RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

1 м/c,

ю-в.

747мм 93%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Станислав Похлебаев, владелец туристической компании «Роза мира плюс»: «Готов рисковать – шампанское слишком люблю»

Станислав Похлебаев, владелец туристической компании «Роза мира плюс»: «Готов рисковать – шампанское слишком люблю»

Он жаден к жизни, легок на подъем, ценит интерес больше денег и верит в успех. На протяжении 12 лет компания «Роза мира плюс» отправляет челябинцев в поездки по странам и континентам. Ее учредитель и директор исколесил два с лишним десятка стран, но ни разу не был… в Сочи. Правда, посетить главный российский курорт все-таки планирует – надо же оценить ситуацию профессиональным глазом.

Станислав Похлебаев рассказал Chel.ru, почему обманчива красота турбизнеса, как он относится к молодым турагентствам, кому дает скидки, когда впервые услышал о кризисе и кто преподнес ему на блюдечке «Дорогое удовольствие».

Отдыхать нельзя пахать

Станислав, когда в вашей жизни возник туризм?

– Практически случайно – сначала я выступил в роли совладельца турфирмы, потом в качестве кризисного управляющего. Да так и остался. На мой взгляд, немного людей пришли в туризм целенаправленно. Чаще фирму открывают после удачной поездки. Такие примеры есть и среди наших клиентов. Не секрет также, что половина турагентств – это такой... женский бизнес. Папа подарил дочке, богатый муж – второй, третьей, а то и пятой жене.

Еще одно подтверждение широко распространенного мнения о том, что турбизнес – занятие легкое, красивое и романтическое.

– Внешне все очень красиво и привлекательно – путешествия, отдых, разные страны, моря, океаны. На самом деле этот бизнес оказался сложнее и намного глубже. Не получается здесь отдыхать (Вздыхает.), нужно пахать. Как и везде. Результатов достигает только тот, кто соглашается с этими правилами игры. Я знаю женщин, работающих в туризме, которые просто пашут. Они, конечно, при этом перестают быть женами и матерями. Мужчина, отдающий себя полностью бизнесу, перестает быть отцом и мужем, братом или сыном. Конечно, это перегибы. Впрочем, в любом деле что-то теряешь, когда выкладываешься без остатка. Помните эпизод из фильма «Дьявол носит Prada», когда главная героиня Энди Сакс жалуется своему коллеге, креативному директору журнала Найджелу на проблемы с молодым человеком. Тот отвечает: «Ха, когда все рухнет, скажи мне об этом. Верный признак, что твоя карьера пошла в гору». Очень показательный для бизнеса момент.

Теперь романтические представления развеялись окончательно?

– Да нет, думаю, романтизм остался – без него нельзя. Но появилось другое понимание бизнеса, более глубокое и профессиональное. Дорога проб и ошибок, надеюсь, давно пройдена.

Сегодня легко открыть турфирму?

- Я бы не рискнул, наверное. Рынок стал жестче, конкуренция выше, а цена входа резко возросла. Хотя, с другой стороны, если вы осторожничаете, ничего не получится. А я человек полуавантюрный, легкий на подъем в бизнесе. И рисковать готов, потому что шампанское люблю...

Вас раздражают молодые конкуренты, переманивающие клиентов за счет демпинга?

– Нравится кому-то или нет, но это реальность. К сожалению, немногие из молодых агентств, входящих на рынок, берут профессионализмом, новым продуктом, уникальным торговым предложением. Самое простое, что делают при неумении продавать, – предлагают скидку. Ни в коем случае не ругаюсь на молодые турфирмы, но и не оправдываю их. Не хотят они ценить свой труд – пускай работают ради работы.

Неужели у вас нет скидок?

– Конечно, как и в любом другом турагентстве, есть программы лояльности. Используем скидки как маркетинговый ход для постоянных клиентов, для привлечения новых – никогда. Ведь что такое скидка? С одной стороны, приятная вещь для клиента, а с другой – деньги из зарплаты наших сотрудников.

Нарисуйте портрет вашего среднестатистического клиента.

– Обыкновенные туристы. Люди, которые зарабатывают деньги и тратят их на себя и свою семью. Но самое главное, делают это интеллигентно и с головой. Туристы, которые тщательно продумывают свой отдых, планируют его заранее и получают именно то, что они заказывают в турагентстве. Открывают для себя новые горизонты, страны и направления.

Страдания по фингарантиям

Одно из последних изменений в законодательной сфере – увеличение суммы финансовых гарантий для туроператоров. Говорят, в итоге их количество резко упало. Вы остались в этом звании?

– Да, но замечу, что туроператорский вид деятельности для нас не основной. Мы больше занимаемся массовым туризмом – продаем туры федеральных операторов.

– Зачем тогда платить лишние деньги?

– Хотим работать профессионально и легально. Для многих наших постоянных клиентов мы формируем индивидуальные туры. Сегодня для этого требуется уже не лицензия, а определенный размер финансовых гарантий. У нас они имеются.

На фингарантии возлагалось много надежд. Мол, это будет своеобразной соломинкой для туристов, повысит ответственность операторов и так далее. Насколько, на ваш взгляд, оправдались радужные прогнозы?

– Думаю, что в целом оправдались. Появился реальный механизм возмещения ущерба за срыв обязательств или плохо оказанные услуги. Уменьшилось количество рисков для туристов.

А как же скандалы с печально известным «Детуром» и еще парой-тройкой банкротов? Далеко не всем людям, купившим путевки этих туроператоров, удалось вернуть свои денежки.

– Именно поэтому недавно увеличили размер финансового обеспечения. Я считаю это нормальным и справедливым. Если туроператор отправляет по миллиону туристов в год, с него и спрос другой. Фактически новый механизм обкатали на практике, подкорректировали. При этом массовых потрясений, слава Богу, не было.

Турагентство фактически является посредником между оператором и человеком, который покупает путевку. Насколько вы уверены в качестве предлагаемых вами туров?

– С одной стороны, мы люди подневольные. Продаем только тот турпродукт, который есть в регионе. К сожалению, нет у нас такого разнообразия туров, как в Москве, немного вылетов из региона в другие страны. Обычно все ограничивается предложениями двух-трех операторов. «Роза мира плюс» – это супермаркет туристических услуг, поэтому принципиальных предпочтений нет. С другой стороны, мы знаем, что у одного оператора – хорошие позиции по определенному региону или отелю, а у другого – совершенно по другим отелям. Поэтому при выборе тура исходим из интересов самого туриста – какие элементы сервиса важнее для конкретного человека.

Кому сейчас на Руси жить хорошо – туроператорам или турагентствам?

– Банкам. (Смеется.)

Да они тоже плачутся...

– Конечно, денег нет западных... Да кому сейчас легко? Ни туроператорам, ни турагентам, ни туристам. У всех свои риски и страхи. Знаю одно: что бы ни случилось, нужно профессионально делать свое дело. Тогда вам не будут страшны никакие потрясения, законодательные изменения или войны с конкурентами.

Чистилище кризиса

Туристический рынок Челябинска сильно изменился после кризиса?

– Конечно, рынок почистился. Есть такое модное слово – оптимизация. В первую очередь, сами турфирмы оптимизировали свои расходы, кадровый состав и так далее.

– Вы тоже этим занимались?

– Конечно, еще в ноябре прошлого года позакрывали все дополнительные офисы, уплотнились, поджались, подсократились в некоторых отделах.

– То есть именно тогда поняли, что наступил кризис?

– Первые звоночки прозвучали еще раньше. 15 сентября 2008 года я был в Японии. Утром мы заходим в автобус, и девушка-экскурсовод рассказывает: «Сегодня наши газеты пишут о том, что крах американского инвестиционного банка повлек шквал, который потряс финансовые рынки и разрушил доверие к банковской системе. Наши эксперты кричат «караул!». Наверное, и у вас в России это почувствуется». Так я узнал о кризисе.

– Холодный душ после жаркого лета?

– Вы знаете, на самом деле еще в июле прошлого года отмечались странные вещи. В этом месяце не было планового роста продаж по сравнению с предыдущими годами. Внешне казалось, что все хорошо, но что-то происходило. Говорят, в строительстве деньги уже были заморожены. Но до ноября 2008 года ничего не чувствовалось.

– У нас поначалу и слово «кризис» считалось крамольным…

– Зато потом пошел перебор. Ни в одной стране из тех, в которых побывал в последнее время, я не видел такой истерии по поводу кризиса, как в России. Не хочу приуменьшать величину проблемы. Но истерия, нагнетаемая СМИ, просто выматывает обычного потребителя информации. Считаю, что кризис имел и положительный эффект. Он дал возможность провести в малом и среднем бизнесе своеобразную кадровую чистку, понять, какие траты необходимы, а какие

заведомо лишние.

От заката до расцвета

– Ваш прогноз на ближайший сезон.

– Нас ждут путешествия по традиционным направлениям – Египет, Таиланд, Куба, Мальдивы, Арабские Эмираты, горнолыжные курорты, экскурсионная Европа. Вряд ли появятся новые маршруты с вылетом из Челябинска – не до этого сейчас.

– С банкротством «KD-авиа» скромный выбор челябинцев еще больше сузился. Как вы оцениваете закрытие этой авиакомпании с точки зрения интересов местных туристов?

– В целом уход перевозки из региона – это, конечно, минус для южноуральцев. Если авиакомпания неправильно строила свою работу, то это один вопрос. Тогда, наверное, правильно, что компания закрылась. Если же это политическая игра и авиаперевозчика просто «съели», то это совсем другой расклад. Вряд ли мы когда-то узнаем, как было на самом деле. Я отношусь к ситуации прагматично: была перевозка – катались, нет – не катаемся или заменяем чем-то другим.

– Вы продавали билеты на рейсы калининградской авиакомпании, которые теперь отменены?

– Да, и у нас есть туристы, которые требуют возврата денег. Авиакомпания разослала письма, в которых просит покупателей авиабилетов обращаться непосредственно к ней. Услугу оказывает перевозчик, но юридически клиент имеет отношения с нами, а не с авиакомпанией.

– Каков же выход из ситуации?

– Будем решать вопрос на юридическом уровне. Считаю, что это нормальные рабочие отношения. Пока идет обсуждение проблемы, готового решения нет. Тем более, что денег за эти билеты у меня тоже нет, они давно отправлены в авиакомпанию.

– Когда ждать расцвета внутреннего туризма?

– Вопрос не по адресу. К развитию внутреннего туризма турфирмы имеют самое маленькое отношение. Если эту сферу будут развивать министерства по туризму, если в него будут вкладывать деньги правительство, местные органы самоуправления, бизнес и так далее, если будут строиться отельные комплексы, зоны отдыха, аквапарки, зоопарки, национальные парки, мы с удовольствием начнем продавать туда путевки. Пока конъюнктура бизнеса заключается в том, что люди любят зарубежные туры. Наверное, это непатриотично звучит, но в том же Сочи много проблем с сервисом. И по ценам российские направления отдыха проигрывают той же Турции или Египту.

– Лично вы, Станислав, собираясь в отпуск, разрабатываете индивидуальный тур или пользуетесь готовым турпродуктом?

– По-разному, в зависимости от цели, которая ставится перед отпуском. Если хотим поехать с ребенком на море, то воспользуюсь предложением туроператора. А если душа просит чего-нибудь особенного, организую индивидуальный тур. Возможности у нас широкие – это и путешествия в национальные парки в Южной Африке, и туры в Намибию, где можно наблюдать за стадами мигрирующих животных, и экспедиции на Южный Полюс, и много еще чего интересного. Выше только – космический туризм.

– Ну, космонавт родом из Челябинска уже появился, теперь очередь космических туристов.

– Как только это направление станет массовым, а космические корабли с туристами на борту будут еженедельно бороздить просторы Вселенной (Улыбается.), и челябинцы полетят в отпуск на орбиту или на лунную базу отдыха, обязательно займемся космическими турами.

– Чем отличается современный турист от вашего клиента 12-летней давности?

– Конечно, он сильно изменился, как и вся наша жизнь, страна, экономика. Появляется много туристов, которые говорят не только по-русски. Хотя основная масса, конечно, ездит во «всесоюзные здравницы» – Египет и Турцию, где не нужно знать языков. В то же время люди стали требовательнее. Многие побывали в разных странах и на разных континентах – им есть с чем сравнивать. Среди клиентов все больше путешественников, а не туристов.

– В чем же разница между ними?

– Марсель Пруст говорил: «Настоящая цель путешественника – не созерцание новых пейзажей, а обретение нового взгляда на мир». Что касается туриста, то он скорее заинтересован в получении сервисных услуг или все-таки созерцании пейзажей. В идеале все должно быть в меру.

Элементарная радость

– Кризис среднего возраста Станислав Похлебаев уже пережил или даже не заметил его?

– Думаю, что пережил, но не особенно переживал. Он прошел уже давно и, слава Богу, хватило ума, сил и всего прочего, чтобы не считать это концом жизни.

– Вы считаете себя гармоничным человеком?

– Да. Ведь в чем заключается гармония? Наверное, в отношении к действительности. Нужно уметь радоваться элементарным вещам. Мы забываем делать это в обычной жизни. Вот вы, например, радуетесь утром, что солнышко встало?

– М-м, иногда.

– А у меня было время, когда я заставлял себя это делать. В этом плане мне нравится взгляд японцев на жизнь и их умение находить гармонию и прекрасное в самых простых вещах, которые нас окружают. Есть такое стихотворение у Акахито:

Я не могу найти следов расцветшей сливы,
Что другу я хотела показать:
Здесь выпал снег,
И я узнать не в силах,
Где сливы цвет, где снега белизна?

– Приходилось разочаровываться в бизнес-партнерах, проектах? Вы ранимый человек?

– Конечно, приходилось, не без этого. Как часто? Не каждый год, слава Богу. Все это опыт, который обязательно пригодится в жизни. Что касается ранимости, то в бизнесе это, по-моему, вообще недопустимо. Самое главное – не надо думать о том, чтобы кого-то наказать – жизнь накажет еще больше. В этом мире все настолько взаимосвязано. Если делаешь что-то хорошее, потом тебе это обязательно вернется.

– Удавалось в этом убедиться?

– Всю жизнь. Только не нужно ждать этого специально.

– Дом есть, дерево посадили, сына родили. Какую цель теперь ставите перед собой?

– Хотелось бы еще рощицу посадить. Дубовую – вот было бы здорово! (Улыбается.) На Урале будет расти дубовая роща, как вы думаете? Нельзя жить без цели. Но в разное время она меняется. А счастье – это такой короткий миг, когда цель достигается. А потом нужна новая цель.

Глянцевый соблазн

Станислав, недавно вы приобрели права на издание журнала «Дорогое удовольствие». Решили диверсифицировать бизнес или это вложения на черный день?

– Если честно, то у меня не было цели капитализировать свои средства, куда-то вложиться, приобрести новый бизнес. По большому счету это произошло случайно. Ко мне пришли девчонки, работающие в редакции журнала, и попросили стать... их директором.

– Это было предложение, от которого не смогли отказаться?

– Не знаю, почему выбор пал именно на меня. Но когда детально изучил ситуацию, принял решение приобрести франшизу на издание журнала.

– Станислав, разве сейчас время для глянца? По-моему, такие издания закрываются одно за другим.

– Да, глянцевые журналы переживают нелегкие времена. До кризиса в Челябинске их было полтора-два десятка. Сейчас пусть хотя бы один останется – мой. (Смеется.)

– Очень амбициозные планы. Хотите ворваться в рынок на низкой стоимости входа?

– Не скажу, что это самая низкая стоимость входа в бизнес. Дело в том, что предшествующая история журнала не работает сегодня на меня, на имидж издания, на продажи. «Дорогое удовольствие» относится к федеральной сети журналов, издается в 19 городах. В Челябинске он выходит с декабря 2007 года. Но многие вещи мне приходится делать с нуля – в маркетинге, в продвижении, в продажах, в обучении персонала, в организации работы редакции.

– Вы уже определились с долей рынка, которую планируете захватить?

– Да, у меня есть свои планы на этот счет, но о конкретной доле рынка я пока умышленно не говорю (мы сделали всего два номера журнала). Ближайшие планы (до нового года) – преодолеть точку безубыточности.

– Станислав, это не первый журнал в вашей жизни. Лет пять назад выходила «Роза мира». Похоже, вас магнитом тянет к издательской деятельности.

– Да вообще от СМИ, если вспомнить телевизионную и рекламную работу, уйти не удается. Хотя на самом деле я никогда не был журналистом в чистом виде. Больше занимался административной и управленческой работой. Считаю, что у миллионного города должен быть глянцевый журнал. В Челябинске есть тот сегмент, на который рассчитаны подобные издания. Но я не хочу заниматься глянцем только потому, что это модно. Я просто могу делать это лучше, чем кто-либо другой. И докажу это своей работой.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления