Бизнес Челябинским страховщикам указали на дверь

Челябинским страховщикам указали на дверь

Региональным страховщикам становится все сложнее устоять в текущих условиях. На челябинском рынке, по оценке экспертов, из семи местных организаций только две можно назвать сильными игроками...

Региональным страховщикам становится все сложнее устоять в текущих условиях. На челябинском рынке, по оценке экспертов, из семи местных организаций только две можно назвать сильными игроками. Остальные же ведут далеко не самую правильную стратегию ведения бизнеса, стараясь нарастить свой портфель за счет демпинга и оттянуть банкротство на неопределенный срок.

Статистика ФССН за девять месяцев 2009 года показывает, что на рынке Челябинской области страховые услуги оказывают семь местных организаций, среди них как минимум двое сильных игроков, которые в условиях кризиса не опускают руки – привлекают инвесторов, проводят грамотную инвестиционную политику, увеличивают уставной капитал, мотивируют сотрудников различными бонусами и премиями при заключении договоров по низкоубыточным видам страхования.

«Думаю, такие крупные региональные компании продолжат работать с прибылью и после кризиса, – говорит директор Челябинского филиала страховой компании «РОСНО» Анжелика Зарипова. – Слабые игроки, как это не парадоксально звучит, именно во время кризиса наращивают свой портфель и увеличивают объем страховых премий. Пытаясь оттянуть свое очевидное банкротство, они повышают приток денежных средств за счет радикального снижения тарифов».

По ее словам, вряд ли их будет кто-то покупать, серьезные акционеры оценивают, прежде всего, не объем страхового портфеля, а саму бизнес-модель компании, объем резервных фондов, инвестиционную политику, известность бренда и пр. Поэтому 99% тех компаний, которые хотят быть купленными, имеют серьезные проблемы либо с портфелем, либо с капитализацией. Поэтому слияния и поглощения слабых игроков сейчас под большим вопросом.

По словам генерального директора страховой компании «Северная казна» Александра Меренкова, сегодня состояние страхового рынка пока далеко от идеала. «Есть ощущение, что дно еще не пройдено, – говорит он. – Вероятно, страховой рынок упадет на дно кризиса в первом квартале следующего года. При этом выжить смогут далеко не все региональные страховые компании. Главное, чтобы не сдали нервы у руководства и учредителей, чтобы компании не начали строить пирамиды».

Важными факторами выживания, по словам Александра Меренкова, будут оказание помощи учредителей в наполнении уставного капитала, ведение взвешенной тарифной политики, правильное развитие компании в регионах и проведение логичных экономических расчетов, креативность в создании страховок в интересах клиентов, а также отсутствие резких действий со стороны госорганов.

«Если компании будут вести сбалансированную политику предполагающую четкую сегментацию портфеля завязанного не только на автостраховании, но и на других видах, то итогового коллапса может и не случиться», – резюмирует Анжелика Зарипова.

«Если крупные страховщики федерального уровня могут выравнивать свою убыточность за счет московского бизнеса, то региональные страховые компании не имеют такой возможности. В результате убыточность стремительно растет, а рыночная доля – падает», – говорит советник генерального директора СК «Согласие» Александр Варенцов. В данный момент, по его словам, происходит концентрация страхователей вокруг крупнейших страховых компаний в связи с закрытием (банкротством, отзывом лицензий) совсем малоизвестных и малых страховых компаний, не выдержавших кризис. По его прогнозам, к концу 2009 года на рынке останутся 500 страховщиков, в итоге сформируется топ-200.

По оценкам экспертов, сейчас рынок находится на этапе стагнации, однако четких прогнозов о том, как он будет развиваться дальше, эксперты давать пока не готовы. «В ряде случаев мы наблюдаем положительные признаки – возобновляется банковское корпоративное кредитование, автокредитование, кое-какие подвижки наблюдаются в строительстве – строители размораживают стройки, но строят под кредитные средства, а не под зачет будущей квартиры, как это было раньше, – говорит Анжелика Зарипова. – Некоторые банки возобновили ипотечное кредитование, но завышенные требования к заемщикам не позволяют сформировать массовый спрос».

В среднем бизнесе, по ее мнению, каких-либо изменений нет – стоят грузоперевозки, спрос на товары народного потребления падает. В целом же на Уральском рынке наблюдается процесс перетасовки клиентов – корпоративные клиенты стараются найти хорошие, но с низкими ценами компании, кто-то, пытаясь экономить, но сохранить страховку, отдается в руки дешевым компаниям с сомнительной репутацией.

Однако зачастую обращение с недобросовестным игрокам рынка чревато для клиентов неплатежами. Интересно, что в этом году значительно возросло число жалоб на страховщиков. По данным Росстрахнадзора, за девять месяцев 2009 года в службу поступило более 23 тыс. обращений против 14,2 тыс. за весь 2008 год.

Кроме того, согласно данным ФССН, на 10% страховщиков сегодня приходится 50% совокупного уставного капитала. Оставшиеся 90% компаний не обладают достаточным капиталом, что может вызвать немалые трудности в связи с необходимостью увеличения уставного капитала. К тому же падающий спрос приводит к тому, что с российского рынка страхования начали уходить иностранные страховщики.

К примеру, недавно о прекращении страховых операций в России объявила компания Fortis. Кроме того, у 280 компаний с января по сентябрь наблюдается снижение объемов премии более чем на 25%, с падением объема премий в два раза столкнулись 80 страховых компаний.

Падение сборов вынуждает страховщиков откладывать выплаты, что фактически приводит к порче репутации в глазах клиентов. Кроме того, политика ведения бизнеса во многих компаниях такова, что если у страхователя в один год у них случился страховой случай, на следующий год страховщики в несколько раз поднимают тариф. В итоге клиенты решают пойти простым путем – каждый год страховать автомобиль в новой компании.

«Иногда недобросовестные граждане использую такую лазейку, как перебежка из компании в компанию, – говорит начальник управления автострахования юридических лиц Уральской дирекции страховой компании «РОСНО» Анастасия Биктиева. – Однако надо понимать, что страховщики уже не первый год работают над созданием единой базы, позволяющей выявлять таких клиентов, и у заядлых перебежчиков велик риск получить отказы в страховании в серьезных надежных компаниях».

К тому же, по словам Александра Варенцова, страховая история человека в большинстве случаев со сменой страховой компании не прерывается, что позволяет страховщикам обмениваться информацией в целях пресечения страховых мошенничеств и выявления клиентов, стабильно размерами убытков превышающих страховые суммы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления