Бизнес Владимир Елистратов, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области: «“Златоустовский сценарий”, надеюсь, не повторится»

Владимир Елистратов, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области: «“Златоустовский сценарий”, надеюсь, не повторится»

Владимир Елистратов получил министерский портфель меньше трех месяцев назад. Время для экономики Южного Урала, прямо скажем, незавидное: промышленность придавлена кризисом, заводы под угрозой банкротства, немалые долги по зарплате… Впрочем, Владимиру Алексеевичу не нужно было долго входить в курс дела. Предыдущие пять лет он работал первым заместителем министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области. А главное боевое крещение получил летом 2009-го, когда, будучи специальным представителем губернатора на Златоустовском метзаводе, выполнял план Сумина «Спасти ЗМЗ».

Когда южноуральские предприятия выплатят зарплатные долги своим работникам? Возможен ли повтор «златоустовского сценария»? Какие инвестпроекты будут реализованы в 2010 году? Чем порадуют нашу «оборонку»? Кто интересуется проектом «Урал Промышленный – Урал Полярный» и зачем главному промышленнику области молоток? Первое интервью в новой должности министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Владимир Елистратов дал бизнес-порталу Chel.ru.

Банкротство должно бить по собственникам, а не по рабочим

Владимир Алексеевич, крупные заводы и фабрики давно находятся в частных руках, отдельные предприятия «оборонки» – в федеральной собственности. Какова в этом случае роль министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области? Каким образом вы можете влиять на деятельность этих предприятий?

– Главная цель нашего министерства – проведение промышленной политики правительства Челябинской области на территории региона. Но мы не ограничиваемся только промышленностью. В состав министерства входит управление недропользования – это регулирование пользования лесом, водой, лицензирование добычи полезных ископаемых. Также есть управление по имуществу, которое занимается земельными отношениями и всем, что связано с областной собственностью.

Если же говорить о влиянии на негосударственный бизнес, то давайте вспомним пресловутый мировой кризис. Куда полетели жалобы? Сюда – к губернатору, а потом к нам. Куда чаще всего обращаются директора за содействием по участию в федеральных и в областных программах или принятию антикризисных мер? Сюда, в министерство. Работая индивидуально с каждым предприятием, мы добиваемся проведения нашей промышленной политики. Её ключевые моменты – это отсутствие долгов по зарплате, задолженности в бюджетах всех уровней, прозрачность действий руководства предприятий, исключающая их остановку, увольнение людей и так далее.

И все-таки каковы рычаги влияния на собственников и управляющих предприятий?

– У нас есть концепция промышленной политики. Там перечислены определенные меры взаимодействия с предприятиями, начиная от точечной поддержки до организации внутриобластной кооперации. Конечно, прямое финансирование запрещено Бюджетным кодексом РФ, но в особых ситуациях помощь необходима. В частности, как только начался кризис, вышло специальное распоряжение губернатора. В итоге полсотни предприятий области получили субсидии на пополнение оборотных средств.

Также мы помогаем в оформлении документов тем, кто претендует на меры поддержки на федеральном уровне. Как известно, в список системообразующих (через комиссию под руководством Игоря Шувалова) включено 259 предприятий, из них на территории нашей области работает 35. Еще есть список предприятий регионального значения (27 с Южного Урала), поддержка которых осуществляется через Минрегионразвития. Некоторые из них уже ощутили положительный эффект от получения госгарантий по привлечению кредитов.

В прошлом году вы работали спецпредставителем губернатора области в Златоусте на металлургическом заводе. За два месяца добились, чтобы должники ЗМЗ начали расплачиваться по счетам, а сам завод вновь заработал. Как вы считаете, благодаря чему удалось это сделать?

– Ну, «я добился» звучит слишком громко… (Качает головой.) Ситуация действительно была критической, несмотря на то, что и в рабочем порядке мы занимались этим предприятием. Губернатор поручил мне работать с ЗМЗ в ежедневном режиме. Приходилось вместе с директором завода ездить по всей стране – в Нижний Новгород, Ульяновск, Набережные Челны (КаМАЗ), Москву. Выбивали долги с дебиторов на обеспечение текущей деятельности предприятия. Но, понимая, что этих денег недостаточно, параллельно вели работу по поиску так называемых партнеров – инвесторов, которые могли бы обеспечить будущее крупного златоустовского завода. Наши действия были полностью согласованы с губернатором. Итогом этой работы стало появление у ЗМЗ партнера в лице Челябинского металлургического комбината. Это позволило предприятию выйти на нормальные (с учетом кризиса) объемы производства, вернуть работников из вынужденных отпусков.

Как себя чувствует ЗМЗ сегодня?

– Предприятие работает. Говорить, что там все отлажено, все здорово, конечно, нельзя. Завод находится под арбитражным управлением. Банкротство – это юридически непростой вопрос. Но главное, что цеха не стоят, продукция производится. Вообще в обычной жизни процедура банкротства ни в коем случае не должна касаться людей, непосредственно работающих на предприятии. Она должна затрагивать только интересы собственников. Сейчас это примерно так и происходит: люди работают, вовремя получают зарплату. Отдельно ведется юридическая работа по решению вопросов с собственниками и их долгами.

А вы, Владимир Алексеевич, больше не курируете завод?

– Да почему, все равно продолжаю курировать, следить за ситуацией. Просто не живу там. Впрочем, будучи спецпредставителем губернатора, львиную долю времени я тратил на поездки и командировки. Глупо постоянно находиться там, где хватает своего менеджмента.

Зарплатная боль

Назовите болевые точки Южного Урала. Какие предприятия вы считаете самыми проблемными?

– Проблемными мы называем предприятия, у которых есть долги по заработной плате. В частности, они еще не погашены на южноуральском заводе «Конструкт-Урал», на Челябинском автоматно-механическом заводе, Станкомаше. Всего задолженность по заработной плате в области составляет 17 млн рублей. За каждым таким предприятием закреплен сотрудник министерства, который отслеживает все возможные действия по гашению долгов. Кроме того, сейчас губернатор поставил задачу ликвидировать все долги по зарплате в Челябинской области в феврале. Приложим все усилия. Нязепетровский краностроительный завод, получив крупный заказ, уже рассчитался со своими сотрудниками. Катав-Ивановский механический завод, насколько мне известно, намерен погасить долг по зарплате в феврале.

Возможен ли где-нибудь повтор «златоустовского сценария»?

– Не хотелось бы… Ситуация в Златоусте осложнялась тем, что это одно из самых крупных предприятий в городе, примерно 6-7 тысяч работающих. Остановка такого завода для Златоуста, конечно, катастрофа. Поэтому и были предприняты беспрецедентные меры. Но сейчас, я считаю, подобная ситуация в Челябинской области не должна повториться.

Невольно возникает вопрос: должно ли в принципе государство, власть тратить деньги, силы и время на спасение частных предприятий?

– По большому счету власти, конечно, не должны заниматься решением проблем предприятий, находящихся в частной собственности. Но и оставаться сторонним наблюдателем государству однозначно нельзя. Для решения социальных и прочих задач область получает налоги с находящихся здесь предприятий. Поэтому мы заинтересованы в работающих заводах и фабриках. Если предприятие останавливается или катится вниз, мы однозначно должны участвовать в решении его судьбы. А методы и принимаемые меры выбираются уже в зависимости от конкретной ситуации.

Например?

– Кому-то можно помочь письмом. Возьмем ситуацию с Нязепетровским крановым заводом. Там практически не было заказов. Мы неоднократно обсуждали эту проблему на антикризисных штабах, губернатор Петр Сумин связывался с полпредом Николаем Винниченко. В итоге от компании «Ренова СтройГруп» поступил заказ на семь кранов для строительства поселка Академический близ Екатеринбурга. Это существенно изменило ситуацию на нязепетровском предприятии. Своевременно принятые меры позволили недопустить полной остановки завода, хотя все шло к этому. Здесь оказалось достаточно такого рода подключения властей.

«Рано хоронить ЧТЗ»

Оборонные предприятия, которых много у нас в области, стонут от сокращения госзаказа. При этом они не имеют права и возможности демонтировать, законсервировать оборудование или заложить его в банк, чтобы взять кредит. Каким вам видится выход из этой ситуации?

– Специфика оборонных предприятий, конечно, накладывает свой отпечаток. Но отмечу, что на 2010-й год снижение оборонзаказа не планируется. Напротив, будет небольшой прирост. В конце года состоялось совещание с руководителем федеральной службы по оборонному заказу Александром Сухоруковым. (Кстати, наш земляк. – прим. автора) Он назвал сроки, в которые будут проводиться конкурсы, а также выделяемые суммы. Опасения руководителей предприятий оборонного комплекса понятны, но наша совместная с ними работа в очередной раз показывает, что текущий год будет закрыт нормально.

Однако это не значит, что можно успокоиться и ничего не делать. Единственный выход из ситуации – это поиск новых видов продукции, в том числе гражданской, организация конкурентоспособного производства, его диверсификация. Своевременный переход на выпуск новых видов гражданской продукции позволит нашим предприятиям крепко стоять на ногах, не ориентируясь только на оборонный заказ. Это мировая практика. И многие наши предприятия – ММЗ, «Метран» – ведут такую работу.

Среди рецептов выхода из кризиса часто называют внутриобластную кооперацию. Приведите наиболее яркий пример последнего времени.

– Все знают, как плохо жилось механическому заводу в Катав-Ивановске. Мы организовали кооперацию между ФГУП «Пластмасс», Усть-Катавским вагоностроительным заводом и Катав-Ивановским литейно-механическим заводом. Это позволит качественно выполнить оборонзаказ силами предприятий нашей области. Естественно, в результате будут обеспечены загрузка южноуральских заводов, сохранение рабочих мест и выплата заработной платы рабочим.

Давайте поговорим о ЧТЗ. Существуют два мнения о его судьбе. Первое: заводу пророчат скорое закрытие. К примеру, мэр Челябинска Михаил Юревич летом говорил, что легендарный бренд давно в прошлом, предприятию грозит банкротство. А главной болевой точкой области является вовсе не ЗМЗ, а ЧТЗ. Второе мнение противоположно: трудности со сбытом продукции есть, но проблемы решаются, и столь печальных перспектив не просматривается. А ваше мнение, Владимир Алексеевич?

– Я соглашусь скорее со второй позицией. Трудности реальные есть, но предприятие активно работает с федеральным центром по получению средств господдержки (в части субсидий на погашение процентных ставок по кредитам). «ЧТЗ-Уралтрак» находится в списке системообразующих предприятий, что также предусматривает госгарантии на кредитование. Завод активно занимается разными направлениями диверсификации, готовит к выпуску новую продукцию, организует совместные предприятия. В частности, очень интересным может получиться проект с Белоруссией, который возник в результате декабрьской поездки делегации Челябинской области в Минск. Менеджмент на ЧТЗ достаточно грамотный, люди реально понимают ситуацию, в которой находятся, и адекватно себя ведут. Поэтому в настоящее время там нет ни долгов по зарплате, ни какой-то паники.

Потенциал будущего

В конце 2009 года состоялось сразу несколько заседаний и совещаний, посвященных проекту «Урал Промышленный – Урал Полярный». Что нового ожидается в 2010 году?

– Реальное движение планируется весной – летом 2010 года. Все-таки речь идет о Севере, где зимой вести какие-либо работы проблематично. Именно в это время намечено проведение конкурсов для поставщиков. Наш настрой, конечно, на участие предприятий Челябинской области в реализации этого проекта. Помимо поставок промышленной продукции – тракторов, грейдеров, кранов – есть интерес (потенциально – у «Мечела», ЧЭМК) к недрам Севера. Но пока этот вопрос находится в стадии изучения. Чтобы принять решение, необходимо провести геологические изыскания и прочие необходимые процедуры.

Какие инвестпроекты в промышленности будут запускаться на Южном Урале в 2010 году?

– Знаковым событием я считаю инвестпроект ЧТПЗ по строительству нового цеха по производству труб большого диаметра. Запустить его планируется в июле, к Дню металлурга. Последний раз я был на предприятии в декабре, когда приезжал министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. Мы увидели, что многое уже сделано. Все идет по графику – он немножко сдвинут с учетом кризиса, но теперь соблюдается. Ну и, конечно, нужно сказать о рельсобалочном цехе «Мечела». Это еще один проект, под знаком которого пройдет 2010 год.

Какова судьба проекта «Солнечный кремний» (Кыштым). Инвестор – ГК «Амдекс Групп» – собирался вложить туда 180 миллионов долларов. Как там обстоят дела?

– Проект планируется осуществить на территории Кыштымского горно-обогатительного комбината. Он актуален для Южного Урала, реализация вполне реальна (кварца у нас много). Главная цель – организовать в области производство достаточно интересного продукта. Речь идет о поликремнии для производства солнечных батарей, с ориентацией на международный рынок. По количеству вложенных денег точной информации пока нет. Но известно, что работа там идет, опытные образцы продукции уже отправлены за рубеж.

Кризис здорово подкосил энергопотребление. Означает ли это замедление и перенос сроков строительства новых объектов в электроэнергетике?

– У нас с РАО «ЕЭС России» подписан план мероприятий по обеспечению энергоснабжения до 2015 года, где указаны сроки ввода новых объектов. Во время кризиса они были сдвинуты ориентировочно на год-два по инициативе Минэнерго. Мы не в восторге от этих переносов, но понимаем, чем это вызвано. В целом эти сдвиги не несут какой-то потенциальной угрозы сбоя в энергоснабжении Челябинской области.

Продолжается приватизация федерального имущества. Какие объекты областной собственности будут продаваться в этом году?

– Представление объектов на приватизацию идет ежегодно. При необходимости их перечень корректируется в любое время. Кстати, на очередном заседании правительства области будет предложен план приватизации объектов, находящихся в областной собственности, на 2010 год.

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Буду считать свою работу на посту министра успешной, если...»

(Задумывается.) Если не буду иметь замечаний со стороны губернатора по решению поставленных им задач.

Сам себе строитель

В молодые годы вы работали плотником и каменщиком. А сейчас что-нибудь можете собственноручно сделать, так сказать, для дома, для дачи?

– Ну, это были стройотряды и так называемые «шабашки». Могу, конечно, и сейчас что-то сделать.

То есть молоток в руках держать умеете?

– И молоток в руках смогу удержать, и кирпич. На даче сам дом построил. Но не вижу смысла акцентировать на этом внимание...

А хобби у вас есть?

– Люблю в футбол играть, на охоту хожу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления