Бизнес Россияне берут быстрые займы от безысходности

Россияне берут быстрые займы от безысходности

Быстрые займы не пользуются большой популярностью среди россиян. Согласно исследованию компании Synovate Comcon, опубликованному сегодня, 15 августа, к услугам микрофинансовых организаций прибегают всего 1,6% наших соотечественников. Потенциальные клиенты МФО, как правило, живут в небольших городах и считают процесс получения банковского кредита слишком сложным.

Масштабные рекламные кампании, проводимые микрофинансовыми организациями, пока не приносят должной отдачи. Среди клиентов МФО, по данным Synovate Comcon, всего лишь около миллиона россиян в возрасте от 16 лет и старше. Вдвое чаще быстрые займы берут в городах с населением от 500 тыс. до одного млн человек, при этом с большей готовностью услугой пользуются люди 45-54 лет и студенты.

Социологи отмечают, что услуга наиболее востребована у молодых людей, начинающих самостоятельную жизнь отдельно от родителей, и у семей, где дети идут в школу. С большей готовностью быстрыми кредитами пользуются женщины. Событиями, из-за которых россияне чаще всего берут деньги взаймы, стали смена работы, предстоящая свадьба или развод, выход на пенсию, а также поступление в институт.

Быстрые займы имеют больше шансов на развитие в небольших городах, где доля людей, считающих процесс получения кредита слишком сложным, выше, чем в целом по стране – именно на простоте оформления займов делают акцент компании, предоставляющие такие услуги. В целом же россияне стали считать процесс оформления кредита не таким сложным. Социологи Synovate Comcon связывают это с массированной рекламой МФО, которая убеждает, что получить деньги – просто.

«Изначально МФО были придуманы для быстрой финансовой помощи населению под высокую, но достаточно гуманную процентную ставку, – говорит директор представительства «АлтайЭнергоБанка» в Челябинске Валерий Першин. – В итоге же помощь предлагается под грабительские 720% годовых. Поэтому люди обращаются в МФО в большинстве случаев от безысходности».

Источник: Synovate Comcon, российский индекс целевых групп, вторая волна 2012 г.
Выборка: россияне 16+, города 100 тыс.+

Участники рынка предполагают, что в ближайшие три-четыре года количество клиентов МФО должно существенно вырасти. Привлекая новых заемщиков, которым по разным причинам не доступны банковские кредиты, микрофинансовые организации планируют обслуживать до 10-12 млн человек – таково общее количество потенциальных клиентов. На данный момент МФО сумели охватить не более 15% этого рынка.

«В ближайшее время можно ожидать роста целевой аудитории МФО, так как экспресс-займы намного удобнее банковских кредитов, – говорит директор компании «Удобные деньги» Василий Орлов. – Займы оформляются на месте при минимальном наборе документов и на понятных условиях». По словам Василия Орлова, все большее количество людей не хотят далеко добираться и тратить время на оформление кредитов. Развитая филиальная сеть микрофинансовых организаций позволяет клиентам пользоваться услугами компании недалеко от дома. К тому же, когда человек оформляет кредит на крупную сумму, то вынужден вносить в банк платежи на протяжении нескольких лет, и со временем люди устают от подобных кредитов. Оформив заем на небольшую сумму, человек гасит его в короткий срок за несколько недель и забывает об этом. «В этом микрофинансовые компании, несмотря на более высокую процентную ставку, имеют преимущество перед банками», – отмечает эксперт.

«Безусловно, потребность в быстрых деньгах есть, поскольку у людей возникают различные жизненные трудности, когда необходимых накоплений попросту нет, – говорит аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова. – И в данном случае преимущества микрозаймов заключаются в том, что для его оформления требуется минимальное количество времени и хлопот». Главная задача – обеспечить заемщика средствами в кратчайшие сроки, отмечает эксперт. Причем от момента оформления до непосредственного получения денег может пройти не более одного часа. «Ни одна кредитная организация не выдаст деньги за такой короткий период, – поясняет Екатерина Кондрашова. – Также потребуется много различных документов, в том числе и справка доходах. Отказывает банк и в случае плохой кредитной истории».

Между тем наряду с растущим спросом населения на быстрые займы должны появиться и новые стандарты работы МФО. Эксперты ChelFin.ru отмечают, что до тех пор, пока микрофинансовые организации будут предлагать заоблачные проценты и ограниченный срок кредитования, а также не внедрят полноценные программы лояльности для клиентов и новое программное обеспечение, ждать притока клиентов не стоит.

Всего на Урале, по данным регионального отделения ФСФР России в УрФО, работает около 70 микрофинансовых организаций, половина из которых действует в Челябинской области. До 1 декабря 2012 года компании должны вступить в саморегулируемые организации – об этом их предупреждает регулятор. Однако из всех уведомлений, направленных в МФО, практически половина вернулась обратно. Это говорит о том, что либо компании прекратили свое существование, либо сменили месторасположение. Так, в апреле этого года шесть организаций уведомили ФСФР о том, что в ближайшее время собираются прекратить свою деятельность.

«У микрокредитных организаций в Челябинске есть свои клиент, но сказать, что широкие слои населения пользуются услугами этих компаний, нельзя, – говорит Валерий Першин. – Во многом это вызвано слишком высокой процентной ставкой».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления