Бизнес Конкуренция для галочки

Конкуренция для галочки

Министерство экономического развития России попеняло коллегам из одноименного ведомства Челябинской области на работу «для галочки». Высокой оценки в федеральном центре не получила разработанная аналогичной областной структурой программа развития конкурен

Министерство экономического развития России попеняло коллегам из одноименного ведомства Челябинской области на работу «для галочки». Высокой оценки в федеральном центре не получила разработанная аналогичной областной структурой программа развития конкуренции. Претензии Департамента развития конкуренции, входящего в состав Минэкономразвития РФ, сводятся к тому, что региональная программа носит формальный характер, нет системного анализа рынков, не предложены конкретные решения проблем. Об этом сообщил директор департамента Александр Пироженко в рамках телемоста, состоявшегося в пятницу в Челябинске. Теперь областному Минэкономразвития придется дорабатывать концепцию и вносить изменения. Эксперты, знакомые с первоначальным вариантом документа, охарактеризовали его как «программу поддержки отечественного производителя». Хотя и это, полагают специалисты, должно быть отражено в документе. Кроме того, по мнению наших собеседников, для развития конкуренции необходимо обеспечить равный доступ к различным ресурсам, исключить административные барьеры и власть монополий.

29 января в ТРЦ «Восточный экспресс» состоялся телемост с директором Департамента государственного регулирования в экономике и развития конкуренции министерства экономического развития РФ Александром Пироженко. Департамент, по словам его руководителя, отвечает за создание в регионах и в стране в целом конкурентной среды, способствующей активному появлению нового бизнеса. Кроме того, специалисты отделения федерального Минэкономразвития ведут постоянный мониторинг цен основных групп потребительских товаров, готовя анализы с перспективой дальнейшего развития.

В соответствии с распоряжением правительства РФ, все регионы страны должны подготовить собственные программы развития конкуренции и отправить их в экономическое ведомство до 1 апреля 2010 года. В июне этого же года в правительство РФ будет направлен доклад, содержащий итоги работы над региональными программами развития конкуренции.

Такие региональные программы, по словам г-на Пироженко, должны содержать системный анализ экономической ситуации в регионе, информацию о приоритетных рынках, список мероприятий, направленных на развитие конкуренции, и описание конкретных результатов, которые впоследствии дадут предлагаемые меры. Рассматривает программы дистанционный экспертный совет, составляется рейтинг по стобалльной системе. В зависимости от степени готовности и проработанности присланного документа он попадает в определенную группу. Как сообщил директор департамента развития конкуренции, из 45 имеющихся у них сегодня программ ни одна не отличается совершенством, то есть все требуют больших или меньших доработок, в том числе и программа развития конкуренции Челябинской области. Она оказалась во второй группе, то есть требует «существенных доработок и значительных изменений».

«В программе Челябинской области написаны странные вещи, – удивляется Александр Пироженко. – К примеру, в числе мер, призванных развить конкуренцию в регионе, предлагается реализация системных мер по снижению смертности от ДТП и введение в эксплуатацию федерального кардиоцентра. Все, конечно, правильно, но какое отношение это все имеет к конкуренции?» Таким образом, предложения местного минэкономразвития, по словам чиновника, носят формальный характер. «Анализ проводится несистемно, – перечисляет слабые стороны документа Александр Пироженко, – сгружается вся информация, не предлагаются решения конкретных задач». По мнению специалиста, чиновникам нужно изменить отношение к разработке региональных программ развития конкуренции, это не должна быть работа «для галочки».

«Это должна быть системная работа по созданию благоприятной среды для развития бизнеса, и это не блажь федерального центра», – подчеркнул г-н Пироженко. Несмотря на то, что развитием конкуренции занимается государство, чиновник считает, что его участие в бизнес-процессах должно сокращаться, при этом вся работа должна вестись в тесном контакте с бизнес-сообществом. Кроме того, Александр Пироженко уверен, что для повышения качества продукции и услуг, установления низких рыночных цен необходима «жесткая конкуренция, а не тепличные условия – пусть компании конкурируют за наши кошельки». В числе обязательных мер, способствующих усилению конкуренции и развитию бизнеса вообще, – освобождение предпринимателей от массы административных барьеров, созданных в 90-х годах.

Узнать позицию руководства Министерства экономического развития Челябинской области и подробности о разработанной программе на момент написания материала нам не удалось. В ведомстве сказали, что смогут дать официальный комментарий не раньше понедельника, то есть первого февраля.

Исполнительный директор НП «Уральская ассоциация содействия бизнесу» Борис Песков, комментируя возможные меры по развитию конкуренции в регионе, отмечает многозначность этого вопроса и особенно выделяет проблему монополий. «Да, тема монополистов уже набила оскомину, но она до сих пор остается актуальной, – высказывает мнение собеседник сайта, – и с особой остротой она стоит в сфере коммунального хозяйства, причем нужно понимать, что тарифы устанавливает государство, а значит, именно оно является монополистом в этой области». Что касается административных сложностей в создании и регистрации нового бизнеса, то г-н Песков их не видит, считая, что сегодня гораздо сложнее ликвидировать фирму, нежели ее открыть.

Председатель регионального отделения общероссийской организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин сообщил, что они принимали участие в разработке программы развития конкуренции в Челябинской области, но только в качестве экспертов. По его мнению, ее первоначальный вариант в большей степени был похож на программу поддержки отечественных производителей, нежели развития конкуренции. В числе мер, которые бы способствовали достижению поставленной цели, г-н Калинин называет в первую очередь равный доступ к ресурсам – энергетическим, финансовым, людским, информационным и так далее. «Здесь речь может идти о концентрации на антимонопольном уровне, прозрачности торгов и аукционов, выравнивании различных тарифов», – приводит примеры эксперт.

Кроме того, в программе по развитию конкуренции, по мнению Александра Калинина, должен быть блок, посвященный производительности труда, исключению издержек, связанных с административными и другими барьерами. Не стоит забывать и о государственной поддержке товаропроизводителей. «Вообще, такого рода программы, на мой взгляд, должны разрабатываться общественными и профессиональными организациями, к примеру, консалтинговыми компаниями», – резюмировал г-н Калинин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления