Бизнес «Патэрсон» не вписался в «Перекресток»

«Патэрсон» не вписался в «Перекресток»

Сеть продуктовых супермаркетов «Патэрсон» прекращает свое существование. В Челябинске на месте универсамов, работающих под этой вывеской, могут появиться магазины нового для нашего города бренда – «Перекресток». В настоящее время руководство X5 Retail Gro

Сеть продуктовых супермаркетов «Патэрсон» прекращает свое существование. В Челябинске на месте четырех универсамов, работающих под этой вывеской, могут появиться магазины нового для нашего города бренда – «Перекресток». В настоящее время руководство X5 Retail Group N.V, 25 ноября завершившее сделку по приобретению «Патэрсонов», решает, в каком формате и под каким брендом будут работать купленные универсамы. Обсуждается идея открытия на их месте либо «Перекрестков», либо «Пятерочек». Челябинские эксперты в области розничной торговли и участники рынка в один голос утверждают: логичнее всего преобразовать «Патэрсоны» не в дискаунтеры Х5, а в супермаркеты этой группы. Основная причина – большие площади магазинов и их удачное расположение. К рискам наши собеседники относят конкуренцию с другими торговыми точками и неликвидность некоторых универсамов.

25 ноября 2009 года X5 Retail Group N.V. объявила о подписании соглашения по приобретению 100 процентов бизнеса и активов сети универсамов «Патэрсон» у холдинговой компании CorpInvest Inc. Как сообщают в Х5, в настоящее время «Патэрсон» представляет собой сеть из 82 магазинов, расположенных в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Казани, а также в ряде городов европейской части России и на Урале. Чистая торговая площадь составляет около 65 тысяч квадратных метров, общая площадь – около 145 тысяч «квадратов», 20 процентов из которых находятся в собственности компании. Стоимость акционерного капитала составляет 189,5 миллионов долларов. Долг «Патэрсона» на дату подписания составил около 85 миллионов долларов. Х5 планирует закрыть сделку до середины декабря 2009 года, профинансировав ее из собственных средств.

«Эта сделка имеет стратегическое значение для нашего формата «супермаркет»: покупая качественный актив, мы серьезно укрепляем позиции «Перекрестка» в принципиально важных для нас регионах, – официально комментирует главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. – В результате ребрендинга и внедрения ассортиментной и ценовой политики X5, мы планируем не только сохранить существующую клиентскую базу «Патэрсона», но и привлечь новых покупателей, повысив продажи приобретаемых магазинов». В компании ожидают увидеть значительный эффект от интеграции бизнеса «Патэрсона» c X5 за счет централизации ключевых функций, включая закупку, логистику, IT и управление персоналом, а также благодаря программам по повышению эффективности, реализуемым в X5.

«Перекресток» – национальная сеть супермаркетов, одна из первых в истории отечественного ретейла. Первый «Перекресток» был открыт в сентябре 1995 года в Москве. В основе сети – магазины трех форматов: «у дома», «супермаркет» и «городской гипермаркет». В 2003 г. объем продаж «Перекрестка» составил $453 млн, в 2004 г. – $766 млн В 2005 г. оборот составил $1,185 млрд. Сегодня магазины «Перекресток» расположены более чем в 15 регионах РФ, включая Москву, города Московской области, Санкт-Петербург, Самару, Казань, Тольятти, Волгоград, Нижний Новгород, Воронеж, Липецк, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ярославль, Йошкар-Олу, Чебоксары и др. В 2006 г. произошло слияние «Перекрестка» с сетью универсамов эконом-класса «Пятерочка» и создание X5 Retail Group.

В результате сделки, сообщают в компании, общее количество супермаркетов под управлением X5 увеличится приблизительно на 25 процентов. Большинство магазинов «Патэрсон» отвечает требованиям X5 как с точки зрения форматов, так и в отношении географического расположения. Предварительно компания планирует интегрировать 52 магазина «Патэрсон» в формат «супермаркет», ребрендировав их в «Перекресток», а остальные 30 магазинов небольшого размера – в формат «дискаунтер» под брендом «Пятерочка». X5 будет закрывать «Патэрсоны» на период ребрендинга и замены программного обеспечения. Завершить процесс планируется в первой половине 2010 года. Х5 ожидает увидеть положительный эффект сразу после запуска обновленных магазинов, начиная с 2011 года позитивное влияние на операционный денежный поток оценивается на уровне порядка 50 миллионов долларов ежегодно.

В Челябинске в настоящее время находится четыре магазина «Патэрсон», еще два универсама под этой вывеской расположено в Магнитогорске. В ближайшее время руководство Х5 решит, какие именно южноуральские магазины будут работать под брендом «Перекресток», а какие будут переименованы в известную челябинцам «Пятерочку». «В любом случае челябинские магазины ожидает ребрендинг, – поясняет менеджер по связям с общественностью уральского филиала X5 Retail Group Максим Фадейков. – В настоящее время проводится исследование магазинов, по результатам которого будут сформулированы дальнейшие планы по их развитию. До этого момента никаких изменений в работе южноуральских «Патэрсонов» не произойдет».

Участники челябинского розничного рынка в один голос заявляют, что скорее всего Х5 преобразует челябинские «Патэрсоны» в «Перекрестки». «Логичнее всего оставить магазины в формате супермаркета, так как до этого они не являлись дискаунтерами, – поясняет коммерческий директор РС «Проспект» Андрей Грибанов. – Думаю, что свой выбор представители Х5 будут делать в первую очередь исходя из местоположения магазинов. Например, универсам на Братьев Кашириных полностью соответствует формату «Перекрестка». Кроме того, будет учитываться близость других торговых точек Х5, той же «Пятерочки», так как открывая рядом одноименный магазин, не избежать внутренней конкуренции. Скорее всего, все вопросы будут решаться индивидуально, и это правильно». Однако, по мнению г-на Грибанова, процесс займет много времени, и ожидать серьезных изменений в ближайшее время не стоит.

«“Патэрсон” заходил в Челябинск как хороший качественный супермаркет, – вспоминает независимый экперт-консультант Алексей Шестаков. – При этом они ориентировались как раз на опыт «Перекрестка». В настоящее время ассортимент магазинов остается на должном уровне, а вот качество продаж упало. Х5, возможно, решит эту проблему». По мнению нашего эксперта, основное преимущество «Патэрсона» в Челябинске – удачное месторасположение. В свою очередь Х5 к этим плюсам может добавить свои технологии и стандарты, наработки с поставщиками, скидки. «Благодаря этому компании удастся увеличить ассортимент и снизить цены, что благотворно скажется на покупателе», – заключает наш собеседник.

Генеральный директор по продажам ТС «Союз» Андрей Новокрещенов говорит, что Х5 уже попыталась представить формат качественного супермаркета в Челябинске на примере «Алого поля». «Здесь представлен расширенный ассортимент, и такой формат сейчас интересен для покупателей», – отмечает участник рынка. По его словам, что-то подобное может появится и на месте «Патэрсона». «Тем более, что на площадях более тысячи метров делать дискаунтер неправильно, учитывая, что их в Челябинске и так достаточно, – продолжает собеседник сайта. – В период кризиса многие магазины сократили ассортимент, тем самым отбив часть покупателей. Но не стоит забывать о тех, кто привык к определенным продуктам питания и не готов от них отказаться».

Риски, по мнению господина Новокрещенова, для Х5 минимальны, если компания предложит соответствующую потребительскую корзину. «Возможно, возникнут проблемы с магазином в Торговом центре, так как район для продуктового ретейлера не совсем удачный, – поясняет он. – На площади Мопра Х5 может столкнуться с конкуренцией со стороны «Молнии», которая расположена напротив. Таким образом, минусы могут заключаться только в низкой ликвидности определенных магазинов».

Пока не известно, как именно изменится работа «Патэрсонов», сохранят ли они круглосуточный режим работы. Так, сеть «Пятерочка» в отличие от «Перекрестков» не работает в ночное время суток. По мнению экспертов, в любом случае магазины не потеряют своих клиентов, даже отказавшись работать ночью. «В летнее время круглосуточный режим может быть выгоден, – считает Андрей Новокрещенов. – В зимнее время исключением являются только предпраздничные дни. Но в любом случае ночью за продуктами мало кто ходит, а продажа алкоголя после 23:00 запрещена».

Будет рассматриваться и вопрос о защите авторских прав. Известно, что в Челябинске давно функционирует магазин под названием «Перекресток», принадлежащий другим собственникам. «Действительно по всей стране много независимых магазинов, работающих под названием «Перекресток», – добавляет Максим Фадейков. – Это такое же популярное название, как «Продукты». Компания не станет добиваться переименования этих магазинов, если они не нарушают наших прав, а именно: не работают под вывесками, сходными до степени смешения с нашими «Перекрестками». Принадлежащий компании X5 Retail Group торговый знак «Перекресток» зарегистрирован в соответствии с российским законодательством, имеет фирменный шрифт и собственное графическое изображение. Его использование другими организациями преследуется по закону».

Напомним, существующий в Челябинске «Перекресток» управляется руководством РС «Проспект» и его в числе других неформатных магазинов сети в будущем ожидает ребрендинг. «В связи со сложившейся ситуацией в стране эта работа временно приостановилась, но в наших планах остается переформатиривание всех магазинов под бренд «Проспект», – объясняет господин Грибанов. – Конечно, если у Х5 возникнут вопросы к нам, компания будет права, но пока никаких претензий к нам не поступало».

Фото: Коллаж Дарьи ИВАНОВОЙ, Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления