Весь Чебаркуль обсуждает проект реанимации бывшего кранового завода, не работающего уже более пяти лет. На его базе новые собственники предприятия намерены наладить принципиально иное производство. В городе с работой в период экономического кризиса такая сложная ситуация, что чебаркульцы готовы производить что угодно, лишь бы работа была, и деньги «живые» за нее регулярно платили. Бывших заводчан тем временем волнует главный вопрос – выплатит ли новый собственник старые долги по зарплате. Для решения этой проблемы чебаркульцы готовы были даже перегородить железнодорожную ветку Транссиба. Однако совместными действиями администрации города и бизнесменов социального конфликта удалось избежать.
Чебаркульский крановый завод некогда являлся гордостью этого города и в советские времена обеспечивал поставку своей продукции во все концы страны. Да и в новой России ЧКЗ был единственным в стране производителем гусеничных монтажных кранов грузоподъемностью 25 тонн. Однако общий упадок машиностроения в стране и регионе довел завод до фактического разорения. К несчастьям добавилась и смерть ставшего в 1990-х годах собственником завода известного челябинского предпринимателя Вячеслава Клепикова. Делами производства принялась заниматься вдова Клепикова – Наталья.
На заводе было введено внешнее управление и запущена процедура банкротства. Наталья Клепикова назначила генеральным директором предприятия Ольгу Шахову, которая и должна была обеспечить выплату долгов кредиторам. Но потом г-жа Клепикова передумала и свое управленческое решение по Шаховой отменила, обвинив ту в краже с завода 220 миллионов рублей. Ольга Шахова в ответ начала с бывшим работодателем судебную тяжбу, которая длится уже не один год. А завод после цепочки перепродаж попал в руки к новому собственнику – ЗАО «Уральский крановый завод». И не доведенный до логического конца застарелый судебный конфликт между бывшей владелицей и гендиректором вылился сейчас в открытое противостояние Шаховой с новым собственником. Страдают от этого в первую очередь бывшие рабочие и жители Чебаркуля, которых явно толкают на социальный конфликт.
«Я считаю, что новые собственники произвели фактический захват моего предприятия, – сообщила корреспонденту Chel.ru в телефонном разговоре Ольга Шахова. – На днях на заводе сменилась охрана, теперь предприятие сторожат представители Уральского кранового завода. Уверена, что подобные действия неправомерны – ведь суды продолжаются, и решение по моему делу не вынесено до сих пор. И в суде я стану оспаривать сделку по продаже госпожой Клепиковой завода, буду требовать ее расторжения».
Сложность ситуации в том, что новые собственники покупали завод не напрямую у Клепиковой, и висящие на бывшем владельце кранового производства судебные разбирательства брать на себя не хотят. И понять их можно: говоря юридическим языком, новый владелец в данном случае является добросовестным приобретателем. Он хочет инвестировать деньги в завод, наладить там производство, и ему нет никакого дела до старых судов былых хозяев.
«Мы уже поняли, что на Чебаркульском крановом заводе «висят» долги, и готовы эти долги оплатить, – говорит директор Уральского кранового завода Степан Кононов. – Так нам проще будет работать! Мы хотим рассчитаться полностью и с долгами по зарплате. Выяснилось, что купленный нами завод задолжал и городской администрации – постараемся и этот вопрос урегулировать. Но дайте нам начать работу».
Новый собственник крайне заинтересован в хороших отношениях и с трудовым коллективом, и с администрацией Чебаркуля. Расчет новых хозяев ясен, именно дешевая рабочая сила в городе – залог процветания их бизнеса. Ведь в остальном Чебаркульский крановый завод представляет плачевное зрелище: не работающее более пяти лет производство, обветшалые цеха, требующие капитального ремонта коммуникации. Тем не менее промышленная площадка с помещениями и энергоснабжением имеется, и грех этим не воспользоваться. Однако дорогу инвестициям и организации новых рабочих мест в Чебаркуле преградили судебные тяжбы.
Глава Чебаркуля Геннадий Северин пока очень осторожен в оценках новых собственников предприятия и перспективы развития завода. «О действиях и намерениях компании «УралКрАз» я доложил вице-губернатору области Николаю Рязанову, – говорит Геннадий Федорович. – Если честно, я не до конца понял, что из себя представляют новые собственники, и можно ли мне с ними иметь дело. Хотя, если эти люди помогут решить социальную проблему Чебаркуля – нарастающую безработицу, тогда проект возрождения кранового завода, пусть и с другим профилем производства, я только приветствую. Уверен, на этой промплощадке много чего можно сделать, несмотря даже на то, что завод уже много лет бездействует. Я даже предлагал наладить сотрудничество с Китаем и организовать на базе бывшего ЧКЗ производство мини-тракторов или велосипедов. Но главное – это вернуть долги рабочим!».
Новые собственники, мэр Чебаркуля Геннадий Северин и считающая себя генеральным директором Чебаркульского кранового завода Ольга Шахова встретились с трудовым коллективом. Литейщики, рабочие транспортного и механосборочных цехов ЧКЗ твердили одно: верните долги, кончайте разборки и давайте работать.
«Мне совершенно нет никакого дела до судебных разбирательств между новым хозяином и Ольгой Шаховой, которая обещала расплатиться с нами по долгам, – выразила общее мнение коллектива присутствующая на встрече Евгения Иванова. – Нам не важно, кто вернет нам деньги по невыплаченной зарплате, интересует всех другое – когда завод заработает вновь и долги будут возвращены. Геннадий Северин просит нас не выходить на рельсы и решать конфликт в правовом поле. Получив гарантии от нового собственника в том, что он разберется в ситуации, мы согласились с мэром Чебаркуля. Рельсовой войны не будет – давайте работать».