RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

3 м/c,

ю-в.

749мм 54%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Бизнес Тарифная теорема для малого бизнеса

Тарифная теорема для малого бизнеса

Герои популярной комедии «Ирония судьбы» в последний день каждого года ходили в баню. Еще одна традиция, которой наша страна по-прежнему верна, – это ежегодное повышение цен на услуги естественных монополий. Не стал исключением и 2010-й...

Герои популярной комедии «Ирония судьбы» в последний день каждого года ходили в баню. Еще одна традиция, которой наша страна по-прежнему верна, – это ежегодное повышение цен на услуги естественных монополий. Не стал исключением и 2010-й. Особенно впечатляющим выглядит рост энерготарифов для малого и среднего бизнеса – на 40 с лишним процентов. Предприниматели опасаются, что это подстегнет инфляцию в России и сделает предприятия неконкурентоспособными. В чем причины роста тарифов на электрическую и тепловую энергию? Насколько они обоснованы? Когда снизится объем перекрестного субсидирования? И как минимизировать издержки в условиях продолжающегося роста цен? Этим актуальным вопросам был посвящен круглый стол «Малый и средний бизнес в условиях новых тарифов на электроэнергию и тепло в 2010 году», организованный местным отделением «Опоры России» при поддержке ЗСО Челябинской области.

В 2009 году инфляция в России была самой низкой за несколько последних лет – 8,8 процента. Однако рост тарифов естественных монополий продолжает набирать обороты. Особенно резко увеличились энерготарифы. Для предприятий Челябинской области, одного из наиболее пострадавших от кризиса регионов, это становится ощутимым препятствием для развития. В группе риска неожиданно оказался малый и средний бизнес. «Мы понимаем, что затраты энергетиков объективно увеличиваются. С 2010 года газ подорожал на 25, уголь – на 7, мазут – на 10 процентов, федеральные тарифы выросли наполовину. Но впервые основная нагрузка легла на плечи тех, кто платит по тарифам среднего и низкого напряжения, – рассказал председатель челябинского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. – По данным наших предпринимателей, рост тарифов на электроэнергию составил 40-42 процента по сравнению с 2009 годом. При этом для мелкого бизнеса тарифы увеличились на 18 процентов, а для крупной промышленности – только на восемь».

Главным фактором, влияющим на резкий рост тарифов, специалисты регулирующих органов и энергокомпаний считают необходимость ликвидации перекрёстного субсидирования между группами потребителей (крупные предприятия, средний бизнес, бюджетники, население). Ранее за счет этого сдерживался рост цен на услуги ЖКХ для населения. Федеральными органами утвержден график ежегодного сокращения «перекрестки». В этом году она должна ужаться в два раза, а к 2011 году – вообще уйти в прошлое.

Проблема в том, что на промышленно развитом Южном Урале (как-никак «опорный край державы, ее добытчик и кузнец») «перекрестка» всегда была особенно глубокой, а темпы ее сокращения до недавних пор сдерживались по политическим мотивам. «До 2009 года в 40 регионах России (Челябинская область – в их числе) существовали социально значимые группы потребителей, поддержка которых осуществлялась путем предоставления льготных тарифов, – пояснила начальник отдела государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию госкомитета «Единый тарифный орган Челябинской области» Татьяна Кучиц. – Но уже год назад Федеральная служба по тарифам, а именно эта структура полностью определяет политику тарифообразования, жестко рекомендовала перейти к поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования».

По словам Татьяны Кучиц, 80 процентов составляющих тарифа – это федеральные факторы. Кроме этого, ФСТ определяет нормативную базу, предельные уровни тарифов как в среднем по области, так и для населения. Таким образом формируется объем перекрестного субсидирования. И повлиять на него, как-то изменить на региональном уровне невозможно.

«В этом году ФСТ определила те условия, на которых она готова участвовать в решении проблемы ликвидации перекрестного субсидирования, – установление тарифов, ниже которых субъект Федерации не может опуститься. Так, тариф на услугу по передаче энергии для низкого напряжения установлен в три раза выше, чем в прошлом году (Составная часть общего тарифа. – прим. автора), – прокомментировал заместитель генерального директора ОАО «Челябэнергосбыт» Павел Киселев. – Что это означает? Увеличилась одна из составляющих, значит, выросла и конечная сумма. Принцип тарифообразования в экономике сродни сообщающимся сосудам: если в одном месте (читай – у крупных промышленных предприятий) убавилось, то в другом (малый и средний бизнес) обязательно прибавится. Как бы то ни было, перераспределение ответственности за «перекрестную» нагрузку происходит на уровне федеральных органов».

Однако для значительного увеличения тарифа на низком напряжении существуют и вполне объективные реалии экономики. «Если посмотреть цифры прошлого года, видно, что тарифы на высоком напряжении были намного выше, чем на среднем и низком, – напомнила представитель ЕТО Челябинской области Татьяна Кучиц. – Тогда как тарифы должны расти от высокого к низкому напряжению, просто исходя из технологии. В этом году структура тарифов приведена в соответствие с нормами ФСТ».

В итоге за счет того, что в 2010 году средний тариф по Челябинской области вырос на 15,6%, а для населения – на 10,5%, объем перекрестного субсидирования не только не сократился, но и вырос. «Все достижения по поэтапной и относительно безболезненной ликвидации «перекрестки» за последние несколько лет перечеркнуты одним решением, – признала Татьяна Кучиц. – Но этого следовало ожидать. Большинство российских регионов перешли на такое тарифное меню еще в 2005 году. В первое время там тоже сталкивались с трудностями. Конечно, это сложно для всех. И здесь многое зависит от того, как предприятия и предприниматели перестроят свою работу, как быстро научатся управлять затратами».

О неизбежности ликвидации «перекрестки» говорила и вице-президент ОАО «Фортум» по связям с общественностью и госорганами Марина Балабанова: «Для нас эта проблема станет еще более актуальной уже в следующем году, когда полноценно заработает оптовый рынок электроэнергии (мощности). Как известно, с 1 января 2011 года вся электроэнергия будет поставляться по свободным ценам. Мы будем участвовать в аукционах, конкурировать с другими генерирующими компаниями. Но как предлагать адекватные рынку условия, если у нас существует внутренняя «перекрестка» между электрической и тепловой энергией?»

Заместитель председателя ЗСО Челябинской области Семен Мительман согласился с тем, что объем перекрестного субсидирования в электроэнергетике достаточно велик. Сразу убрать его невозможно, иначе это стало бы ударом по населению. При этом депутат высказал предложение перераспределить нагрузку «перекрестки» между средним и крупным бизнесом хотя бы в рамках тарифа, не затрагивающего население. «Понимаете, методические указания ФСТ при формировании тарифов не предполагают дифференциации потребителей по виду деятельности, социальной нагрузке или значимости вида деятельности для экономики региона, – ответила Татьяна Кучиц. – Разделение происходит исключительно по уровню напряжения и по графику использования мощности».

Представитель ЕТО также подчеркнула, что в Челябинской области до сих пор самые низкие в УрФО энерготарифы для населения и бюджетников, а для прочих потребителей они практически такие же, как и в соседних регионах. Это означает, что угроза потери конкурентоспособности для южноуральских предпринимателей несколько преувеличена. Напротив, у них была своеобразная временная фора. А вот кто и как ею воспользовался – большой вопрос. Взять ту же проблему энергосбережения. В последнее время о ней не говорит только ленивый. Однако внедрение тех же современных приборов учета потребления электроэнергии до сих пор идет медленными темпами. По данным Челябэнергосбыта, с 2008 года число потребителей в сфере малого и среднего бизнеса, имеющих средства измерения, позволяющие фиксировать и хранить информацию о графике потребления, увеличилось с 11 до 14 процентов. То есть всего на три (!) процента.

«Это говорит о том, что есть значительный потенциал для повышения эффективности, – резюмировал Павел Киселев. – Можно сколько угодно говорить о проведении энергосберегающих мероприятий, но прежде всего нужно иметь возможность взвесить, оценить полученный результат, а это не осуществить без «правильных» средств измерений. Кстати, в настоящее время рассматриваются изменения в законодательство, которые меняют подход к отнесению потребителя к той или иной группе в зависимости от графика использования мощности – так называемого диапазона числа часов использования мощности. При отсутствии средств учета, фиксирующих график использования мощности внутри суток, потребитель автоматически попадет в самый «дорогой» диапазон по этому критерию. Остальные будут платить по тарифу в зависимости от своего фактического графика потребления мощности. При этом каждому предпринимателю необходимо просчитать, что выгодно именно для него с учетом разовых вложений в установку современных средств измерений».

Последствия ликвидации пресловутой «перекрестки» и население, и бизнес будут ощущать еще долго. Ясно одно: жизнь заставит всех считать свои деньги.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления