RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

вос.

749мм 87%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес В ожидании новых банкротств

В ожидании новых банкротств

Ситуация на рынке страхования ухудшается. По итогам минувшего года сборы страховщиков, исключая обязательное медицинское страхование, упали на 7,5% по сравнению с 2008 годом. При этом выплаты возросли на 14%. На сегодняшний день 150 страховых компаний...

Ситуация на рынке страхования ухудшается. По итогам минувшего года сборы страховщиков, исключая обязательное медицинское страхование, упали на 7,5% по сравнению с 2008 годом. При этом выплаты возросли на 14%. На сегодняшний день 150 страховых компаний находятся на грани банкротства.

Много вопросов со стороны регулятора вызывает качество активов страховщиков. «Плохое качество активов – давняя болезнь страхового рынка, кризис обнажил ее с особой остротой», – заявил глава Росстрахнадзора Александр Коваль. По его словам, уже ведутся переговоры с Минфином об ужесточении требований к перечню активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств. Планируется исключить из списка небанковские векселя. «Государство ужесточает требования к страховым компаниям, что повышает требования к учредителям, а в кризис для многих это сложно выполнить», – говорит генеральный директор СК «Северная казна» Александр Меренков.

Прошедший год выдался нелегким для страховщиков, с рынка ушло рекордное количество игроков: 87 страховых компаний и 10 брокеров. Федеральная служба страхового надзора (ФССН) проанализировала бухгалтерские отчетности страховых компаний и пришла к неутешительным выводам. В этом году проблемы могут возникнуть у еще большего числа страховщиков. «Около 150 компаний на российском рынке подвержены риску банкротства», – считает заместитель начальника управления надзора и контроля ФССН Ирина Краснова. Напомним, что сегодня на рынке страхования работают порядка 700 компаний. В зону риска входят страховщики из всех групп (как мелкие региональные, так и крупные игроки). Конкретные компании пока не называются. «В прошлом году ушли небольшие компании, либо кэптивные компании, либо компании, у которых возник серьезный перекос в сторону ОСАГО или убыточной части добровольного автострахования, – рассказывает заместитель директора Южно-Уральского филиала «АльфаСтрахования» Мария Сазыкина, – и, скорее всего, в текущем году эта тенденция сохранится. Для рынка в целом это будет больше оздоровление, чем потеря. Ну а о выигрыше каких-то конкретных компаний говорить сложно, так как долги ушедших с рынка компаний оплачивают те, кто на нем остался».

Александр Меренков считает, что половина клиентов ушедших компаний будет потеряна для страхового рынка на три года: «Уход любых компаний – это удар по клиентам. Половина клиентов обанкротившихся компаний не будет страховаться вообще, 30% уйдут к крупным игрокам на рынке, 20% будут продолжать искать страховку по выгодным условиям, обращая внимание на цену. В итоге половину клиентов ушедших компаний мы потерям для рынка года на три».

С прогнозами по сокращению страхового рынка согласен и вице-президент Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин: «Компании будут уходить с рынка – в этом сомнений нет, потому что финансовая ситуация в целом плоха. Добровольные виды страхования сегодня практически не работают, и у страховщиков нет возможности зарабатывать».

Тяжелое положение страховщиков вызвано в первую очередь плохой ситуацией на финансовом рынке. «Государству наплевать на страховщиков – поддержки нет, особенно это касается компаний за пределами топ-10», – обрисовывает положение страховщиков Александр Меренков. По его словам, крупные корпоративные клиенты страхуются только от самого необходимого и по команде от учредителей. У средних корпоративных клиентов сейчас нет денег, они только-только начинают приходить в себя после кризиса, малый бизнес как не интересовался страхованием, так и не интересуется. Физические лица экономят на всем. Получается, что расходы на выплаты и содержание бизнеса растут, а объемы сборов страховых премий в каких-то сегментах остаются на прежнем уровне, в каких-то – падают. Усугубляется ситуация, по замечанию Александра Меренкова, демпингом со стороны крупных игроков. Одни надеются на помощь государства или учредителей, другие демпингуют вынужденно.

По данным Росстрахнадзора, сборы страховщиков в 2009 году, исключая обязательное медицинское страхование, упали на 7,5% по сравнению с 2008 годом и составили 513 млрд рублей. При этом выплаты увеличились почти на 14% – до 285 млрд рублей. Сильнее всего пострадал сегмент страхования жизни – объемы сборов здесь в 2009 году упали на 18,5%, в имущественном страховании падение составило на 15,7%, в личном страховании – 6,2%. Положительная динамика из всех видов добровольного страхования наблюдалась только в сегменте страхования ответственности, который вырос за прошедший год на 15,8%.

«В общем и целом прогнозы по рынку страхования, относящиеся к 2009 году, оправдались. Падение произошло по всем сегментам, но положительный момент заключается в том, что все эти процессы были ожидаемы, и никаких глобальных катастроф не произошло», – комментирует Мария Сазыкина. Она замечает, что доля рынка по некоторым компаниям не то что не уменьшилась, а наоборот, возросла. Связано это в основном с перетоком в них клиентов из других компаний. Большая часть отработанных каналов продаж (банки, автосалоны, лизинговые компании) в период кризиса сократили свои объемы, работа со страховыми агентами приобрела более существенное значение. Сегодня страховые компании ищут новые каналы продаж и меняют политику ведения бизнеса. Компании стараются расширить круг своих агентов, качественно отрабатывают их запросы, пытаются расширить линейку другими видами страхования. Например, СК «Северная казна» увеличивает или удерживает доходы за счет любых сегментов клиентов, работает на перспективу, создает индивидуальные продукты в соответствии с возможностями клиентов и их желаниями, минимизирует расходы любой ценой, занимается автоматизацией работы, привязывает оплату труда персонала к эффективности работы. Также компания взяла курс на экстенсивный путь развития – выход на новые территории, пытается нарастить штат страховых агентов, однако эти вакансии пользуются низким спросом из-за нестабильного заработка.

Эксперты считают, что на страховом рынке останутся только грамотные компании, умеющие быстро реагировать на изменения в экономике страны. Но пока рынок оздоравливается, страдают «брошенные» клиенты обанкротившихся компаний.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления