наступило.

Чем это грозит?

– Резким ростом цен. Мы уже наблюдали подобную ситуацию четыре-пять лет назад, когда приток денег на потребительский рынок, в том числе через ипотеку, спровоцировал бурный рост цен. Помню, начинали год с продажи жилья по 10-12 тыс. руб за кв. м, потом дошли до 17-18 тыс., а закончили год на уровне 25-28 тыс. руб. Позже цены вообще поднялись до 40 тысяч рублей за квадратный метр. Сегодня строители фактически вернулись на 25-28 тысяч. Но это временное затишье.

Ваш прогноз стоимости квадратного метра жилья к концу 2010 года.

– Думаю, застройщики дальше снижать цены не будут, так как они практически достигли дна себестоимости. В 2010 году значительного роста цен я не прогнозирую, но повышение будет обязательно. Главная проблема в том, что мы рискуем получить дефицит жилья на рынке. Недостаток в однокомнатных и двухкомнатных квартирах уже ощущается. Но наиболее яркие процессы мы будем переживать в 2011-2012 годах. Когда люди почувствуют, что кризис остался за плечами, жизнь наладилась, а банковские вклады подешевели и стали невыгодными, они начнут искать деньгам лучшее применение, а значит, инвестировать в строительство. К тому же сегодня запущено много программ, финансируемых за счет бюджета: переселение проживающих в ветхоаварийных домах, приобретение жилья для военных и других категорий граждан, перед которыми есть обязательства государства. Если темпы строительства останутся прежними, то вымывание свободного жилья с рынка неизбежно.

Что, по вашему мнению, может стать локомотивом для выхода отрасли из кризиса?

– Нужно стимулировать застройщика, чтобы он продолжал строить многоквартирное жилье. И главную роль здесь должно сыграть государство. Необходимы программы строительства социального жилья, домов для работников бюджетной сферы. Они дадут определенную подпитку строительной отрасли. И конечно, необходимо взаимовыгодное сотрудничество с банками. В настоящее время они ввели такие жесткие меры по залоговым обязательствам, что мало кто из застройщиков способен кредитоваться на оборотке и включаться в процесс. Вряд ли это выгодно и самим кредитным учреждениям. Получается замкнутый круг.

Страховка для дольщиков

Сейчас в России насчитывается более 53 тысяч обманутых дольщиков, непонятна судьба 1300 связанных с ними объектов. Насколько серьезна эта проблема на Южном Урале и каковы пути ее решения?

– У нас эта проблема несколько мягче. В Челябинской области ведется строительство 60 объектов с привлечением средств более чем 2,5 тысяч граждан. Кризис осложнил ситуацию в строительной отрасли. В настоящее время в регионе 12 проблемных объектов жилищного строительства с участием средств чуть более 800 граждан. Однако работа идет. По наиболее проблемным домам при участии правительства Челябинской области и Законодательного собрания было принято решение о достройке жилья за счет средств Южно-Уральской корпорации жилищного строительства и ипотеки. В прошлом году за счет средств корпорации были достроены и введены в эксплуатацию жилые дома в Чебаркуле и Копейске. В настоящее время подписано соглашение о завершении строительства за счет средств корпорации жилых домов компании «Массив» – пострадавшие граждане получат свое жилье. Скорее всего, в этом году, в крайнем случае, в начале 2011-го.

Мы говорим о дольщиках, пострадавших из-за финансового кризиса. Но ведь были и случаи мошенничества?

– Да, есть и такие факты. В Южноуральске, Челябинске, Снежинске и других городах. Это уже давние истории. По одним из них ведется следствие, по другим уже вынесены судебные решения. В целом же ситуация находится под контролем правительства области и депутатов ЗСО. Так что обманутые дольщики не останутся один на один со своими проблемами. Мы этого не допустим.

В прошлом году между правительством области, ЗСО и Сбербанком заключено соглашение, в котором прописана новая схема финансирования строительства жилья дольщиками. Заработала ли она и какова ее эффективность?

– Схема уже работает, хотя о ней не слишком много говорят. Процесс успешный, компании построили те дома, которые обещали. Согласно этой схеме дольщик максимально защищен. Он вносит деньги на банковский счет. Банк под залог квартир финансирует застройщика, то есть выступает посредником между подрядчиком и дольщиком, а также гарантом возврата средств. Застройщик возводит и сдает дом, и лишь затем деньги дольщиков переходят на счет застройщика.

Почему же эта схема не получила широкого распространения?

– Потому что покупатель осторожничает. У основной части граждан нет определенности в стабильности своих финансовых доходов.

Денег много не бывает

Многие считают, что дорожный бум в последние годы обусловлен выделением огромных федеральных средств. Сейчас денег гораздо меньше. Значит, о хороших дорогах теперь можно забыть, или у Челябинской области более радостные перспективы?

– Давайте говорить прямо: никакого дорожного бума не было.

???

– Скорее, в предкризисные годы был выстроен нормальный ритм строительства и ремонта дорог. И к этому быстро привыкли. На самом деле необходимый объем финансирования дорожного строительства – это четыре процента от ВВП страны. В России сегодня выделяется в пределах полутора-двух процентов, а то и меньше. То есть в целом по стране идет недофинансирование, немногим лучше было в нашем регионе. В соответствии с принятыми новыми нормами финансовых затрат на ремонт и содержание региональных автодорог, в идеале надо было бы в 2011 году потратить на эти цели 25 млрд руб. Но исходя из экономических реалий в ближайшее время это недостижимо. Как только начался кризис, в первую очередь стали урезать финансирование дорожно-строительной отрасли. Хотя именно она является локомотивом, который способен вытащить экономику и предлагает максимальную занятость рабочих мест. Вложения в строительную отрасль дают мультипликативный эффект: один потраченный рубль создает 10-15 рабочих мест в смежных отраслях. А 50-60 процентов затрат потом возвращаются в виде налогов. Поэтому вкладывать средства в жилищное и дорожное строительство, как в самый реальный сектор экономики, необходимо.

То есть те два-четыре миллиарда, которыми мы еще недавно восхищались, проблему не решали?

– Хорошо, что они у нас были, и часть дорог в области отремонтировали. Но в целом этого недостаточно. А сегодня и этих сумм уже нет. Мне вообще кажется, что в свое время была сделана большая ошибка, когда похоронили целевые дорожные фонды. По-видимому, пришла пора их возрождать. Средства, целевым образом направленные в дорожную отрасль, дают фантастический экономический эффект. Достаточно вспомнить опыт других стран, где через строительство дорог выходили из кризиса.

Север не любит слабых

Юрий Раифович, кем вы себя больше считаете: строителем или дорожником?

– Строителем, конечно. (Улыбается.) Потому что дороги – это лишь сегмент такого обширного явления, как строительство. Перед рытьем котлована обязательно делаются временные дороги. Заканчивается строительство благоустройством территории и так далее. Мне приходилось строить разные дороги, в том числе специфичные – на вечной мерзлоте. Уехал на Север после окончания института и «задержался» на 20 лет. Там были свои особенности: тундра дышит, и дороги все время меняют профиль.

А как же военное училище, куда поначалу поступили? Наверное, хотели связать жизнь с армией?

– По молодости поддался всеобщему настроению. (Улыбается.) Служба в армии тогда была престижной. Хотел стать летчиком, поступил в авиационное училище в Перми. А через год оказалось, что оно ракетное... Через некоторое время понял, что не туда попал. Ушел, дослужил в армии и поступил в ЧПИ.

На Севере оказались по распределению или зову души?

– По распределению. Ну и практический момент учел: там сразу давали хорошие оклады, жилье. А я уже был женатым человеком, сын родился. Так что жилищный вопрос сыграл первостепенную роль. Работал в проектном институте, строил дороги как в самом Норильске, так и между населенными пунктами.

Крепкое словцо в строительстве помогает?

– Кому как.

А вы использовали как аргумент?

– Иногда приходилось. (Улыбается.)

Что больше всего запомнилось из «полярной жизни»?

– Морозы. Они доходили до 56 градусов. Так что строительство не всегда можно было вести. А в полярный день, когда солнце стояло в зените, работали порой круглосуточно. Не забывается и такое явление, как полярная ночь. И конечно, люди – крепкие профессионалы, от бригадиров и прорабов до руководителей подразделений. Север закаляет, чего там говорить… Человек слабый долго не задерживался. Оставались те, кто способен вынести, как говорили в армии, тяготы и лишения северной жизни. В общем, у меня была хорошая школа. Прошел путь от мастера до управляющего строительно-монтажного треста. Так незаметно и пролетело 20 лет.

Сын стал преемником

Когда решили вернуться в Челябинск?

– С началом приватизации. Норильский строительный комбинат приобрели такие известные сегодня лица, как Хлопонин, Потанин, Прохоров. Естественно, они начали выстраивать свой бизнес. А я поехал на родину.

Чем занялись в родном городе?

– На первом этапе – коммерческой деятельностью, поставками различной продукции для Норильского металлургического комбината. Потом понял, что коммерция – это все-таки временное явление. Хотелось более основательной работы. Проанализировал, какие проблемы в Челябинске наиболее актуальны. И первое, что бросилось в глаза, – ужасные дороги. В 1995 году трудно было по проспекту Ленина проехать, чтобы не провалиться в открытый люк. Разработал концепцию дорожного строительства, предложил ее администрации города. И начал выстраивать дорожный бизнес. Изучив зарубежный опыт и технологии, решили перенести их на челябинскую землю. Считаю, что сделать это удалось. В 1999 году открыли первый завод, в 2001 – второй. Постепенно создали целую технологическую цепочку в дорожно-строительном комплексе.

Странно, почему же раньше у нас в области никто не строил такие заводы?

– Меня тоже это удивило. Есть великолепный камень – щебень, битум рядом, а дороги в отвратительном состоянии. Но удивляться приходилось еще не раз. Когда выяснилось, что у нас нет высокопроизводительной техники, чтобы правильно укладывать асфальт. Когда увидели, что нет материалов для благоустройства – плитки, бордюров и прочих элементов. Пришлось заняться и этим. Зато сегодня приятно пройтись по городу, глянуть на тротуар! Конечно, было много нареканий, сомнений: мол, зачем нам плитка, бордюры, через год все развалится... Но мне за свои дороги не стыдно! То, что построено 10 лет назад, все еще не требует ремонта.

Год назад генеральным директором ПКО «ЧелСИ» стал ваш сын. Преемника подготовили, и бизнес вас больше не интересует?

– От оперативной работы в бизнесе я отошел год с лишним назад. После того, как был избран первым заместителем председателя Законодательного собрания Челябинской области. Руководство предприятием передал своему сыну. Он уже давно работал в компании, возглавлял заводы стройиндустрии. Кризис, конечно, не самое лучшее время для передачи управления бизнесом. Так что ему выпало тяжелое испытание. Но думаю, что он с этим справится.

Наверняка хочется иногда вмешаться в работу Дениса Карликанова? Где-то поправить, повлиять?

– Да нет, влиять на его работу некогда. Я с утра до вечера в ЗСО. При необходимости консультирую, так как остаюсь председателем совета директоров на общественных началах. Но все оперативное руководство – только на нем.

Неповторимая политика

В 2004 году ваша фамилия была в списке самых богатых людей Челябинска. В прошлом году попали в топ-50 самых влиятельных политических персон в Челябинской области. Какова реакция, когда слышите, что фигурируете в том или ином рейтинге?

– Вы знаете, я рейтингами не интересуюсь и реагирую на это совершенно спокойно. Во-первых, не знаю, насколько таким спискам и топам можно доверять. Довольно субъективные вещи, которые делаются, возможно, с определенной целью. Во-вторых, я привык дело делать, а не рейтинги обсуждать...

Юрий Раифович, многие бизнесмены признаются, что были вынуждены пойти в политику. Что вас сюда толкнуло?

– В какой-то момент осознал, что бизнес становится для меня чередой повторяющихся событий. Определенный успех есть. Цель, которую ставил, достигнута. Каждый год одно и то же, одно и то же. Интерес ослабевает, надо менять точку приложения сил. То же самое, кстати, было с моим уходом из проектного института. Достиг определенного уровня, и стало скучно. Очередной проект для никелевого завода, потом – для медного... Здесь нагрузка 10 тонн, там – 30 или 100: цифры меняются, а суть все та же.

Неужели в политической сфере ничего не повторяется?

– Здесь каждый день новые вводные, новые нюансы. По-моему, это вообще кладезь неповторимых процессов. Сейчас меня больше увлекает политическая стезя. Фактически все время уходит на законотворчество. Вижу в этом глубокий смысл и большой эффект.

А желание начать новый бизнес не посещает?

– Нет такого желания. Сейчас все усилия сосредоточил на законотворческой деятельности. Мне это интересно, так что получаю удовольствие от работы в Законодательном собрании.

«Знаю каждый переулок»

Что для вас Челябинск? Есть ли в городе любимые места?

– Челябинск – это дом родной. Он стал еще ближе после того, как вернулся спустя 20 лет. Раньше, когда жил на Севере, часто вспоминал район вокруг ЧПИ: парк, скверы, фонтан. Все это связано со студенческими годами. Ну а сейчас, когда Челябинск изменился, стал более красивым и нарядным, любимых мест все больше – всех не перечислишь. Когда строишь и благоустраиваешь город, он становится по-настоящему родным. Я знаю каждую улицу, переулок, где, что и как делалось, какие были проблемы и как их решали…По сути ко всем знаковым местам Челябинска руку приложили. А гостей обязательно веду гулять по Кировке, в парк Гагарина и Пушкина.

Чем занимаетесь в свободное время?

– А свободного времени обычно нет. Чтобы не погрязнуть в бумажной суете, стараюсь пару раз в неделю побывать в спортзале. Обязательно хожу в бассейн – проплываю километр. Это традиция, которая не меняется уже лет десять. В выходные дни люблю ездить за рулем, навещаю детей и внуков. С друзьями в бильярд играю. А в отпуск стараюсь вырваться куда-нибудь за рубеж. Люблю путешествовать и открывать для себя что-то новое.

Вспомните самое дальнее путешествие?

– Поездка в Австралию. Там все необычно, совсем другое небо, даже вода в раковине крутится в другую сторону. Огромное впечатление произвел мощный тихоокеанский прибой и кенгуру… А что касается австралийских дорог, то они просто великолепные. И это вполне объяснимо. Там, где вкладываются большие средства, дороги всегда хороши.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления