Бизнес Электрички сбегут от свердловчан

Электрички сбегут от свердловчан

На рынок пригородных перевозок Челябинской области с 1 июля 2011 года выйдет новый игрок – Южно-Уральская пригородная компания (ЮУПК). Сейчас электричками в регионе управляет Свердловская пригородная компания. Однако даже...

На рынок пригородных перевозок Челябинской области с 1 июля 2011 года выйдет новый игрок – Южно-Уральская пригородная компания (ЮУПК). Сейчас электричками в регионе управляет Свердловская пригородная компания. Однако даже в ЮУЖД не скрывают, что смена вывески приведет лишь к появлению новой аббревиатуры в чеке: ЮУПК вместо СПК. Пригородные перевозки продолжат приносить сплошные убытки, а правительство области будет искать способы возместить их малой кровью. Эксперты предлагают свои варианты сэкономить на электричках. Можно оптимизировать маршрутную сеть или привлечь на рынок частного перевозчика. Например, в Перми независимая пригородная компания уже работает и по итогам года планирует выйти на безубыточность.

Напомним, что до 1 января 2011 года пригородными перевозками в Челябинской области заведовала дирекция ЮУЖД. Но после реформирования железных дорог эта структура не может быть пригородным оператором. Поэтому электрички Челябинской области отошли к Свердловской пригородной компании.

По информации заместителя начальника пассажирской службы ЮУЖД Анатолия Позднякова, в 2010 году в области курсировали 54 пары поездов и пять рельсовых автобусов в пригородном сообщении. Тот же объем перевозок сейчас осуществляют свердловчане и частично Башкирская пригородная компания. Убытки от этой деятельности в прошлом году составили примерно 930 млн рублей. С января 2011 года в Челябинской области увеличили оплату проезда на электричках с 12 до 14 рублей за одну зону. Но это не поможет остановить рост убытков от пригородных перевозок на железной дороге. В нынешнем году они увеличатся до 1,4 млрд рублей.

«Только за два месяца в 2011 году расходы Свердловской пригородной компании составили 290 миллионов рублей, доходы – 54,5 миллиона. Чистых убытков за январь–февраль у перевозчика накопилось 235 с половиной миллионов рублей», – заявил Анатолий Поздняков вчера, 23 марта на заседании комитета по промышленной политике ЗСО.

С каждым годом убыточность от пригородных перевозок увеличивается, а субсидии из регионального бюджета на возмещение убытков уменьшаются. При этом не имеет значения, под какой именно вывеской развозят пассажиров электрички. В 2010 году в качестве субсидии ЮУЖД получила 129 миллионов рублей, на этот год запланировано 82 миллиона. Несложные расчеты показывают, что этих денег не хватит даже для того, чтобы покрыть январские потери Свердловской пригородной компании. С 1 июля убытки начнет подсчитывать уже не СПК, а ЮУПК.

Исполняющий обязанности начальника отдела по работе с органами власти и реформированию ЮУЖД Игорь Шевцов объяснил, что Южно-Уральская пригородная компания уже создана и даже зарегистрирована в налоговой инспекции. Осталось только получить лицензию.

«Это произойдет во втором квартале 2011 года, – прогнозирует Игорь Шевцов. – С 1 июля мы начнем перевозить пассажиров силами ЮУПК. Правительство области отказалось быть учредителем компании. Это, конечно, усложнит работу с организационной точки зрения. Участие области в ЮУПК позволило бы наладить прямой контроль правительства за деятельностью компании».

Как признался Игорь Шевцов, по сути сейчас перевозками тоже занимается ЮУПК. Однако она вынуждена делать это под вывеской свердловской компании, так как у последней есть лицензия. Это значит, что убыточность перевозок СПК можно смело распространять и на второе полугодие 2011 года. С этого времени «новый» игрок – ЮУПК начнет действовать уже по собственной лицензии. Но рентабельнее от этого перевозки вряд ли станут. По словам Игоря Шевцова, безубыточность пока не просматривается. Впрочем, как многозначительно заметил представитель ЮУЖД, свою армию кормить всегда дешевле, чем чужую.

Пользу от создания ЮУПК собеседник сайта видит в том, чтобы сохранить налог на имущество пригородного оператора в бюджете Челябинской области. «Если свердловская компания продолжит работать по всему Уралу, она будет наделена основными фондами, – аргументирует свою позицию Игорь Шевцов. – СПК завладеет имуществом на всем полигоне деятельности. Соответственно, налог на имущество будет отчисляться в бюджет Свердловской области».

Начальник пассажирского отдела Свердловской пригородной компании Сергей Овчаров подтвердил, что предположительно до 1 июля 2011 года СПК будет управлять пригородными перевозками по ЮУЖД. Сейчас, чтобы повысить рентабельность, в компании борются с безбилетным проездом. «Мы считаем это своей основной задачей. Но определить долю безбилетников пока сложно, – рассказал Сергей Овчаров. – В этом году в Челябинской области 15 раз проводили рейды по поимке «зайцев» и «полузайцев» (они оплачивают проезд не полностью, а только до ближайшей станции. – Прим. автора). К сожалению, большинство южноуральцев считает электрички бесплатным видом транспорта».

Несмотря на борьбу с «зайцами», в СПК продолжают настаивать на огромных убытках по истечении года. Вероятно, от своеобразного ребрендинга южноуральских электричек общая сумма потерь в 1,4 млрд рублей не изменится.

Начальник отдела транспорта и связи минстроя Челябинской области Валерий Усанов заявил, что Минфин поможет региону рассчитаться с убытками перевозчиков. «Решено финансировать выпадающие расходы операторов из областного и федерального бюджета в пропорциях 50 на 50. На долю местного бюджета выпадет нагрузка примерно в 700 миллионов рублей. Минфин также порекомендовал довести тариф для студентов до экономически обоснованного. На электричках СПК это 44 рубля за зону, у Башкирской пригородной компании проезд и того дороже – 110 рублей взамен нынешних 14 за 10 километров». Чиновник добавил, что сегодня тарифы по электричкам и междугородним автобусам почти сравнялись: 1,4 рубля за километр.

Чтобы снизить нагрузку на областной бюджет, на Южном Урале пересмотрят маршрутную сеть пригородных поездов. Вероятно, в некоторых районах придется переходить на муниципальную сеть автобусного сообщения. До 25 марта главы муниципалитетов представят в минстрой свои отзывы по предложению о пересмотре маршрутной сети электричек. Учитывая объем железнодорожных перевозок, придется создать около 400 оборотных автобусных рейсов для того, чтобы заменить электрички автобусами. «Быстро такую сеть организовать невозможно. К тому же замена на автобусный транспорт обязательно приведет к ухудшению ситуации на дорогах», – еще раз обратил внимание на безвыходность ситуации представитель минстроя.

«Пригородные перевозки во всем мире дотируются, – напоминает генеральный директор ООО «Кэмп» Яков Гуревич. – В то же время частная пригородная компания за рубежом – не редкость. Вот и в Перми недавно начал работать полностью частный перевозчик».

Эксперт называет данные по себестоимости проезда в пригородных электричках завышенными. По его оценкам, 10 пассажирокилометров должны обходиться примерно в 20 рублей, а не в 40 или 110. Он также не исключает, что пригородные перевозки могут приносить прямую чистую прибыль. Для этого необходимо эффективно управлять ими и правильно подбирать подвижной состав.

Директор первого независимого перевозчика в России ООО «Пермский экспресс» Александр Ширяев решил на своем примере доказать, что пригородные поезда могут приносить прибыль. «Мы работаем с января 2011 года. Дивидендов пока не получаем, но по итогам года планируем выйти на безубыточность или даже на небольшую прибыль. Сейчас у меня одно направление и 13 поездов», – рассказывает Александр Ширяев.

Пока «Пермский экспресс» получает субсидию из регионального бюджета – 2 рубля на пассажирокилометр. По мнению директора компании, оптимизация маршрутной сети и борьба с «зайцами» в будущем позволят отказаться от дотаций. Комфортность поездки и чистота в поездах также помогут повысить рентабельность.

«Либо наш бизнес будет прибыльным, либо это не бизнес, – настаивает директор «Пермского экспресса». – Поэтому в перспективе мы хотим зарабатывать. К концу года станет ясно, сможем ли мы работать без субсидии. Пока компания набирается опыта и проводит маркетинговые исследования. Себестоимость пассажирокилометра сейчас на уровне четырех рублей. Но в каждом месяце она меняется. Январь-февраль – самый сложный период в году. Летом наполняемость поездов увеличится больше чем в два раза. А значит, уменьшится себестоимость».

Заметим, что «Пермский экспресс» пока не очень отличается от СПК по себестоимости. Пассажирокилометр свердловчанам обходится в 4,3 рубля, «Пермскому экспрессу» – примерно в четыре. Однако руководство ООО «Пермский экспресс» уже просчитывает необходимость и возможность приобретения нового подвижного состава.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления