Бизнес Анатолий Гуревич, председатель совета директоров туристической компании «Сусанин»: «Челябинску пора делать ставку на деловой туризм»

Анатолий Гуревич, председатель совета директоров туристической компании «Сусанин»: «Челябинску пора делать ставку на деловой туризм»

Когда-то название челябинской компании вызывало улыбку. Теперь спустя 10 лет «Сусанин» – авторитетный бренд и знак качества в туризме. 31 января 2010 года компания отмечает первый юбилей. Ее услугами пользуются более 300 корпоративных клиентов, среди них многие крупнейшие предприятия Южного Урала. Ведущему игроку делового туризма даже кризис не помеха – в самый разгар «Сусанин» открыл новый офис и выиграл крупный тендер.

Кому пришло в голову назвать фирму именем народного героя? Каков уровень делового туризма в России? Что высветил кризис? Почему столичные предприятия выбирают челябинцев? И когда руководитель турфирмы сбреет бороду? Об этом в канун первого юбилея рассказал председатель совета директоров туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич.

Как вы лодку назовете…

Судя по названию компании, ее учредителям не чуждо чувство юмора. И все-таки почему именно «Сусанин»?

– Хотелось чем-то отличиться, запомниться потенциальным клиентам. Мы с компаньонами перебирали разные названия. Слово «Сусанин» пришло в голову мне, и, честно говоря, поначалу было встречено усмешками. Потом подумали и решили остановиться на этом варианте. Звучное, запоминается с ходу. А все ухмылки и реплики, мол, «не пойду в такую компанию» – давно в прошлом. «Сусанин» заслужил определенное уважение и авторитет на рынке туруслуг. Сейчас практически не осталось людей, негативно реагирующих на наше имя. В конце концов, если чувство юмора отсутствует, значит, это… не наш клиент.

А как реагируют иностранные партнеры?

– Никак. Они обращают внимание на качество работы, а не на имя.

С какой целью открывали турфирму? Это была диверсификация бизнеса, желание посмотреть мир или что-то другое?

– Поначалу создавали фирму для обслуживания «себя любимых». (Улыбается.) Приходилось часто ездить по России и за рубеж. Конечно, сталкивались с разными организационными проблемами. Поэтому хотелось создать структуру, которой можно доверить свои путешествия, поездки коллег и друзей. Но очень скоро выяснилось, что так не бывает. Обеспечить достойную квалификацию сотрудников и качество услуг можно только, если относиться к туризму как к бизнесу.

Собственниками компании стали четыре человека: я, мой брат Яков Гуревич, Александр Сафронов и Андрей Зуев. К большому сожалению, в 2009 году произошло печальное событие – умер один из учредителей. Александр Леонидович приложил много сил к тому, чтобы «Сусанин» стал тем, чем он сегодня является. Это, наверное, единственное негативное событие минувшего года.

В 2010-ом году компания разменяла первый десяток. Кого и куда завел за это время челябинский «Сусанин»?

– Многое пройдено за эти годы. С самого начала мы сделали ставку на деловой туризм и успешно освоили эту нишу. Несмотря на растущую конкуренцию, мы остаемся единственной в Челябинске компанией, которая специализируется на обслуживании корпоративных клиентов. Среди них – более 300 компаний из самых разных сфер деятельности: энергетики, банки, крупные промпредприятия, малый бизнес, министерства и ведомства, театры, гастрольные агентства, спортивные организации.

За 10 лет мы научились делать в туризме все или почти все. Предлагаем полный комплекс услуг. У нас действуют собственные авиакассы (российские и международные), терминал РЖД, отдел бронирования гостиниц, курьерская служба, большой туристический отдел. Компания «Сусанин» является членом РГА (Российской гостиничной ассоциации) и IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта). Мы – официальный партнер авиакомпании «Австрийские авиалинии», причем это единственный партнерский офис авиакомпании в России.

Последние два года делали упор на развитие международного туризма. «Сусанин» – уполномоченный агент туроператоров крупнейших туроператоров «Квинта Тур», «Русский Экспресс», CORAL Travel. Наша компания является оператором по таким европейским направлениям как Австрия, Венгрия, Италия, Швейцария, Франция, Чехия и Юго-Восточной Азии – Малайзия, Сингапур, Индонезия. Уделяем очень большое внимание событийному туризму, поездкам на спортивные мероприятия, выставки и концерты, организуем поездки на «Формулу 1», Олимпиады и так далее. В результате объем продаж по международному туризму только за 2009 год вырос в полтора раза. И в целом компания, несмотря на достаточно сложное кризисное время, увеличила объемы продаж почти на треть.

Анатолий Ефимович, какими достижениями последнего времени вы особенно гордитесь?

– Знаковым для нашей компании стал 2009 год. Несмотря на кризис, мы открыли третий офис. Количество сотрудников превысило 40 человек (в 2000-м году начинали с пяти – прим. авт.). В прошлом году «Сусанин» стал первой и на сегодняшний день единственной региональной компанией, которую приняли в Российскую ассоциацию агентств делового туризма.

Если ранее мы работали в основном с предприятиями, расположенными в Челябинске и прилегающих регионах, то теперь активно расширяем географию. Впервые участвовали в глобальном тендере – по сотрудничеству с крупнейшей фармацевтической компанией «ГлаксоСмитКляйн». И выиграли! В итоге получили право на обслуживание представительства «Глаксо» в регионах Урала и Поволжья (всего 14 областей). Кроме того, «Сусанин» включен в федеральный реестр добросовестных поставщиков для государственных нужд.

Выходит, кризис пошел вам на пользу. Кому война, а кому мать родна?

– Мы постарались сделать все возможное, чтобы именно в кризисное время максимально развиваться. Нам удалось увеличить объемы, захватить ниши, которыми ранее не занимались или уделяли им недостаточное внимание. Наверное, не все идеально, есть куда развиваться. Будем двигаться только вперед.

Кесарю – кесарево

«Сусанин» позиционируется как ведущий игрок делового туризма. Что представляет собой эта индустрия в Челябинске?

– До 1995 года в России вообще не было понятия деловой туризм. Сейчас он достаточно развит, объем внутреннего рынка оценивается в несколько миллиардов долларов. В Челябинске едва ли не все туристические фирмы пытаются этим заниматься. Хотя надо четко понимать: деловой туризм – это туроператорская деятельность (а в Челябинской области всего 14 туроператоров, имеющих право оказывать все виды туруслуг). «Сусанин», к примеру, является туроператором с финансовой гарантией в 30 миллионов рублей.

Индустрия бизнес-путешествий – сфера достаточно специфичная. Это совершенно другой продукт и совершенно другой уровень ответственности. Если в массовом туризме для менеджера важно умение продать готовый продукт, то в индивидуальном и деловом – на первый план выходят широкая квалификация, умение создать продукт, свободное владение языками, знание документооборота. Да и клиенты здесь не простые. Неслучайно Ассоциация делового туризма стала инициатором внесения поправок в закон «О туризме». К вопросу об отнесении делового туризма к отдельному виду турбизнеса активно подключилась и Торгово-промышленная палата России.

Речь идет о незаконной предпринимательской деятельности турагентов, работающих с корпоративными клиентами?

– Прежде всего необходимо внести в закон понятие делового туризма, дать ему определение. А уже затем говорить о регулировании этой деятельности. Прошлый год показал, что агенты несут заведомо не меньшую угрозу для клиентов, чем туроператоры. К примеру, в Москве насчитывается уже более 300 пострадавших от одного турагентства. Причем, у него в отличие от оператора вообще нет никакой фингарантии…

В нашей стране не сильно развито интернет-бронирование. Наверное, не всегда удается заказать номер где-нибудь в тьмутаракани или вам под силу любой каприз?

– Любой! (Кивает головой.) Если в интересующем населенном пункте есть хоть какое-то место размещения, договоримся о поселении клиента. Мы спокойно относимся к механизму заказа гостиницы по телефону. Этим, кстати, отличаемся от многих крупных агентств, стремящихся максимально формализовать свою деятельность. Благодаря «ручной» работе у нас заключено более 600 прямых договоров с российскими гостиницами и отелями. И не было такого случая, чтобы клиенту «Сусанина» отказали в поселении.

По долгу службы вы бываете в самых разных странах и континентах. Вас еще можно чем-то удивить?

– Конечно, впечатлений много не бывает. В прошлом году, к примеру, по приглашению европейских партнеров побывал в Монако. Нам показывали лучшие отели Лазурного берега. Отмечу, что российскую делегацию принимали на самом высоком уровне. Теперь с гордостью могу сказать, что наконец-то удалось пожить в отеле Hermitage в апартаментах стоимостью 4000 евро в сутки. (Улыбается.) Торжественный прием проходил в знаменитом отеле Hotel de Paris. Мы прошли по всем винным погребам отеля. Они считаются самыми большими в мире – здесь более 400 тысяч бутылок, причем часть из них заложена на хранение еще в начале прошлого века. И даже ужин от одного из лучших ресторанов мира (3 звезды Мишлен) проходил в специальном зале винных погребов. Здесь даже министр туризма этой страны, по его признанию, ужинал впервые.

Теперь в Монако будут с нетерпением ждать долларовых миллионеров и миллиардеров из России…

– Да, они воспринимают Россию как чуть ли не главного поставщика «денежных» туристов. Мы стараемся и, кстати, активно работаем с этими курортами Лазурного берега.

Туристы легки на подъем

Как экономический кризис повлиял на туризм – деловой и обычный?

– Конечно, рынок изменился. Но, к счастью, именно сфера делового туризма (а эти клиенты – опора нашей компании) пострадала в наименьшей степени. В чем-то изменились предпочтения, но потребность в командировках и путешествиях никуда не исчезла. Если конец 2008/начало 2009 годов создавали ощущение неопределенности, то вторая половина 2009 года свидетельствует о восстановлении статус-кво. Что касается обычного туризма, то он в прошлом году просто кардинально поменялся.

Упал спрос?

– Скорее произошло некое перераспределение. Раньше многие туристы отдыхали два раза в год: это были познавательное путешествие и отдых с детьми, чаще всего морской. Теперь большинство перешло на отпуск раз в году, выбирая пляжный отдых с детьми. Операторы отмечают рост туристов на массовых направлениях. Увеличилось также количество отдыхающих более продолжительное время: две-три недели вместо одной-двух.

Люди более легки на подъем: готовы вылетать не только из Екатеринбурга, но и из Уфы. Невероятно возросло количество принятий решения «сегодня – на завтра», даже по Турции. Обычным делом стало подтверждение тура в 16 часов, а вылет – той же ночью. Хотя звездность выбираемых отелей практически не снизилась, разве что чуть меньше заказывают самые дорогие гостиницы. А если едут на море, то предпочитают платить именно за море, а не за красивый вид из окна.

Год назад эксперты прогнозировали резкое сокращение турфирм. Что сейчас?

– По количеству турфирм, как ни удивительно, мало что изменилось. Одни открываются, другие закрываются. Но в целом произошла определенная консолидация рынка вокруг крупных агентств. Туристы понимают, что отдавать свои деньги в маленькие, недавно появившиеся фирмы все-таки рискованно. Хотя сам факт их существования на рынке – нормальное явление. В этом смысле туризм схож с медициной. Вы идете в небольшую клинику, потому что там работает классный специалист, которому доверяете. Но мне трудно представить, что человек зайдет, к примеру, в первую попавшуюся стоматологию: попробую полечить здесь зубы, а вдруг получится?

Мечта любого туриста – горящие туры. Ждать ли их в 2010-м году?

– Все будет зависеть от объема перевозок, составленного операторами графика полетов и цен. Практика 2009 года показала, что одни операторы держат хорошие текущие цены, но не выбрасывают на рынок горящих путевок. Другие действуют наоборот: текущие тарифы выше, а горящие туры – дешевые. Год назад наиболее адекватно отреагировали на кризис Турция, Египет и Болгария. Летом 2009 года реальные рублевые цены были ниже, чем в 2008 году. Программа на 2010 год пока достаточно стандартна. Из массовых направлений челябинским туристам предложат Египет, Турцию, Грецию, Болгарию и Кипр. Как говорится, дна мы уже достигли, но ползать по нему будем еще долго.

Три года назад вы высказывали большие сомнения по поводу туристической привлекательности Челябинской области. Изменилось ли это мнение теперь?

– Нет, я по-прежнему считаю, что говорить о туристической привлекательности Южного Урала – большая ошибка. Он остается местом отдыха только для жителей нашего и пары соседних регионов. Во всем мире основа любого туризма – это деловой сегмент. Возьмем ту же Испанию с ее шикарными пляжами, памятниками истории, архитектурой и замечательной природой. 15 процентов валового дохода страна получает от туризма. Но знаете ли вы, что основную долю здесь занимает именно деловой туризм? Барселона и Мадрид являются лидерами конгрессного туризма, там конференц-зал на 1500-2000 мест считается нормой. А в Челябинске вы не найдете ни одного отеля с залом более чем на 100 мест.

Между тем мировая практика показывает, что обычный турист всегда вторичен. Сначала человек приезжает куда-либо в командировку, потом совмещает дела с экскурсионным времяпрепровождением. И только потом развивается сфера собственно путешествий и отдыха. Именно поэтому нужно вкладывать деньги прежде всего в развитие делового туризма, в продвижение Челябинской области как одного из деловых центров России.

Клиентоориентированная экспансия

Анатолий Ефимович, поделитесь планами компании на следующую десятилетку.

– Будем двигаться в том же направлении. В этом году запустим систему бронирования своих услуг. Мы серьезно работаем над ней уже более полугода. Сейчас продолжаем тестировать и шлифовать, чтобы выйти на рынок с качественным продуктом. Система бронирования услуг компании «Сусанин» предназначена для наших субагентов, корпоративных клиентов, а также для наших партнеров, с которыми мы сотрудничаем как поставщики. Для кого-то она будет полностью автоматизированной, другим просто облегчит работу.

Планируем совершенствовать и развивать работу офисов. Как известно, наши авиакассы перешли на работу с 9 до 21 часов без выходных. В туристическом отделе пока один выходной, но в скором времени перейдем на ежедневную работу. В будущем возможен переход на круглосуточный режим обслуживания корпоративных клиентов. Это требование времени.

В 2010 году продолжим активную работу по выходу за пределы Челябинской области. Уже сегодня среди наших клиентов есть компании, чьи штаб-квартиры расположены по всей России – от Иркутска до Краснодара. Это Ижевск, Пермь, Тюмень и, как ни удивительно, Санкт-Петербург и Москва.

У вас есть преимущества перед столичными фирмами?

– Благодаря электронному документообороту сейчас нет никаких проблем с передачей информации. Заказать билеты на самолет и поезд, забронировать отель можно из любого города. Общение с крупными московскими компаниями, участие в больших тендерах, организация массовых мероприятий показали, что пора избавляться от провинциальных комплексов. Мы готовы предоставить практически такой же набор услуг, что и столичные фирмы. К тому же мы гораздо лояльнее относимся к клиенту. А нахождение на Урале, географически почти в центре России, как показал опыт, становится серьезным плюсом. Два-три часа разницы во времени дают возможность опередить москвичей и питерцев.

Каким образом?

– Рабочий день у нас заканчивается также, как в Москве: 19 часов у них – это 21 час по-челябински. А утром благодаря разнице во времени мы начинаем работать раньше. И даже получив заявку от клиента вечером, одновременно с москвичами, успеваем сделать все быстрее. Наш клиент – представитель столичного предприятия, приходя на работу в 9 часов утра, уже видит у себя на столе подтверждение брони отеля или билетов. Тогда как московские компании в этот момент только приступают к работе.

Как вы определите свой стиль руководства?

– Избыточно… мягкий. (Улыбается.) С сотрудниками не воюю. Радует, что сложился основной костяк – с опытом работы не менее пяти лет. Есть в нашей компании люди, работающие с самого начала, то есть десять лет. Мы шутим между собой: мол, в туризме работают в хорошем смысле слова больные люди. Это очень интересный, но эмоционально тяжелый труд. Я очень благодарен всем сотрудникам компании. Успехи «Сусанина» – это общая заслуга всех, кто здесь работает. Рад, что могу доверять их профессионализму, ответственности.

Очень важно, что есть, на кого опираться. Это мой заместитель, исполнительный директор Светлана Максимова. Она полностью отвечает за самый сложный корпоративный сектор, со всеми вытекающими – приятными и не очень последствиями (работать 24 часа в сутки и оперативно «лечить» реальные либо «надуманные» проблемы). Огромный документооборот – только в месяц мы выписываем тысячи счетов-фактур обеспечивает финансовая служба под руководством финансового директора Елены Бабиковой. Активно развивается туристический отдел, который возглавляет директор по туризму Александр Подпятников. Фактически отдел уже превратился в серьезную и авторитетную турфирму. По большому счету трудно представить компанию без каждого из сотрудников. Это значит, что сложился работоспособный коллектив. Надеюсь, что это чувствуют и наши клиенты.

Вредная привычка

Анатолий Ефимович, сколько лет вашей бороде?

– Непрерывная бородатость длится уже. (Задумывается.) 26-й год. А впервые начал отращивать бороду 31 год назад.

С чем связано такое пристрастие? Это деталь имиджа, какой-нибудь зарок или своя философия?

– Бриться лень. (Смеется.) Слишком быстро растет, а состояние легкой небритости меня не устраивало. Когда-то в молодости поехал в отпуск на море и сбрил там бороду. Так меня собственная жена не узнала!.. Сейчас я уже настолько привык к отражению в зеркале, что без бороды себя просто не представляю.

А лично вы привередливый клиент?

– Да, и очень вредный. (Смеется.) К сожалению, для самого себя.

Как это сказывается на работе?

– В чем-то помогает, в чем-то мешает. Привередливость заставляет выбирать партнеров, возможно более дорогих, но гарантирующих высокое качество обслуживания. Именно поэтому в ряде стран у нас прямые договора, что особенно важно для организации индивидуального туризма. Можем предлагать своим клиентам и лучшие цены, и самое главное – высококачественный уровень обслуживания. Даже если возникла какая-то проблема – рейс опоздал, турист потерялся, отель не понравился, человек никогда не останется один. Наши менеджеры на связи с клиентом 24 часа в сутки.

Где предпочитает отдыхать человек, руководящий туристической компанией?

– В силу возраста, опыта у меня свои предпочтения: познавательный туризм и раз в год что-нибудь лечебно-оздоровительное. Мне очень нравится отдыхать в Венгрии, люблю Будапешт, городок Хевиз с его термальным озером. Был там два раза, хочу еще. В прошлом году впервые за много лет купался в действительно теплом море (обычно езжу в начале или в конце сезона).

Даже в отпуске стараюсь жить в разных отелях, чтобы получить информацию о всех плюсах и минусах. Иной раз меня спрашивают: подскажи, где на таком-то курорте злачные места? Увы, тут я не помощник. Молодой менеджер лучше расскажет. (Улыбается.) А вот рассказать, где какие лечебные процедуры, чем отличается природа, сервис, может быть, кухня – это ко мне.

Информация «из первых рук» сильно разнится с тем, что рекламируется в буклетах и каталогах?

– Иногда да. Ведь даже рекламные туры не дают всеобъемлющего впечатления, особенно по массовым направлениям – невозможно посетить сотни отелей.

А жена в таких случаях не говорит: закрой глаза и просто отдыхай?

– Всякие претензии возникают. (Улыбается.) Но думаю, что годы совместной жизни приучили адекватно воспринимать друг друга. Критерии и требования во многом совпадают. Впрочем, хотелось бы большего умения… отвлечься от работы. Если честно, привычка анализировать, обращать внимание на профессиональные моменты, сильно мешает отдыху.

Офисы компании «Сусанин» в Челябинске:

Центр делового туризма
ул. Красноармейская, 140.
Тел.: (351) 245-45-00 (многоканальный)

Центр международного туризма
ул. Коммуны, 35
Тел.: (351) 247-47-00 (многоканальный)

Центр туристических услуг
пр. Ленина, 45
Тел.: (351) 246-46-00 (многоканальный)
www.susanin.travel

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления