RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

6 м/c,

с-в.

745мм 57%
Подробнее
5 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Бизнес Юрий Русин, предприниматель: «Моя фамилия на некоторых чиновников действует, как красная тряпка на быка»

Юрий Русин, предприниматель: «Моя фамилия на некоторых чиновников действует, как красная тряпка на быка»

Одной из самых жарких тем этой весны в Челябинске стала инициатива городской администрации изменить схему маршрутов пассажирского транспорта. Кроме того, в мае пройдут конкурсы перевозчиков за право выйти на линию. У нововведений есть как сторонники, так и противники. Самым известным оппонентом власти в сфере пассажироперевозок считается предприниматель Юрий Русин. Мы говорили с бизнесменом о старых и новых проблемах городского транспорта, о свободной конкуренции, противозаконных решениях и выгоде пассажиров.

Транспортный передел

Юрий Сергеевич, вы не изменили своего решения не участвовать в предстоящем конкурсе челябинских перевозчиков? Не означает ли подобное решение, что вы расстаетесь с этим бизнесом?

– С бизнесом расставаться не собираюсь, а конкурс считаю незаконным. Не верю благим намерениям властей. Более того, по документам вижу, для чего и под кого это делается. Речь идет не о благе горожан и не о благе перевозчиков. А когда говорят о наведении порядка в сфере пассажирских перевозок, мне хочется задать вопрос: где беспорядок, и кто его виновник? Городским властям необходимо, прежде всего, заняться проблемами порядка в Гортрансе. Он настолько одряхлел, что скоро умрет совсем.

Не считаете, что конкурс к тому и ведет, чтобы реанимировать Гортранс?

– Конкурс приведет к переделу рынка, к вытеснению неугодных. К хаосу, нездоровой конкуренции на дорогах и, следовательно, к повышению уровня аварийности. Конкурс никак не улучшит состояние Гортранса и не приведет к развитию перевозок подвижным составом большой вместимости. Допускаю возможность проведения конкурса только на какие-то новые маршруты, организуемые по инициативе муниципалитета. Силовое вытеснение лицензированных перевозчиков и отмена востребованных, накатанных и экономически оправданных маршрутов недопустимы.

Но ведь на рынок пассажирских перевозок постоянно кто-то новый приходит?

– Да. Проблема в том и состоит, что новичкам отдают уже накатанные нами маршруты – это нездоровая конкуренция.

Одно из последних событий на челябинском рынке пассажирских перевозок – новая схема городских маршрутов.

– Это из ряда вон выходящее событие, хотя администрация города утверждает, что все предпринимается ради улучшения качества перевозки пассажиров. Но, во-первых, никто не скрывает, что количество маршрутов сократится на треть. Было около 150, останется 99. При этом, заметьте, количество пассажиров не уменьшится. Значит, можно предположить, что на каждом маршруте в полтора раза вырастет число машин. И толкучки, от которой якобы хотят избавиться, станет еще больше. Во-вторых, согласно новой маршрутной сети предполагается большее число пересадок. Новая сеть маршрутов практически не предусматривает перевозки пассажиров из одного района в другой без пересадки, прямых маршрутов останется очень мало, основная масса маршрутов предполагает пересадку в центре города. То есть если человек едет из Ленинского района в Металлургический или на северо-запад, он вынужден будет платить за проезд вдвое больше. Сейчас, к примеру, нашим маршрутом люди могут добираться с ЧМК до Сухомесово без пересадки через центр города или из Федоровки до Мамина. Этих маршрутов не станет.

Население уже за голову хватается, что придется ездить с пересадками.

– Этого не произойдет, если власть одумается. Кстати, по Магнитогорску можно судить о том, к чему может привести конкурс. Люди там сегодня всюду опаздывают, очереди на остановках. Муниципальные автобусы переданы частникам и стоят во дворах. В городе транспортный хаос.

Выстраданные маршруты

Каким образом складывалась маршрутная сеть города до этого? Чем вы руководствовались, создавая тот или иной маршрут?

– Мы сами разрабатывали эти маршруты. Исходили из того, чтобы людям было удобно добираться из точки А в точку Б. Регистрация маршрутов в администрации города носила уведомительный характер. Каждый маршрут был нами буквально выстрадан. Перед тем как создать какой-либо из маршрутов, я проезжал по нему в утренние и вечерние часы, днем, смотрел, сколько людей на остановках. На то, чтобы создать, например, 70-й маршрут (Сельмаш–ЮУрГУ) у меня ушло три месяца на исследования. В итоге сегодня это самый востребованный маршрут, но его согласно новой схеме тоже не будет. А потом мы накатывали каждый маршрут, сознательно неся убытки какое-то время, чтобы потом получить прибыль: менялось число машин, интервалы движения, шло согласование с другими маршрутами, с другими перевозчиками.

За время существования в Челябинске маршрутных такси люди действительно привыкли, что добраться теперь можно практически до любой точки города, чего раньше не было. Есть вероятность, что мы вернемся к прежнему дискомфорту?

– Прежде всего, те, кто привык пользоваться маршрутным такси, в одно прекрасное утро придут на остановку и не увидят привычных номеров на машинах. К примеру, наших маршрутов в новой схеме движения транспорта вообще нет. А на других маршрутках будет неизвестная людям схема движения... Можно также предположить, что в связи со всеми нововведениями цены на проезд снова пойдут вверх.

В свое время вы упорствовали и противостояли повышению цен, сохраняя на своих маршрутах цену за проезд в 10 рублей. Чем это объяснялось?

– Конкурентной борьбой. Именно тогда в наши маршруты вклинились новые участники рынка с одной-двумя машинами на линии. И возникла путаница. Они пошли по нашим следам один в один, хотя такого в принципе быть не должно. Но они показывали бумаги – все согласовано с городской администрацией, несмотря на то, что эти маршруты мы к тому моменту обслуживали уже семь лет. Однако именно нам администрация намекала, что мы не должны работать в этом бизнесе.

Сколько продолжается противостояние вашей компании с администрацией города по всем этим проблемам?

– Пять лет. Все началось с приходом к управлению автотранспортом города господина Хлызова. Мы пытались найти мирный выход из создавшейся ситуации, в ответ нам предлагалось заключить совершенно антизаконный договор с городской администрацией, согласно которому нас могли прогнать с маршрута в любое время. Не было даже сомнений, что именно так все и случится, как только подпишем договор. Мы восприняли этот документ как давление – уходите с маршрутов!

Вы судились с городской администрацией?

– И выиграли процесс в арбитражном суде два года назад. Решением федеральной антимонопольной службы администрацию Челябинска обязали освободить один из маршрутов, который мы обслуживаем, от других перевозчиков. В ответ администрация подала апелляцию и вновь было принято решение в нашу пользу. Тем не менее, решение суда администрация города не выполнила до сих пор.

Отказавшись от участия в предстоящем конкурсе перевозчиков, вы автоматически оказываетесь в числе изгоев. То есть снова предстоят суды?

– Мы готовы к этому. Любой бизнесмен ведет дело на свой страх и риск, его решения либо способствуют развитию бизнеса, либо идут ему в минус. Но эта ответственность ложится на плечи самого предпринимателя. А когда тебя пытаются загнать в рамки при помощи конкурса, принуждают к заключению абсолютно невыгодных договоров, за тебя решают – сколько, с какой периодичностью и как будут ходить твои машины и при этом лишают возможности принимать решения самостоятельно, тогда о каком свободном предпринимательстве, о каких рыночных отношениях может идти речь? Зачем в таком случае Закон о лицензировании отдельных видов деятельности и Конституция РФ? Местные законодательные органы могут принимать какие-то акты, которые дополняют федеральный закон, но не нарушают его.

В данном случае нарушение очевидно?

– На наш взгляд, это так. Но решить это, конечно же, должен суд. Процесс, который мы выиграли, доказал, что наши права были нарушены в полном объеме. Если говорить о предстоящем конкурсе, то власти могут проводить конкурсы в тех случаях, когда используются бюджетные деньги. Мы никаких бюджетных денег не используем. Работаем на свой страх и риск, берем кредиты, покупаем машины, обслуживаем население с целью получить прибыль и расплатиться по кредитам... Даже если все пойдут на конкурс и заключат договоры с администрацией – не факт, что все будут их выполнять. Но для одних это будет можно, а других запрессуют.

То есть договор, который предлагается перевозчикам заключить с администрацией, в конечном итоге выбивает почву из-под бизнеса?

– Абсолютно верно. Впрямую нарушается конкуренция. Там есть такие условия, от которых волосы дыбом становятся.

На фронте без перемен

Когда последует ваше обращение в суд? После подведения итогов конкурса?

– Мы не ждем этого и ничего не планируем, мы просто работаем и все. Но, конечно, если против нас будут приниматься незаконные меры, мы будем искать защиты в суде.

У вас есть единомышленники среди конкурентов?

– Есть. Кстати, до 2006 года я других перевозчиков даже конкурентами не называл никогда, мы были коллегами и все вопросы решали миром. Когда водители приходили ко мне из другой компании, я мог спокойно позвонить в эту компанию и спросить: почему водитель ушел? И мне отвечали. Мы встречались, обсуждали многие вопросы. Но с приходом господина Хлызова между перевозчиками был вбит клин, как на Руси говорили.

Доходило до того, что мою компанию необоснованно называли самой аварийной в Челябинске, хотя в других компаниях, приближенных к городской администрации, аварий было, мягко говоря, не меньше. В конце 2010 года меня вызвали на комиссию по безопасности дорожного движения и сказали, что моя компания – самая злостная нарушительница. Пришлось доказывать реальными цифрами, что это не так. По данным ГИБДД, у меня в 2010 году на 75 процентов идет снижение пострадавших в сравнении с предыдущим годом. На 65 процентов снизилось число нарушений ПДД. В ответ на эту статистику меня на комиссии решили «ударить» из тяжелых орудий – в ДТП пострадали шесть пассажиров моей маршрутки. Но кто был виновником аварии? Гортрансовский автобус, который при выезде на красный сигнал светофора со второстепенной на главную въехал в бочину моей маршрутки, которая шла по главной.

Вы пострадавшим пассажирам выплачиваете компенсации?

– Мы предлагаем пострадавшим обращаться в суд и на этих основаниях выплачиваем им деньги. Причем сразу. В последний раз выплатили женщине более 80 тысяч рублей, как только суд вынес решение. На следующий день она получила деньги. Мы не затягиваем этот процесс. Хотя есть ОСАГО, и человек может довольно долго ходить по страховым компаниям, чтобы получить эти деньги.

Почему, на ваш взгляд, не удалось в городе создать ассоциацию перевозчиков, ведь были попытки?

– В Челябинске такая ассоциация была создана с тем, чтобы бизнес использовать в интересах власти. Подобных перекосов в нашей стране, к сожалению, довольно много. И они будут до тех пор, пока властьимущие заинтересованы не в развитии бизнеса, а в его «доении». Это есть во всех регионах страны.

Вы не верите в возможность создания такой ассоциации, которая могла бы защищать интересы бизнеса?

– К сожалению, основная масса предпринимателей не готова выступать единым фронтом, каждый хочет решать проблемы в свою пользу. Несколько лет назад мы пытались создать свою ассоциацию в противовес той, о которой я говорил, но на первом же собрании вдруг зазвучали вопросы: как будем делить маршруты наших противников? После этого я понял, что ничего не получится. С 2004 года я занимаюсь этим бизнесом и никогда не пытался у кого-то отобрать что-то. Работаем на своих маршрутах и пытаемся их развивать. Нам чужого не надо и к нам не надо лезть – всю жизнь на этом стою.

Не пытались обратить коллег в свою веру?

– У меня нет не только желания спорить с людьми, цель которых – отнять и поделить, но и желание общаться с ними пропадает. Не надо отбирать, надо создавать – по-моему, такой должна быть идея деятельности человека.

Возможно, предстоящий конкурс вернет людей к желанию создать ассоциацию свободных перевозчиков?

– Сомневаюсь. У людей слишком сильно убеждение, что с властью лучше не ссориться. От нее проще откупиться или уйти под ее крышу.

Сами себе ГЛОНАСС

На что вы в таком случае надеетесь, идя против столь мощного течения?

– На справедливость и разум, которые все равно восторжествуют когда-нибудь. Это высокие слова, но я в это верю.

Скажите, такое противостояние дисциплинирует бизнесмена?

– Конечно.

Как удается от своих сотрудников добиваться безупречной работы?

– Люди подчиняются нашим условиям, иначе мы просто не будем с ними работать. На рынке есть два вида предприятий: которые выполняют лицензионные требования и которые этого не делают. Можно, конечно же, нанять водителей с машинами, раз в неделю выдавать им путевки и собирать деньги – никакого штата и никаких затрат. А можно работать по-другому: иметь штат ИТРовцев – у меня есть бухгалтерия, отдел кадров, делопроизводители, диспетчеры, медики, механики, служба безопасности, юристы, служба по охране труда... Мы понимаем, что любая проверка даже в идеальных условиях найдет изъян. Но вот последняя плановая проверка, которая закончилась 28 февраля, показала, что серьезных-то нарушений нет. Для этого и необходим такой штат сотрудников. Но за эту работу людям надо платить, она не из легких. Кроме того, есть затраты на содержание офиса, стоянки и так далее, одной бумаги у нас в месяц уходит около 250 пачек. Поэтому и нет свободных денег, которые можно использовать для подмасливания чиновников.

Свой парк машин удается увеличивать?

– Нет стабильности, чтобы это делать. Хотя в свое время рассматривали возможность купить автобусы и опробовать их эффективность на одном из маршрутов. Но рискованно вкладывать такие большие деньги в условиях существующей на рынке Челябинска неопределенности.

Не будь ее, уровень обслуживания пассажиров в Челябинске был бы выше?

– Несомненно. Все эти договоры с администрацией, о которых я говорил, заключались на год и никто не знал, что будет в следующем году. В результате часть мелких перевозчиков сразу же покинула рынок. Нам, к примеру, присылались письма за подписью господина Хлызова, что такой-то маршрут администрация считает нелегитимным. Мало того, в банки были разосланы письма, что городская администрация с тем-то и тем-то не заключила договор, поэтому не нужно их кредитовать.

И банки отреагировали?

– Некоторые – да, они показывали нам эти письма и отказывали в кредитах. Но были и разумные руководители банков, которые внимания не обратили на письма, понимая, что мы работаем в рамках закона. И мы остались клиентами этих банков.

Все, кто будет участвовать в конкурсе, получат возможность подключиться к системе ГЛОНАСС. Вас не смущает, что вы из нее выпадаете?

– Чтобы попасть в систему, надо просто купить приемники. Наша администрация пытается эту систему привязать к себе и брать с нас деньги за диспетчеризацию. Однако диспетчеризацией мы успешно занимаемся сами. Если машина не приносит прибыли, мы начинаем думать, как построить систему диспетчеризации, чтобы машина и пассажир пересекались в нужное время и в нужном месте. Сегодня у нас существует мобильная связь между всеми службами и этого достаточно – оперативно решаем все вопросы.

Без проколов

Юрий Сергеевич, у вас по-прежнему временная регистрация в Челябинске. Поэтому вы платите налоги в Златоусте?

– Как ИП Русин я плачу налоги в Златоусте, как ООО «Казачий двор» – в Челябинске. По закону я могу работать хоть где. Никакой выгоды от того, что часть налогов я плачу в Златоусте, не извлекаю, потому что плачу по упрощенной системе. Сумма одна и та же во всех регионах России. К тому же я даю челябинцам рабочие места, у меня нет иностранных рабочих. Налоги в пенсионный фонд мы платим на счета наших сотрудников с челябинской пропиской. Все выплаты за электроэнергию, топливо, аренду также происходят в Челябинске.

Бизнесмен, который находится под постоянным прессингом, старается обезопасить себя. У вас появился еще какой-то бизнес, кроме пассажироперевозок?

– Подумываю об этом. И не только потому, что нахожусь под прессингом. Просто есть стремление развиваться.

А какие направления в бизнесе вам еще интересны?

– Я бы занялся железнодорожными перевозками.

Считаете, они плохо организованы?

– Из рук вон плохо. Потому что очень большая организация или структура на многое закрывает глаза.

Не боитесь, что и в другой сфере столкнетесь с подобными проблемами?

– Уже сталкиваюсь. Моя фамилия на некоторых действует, как красная тряпка на быка. Но, к счастью, есть такие виды бизнеса, где это не играет никакой роли. Хотя я и об этом не задумываюсь особо. Когда ты постоянно находишься в опале, начинаешь спокойно к этому относиться. Иногда становится даже интересно, чем все закончится, что будет дальше? А когда ты спокойно к ситуации относишься, когда рассудок твой холоден, меньше проколов допускаешь. Потому что постоянно анализируешь ситуацию.

Подобная ситуация с перевозками складывается только в Челябинске и Магнитогорске или по всей стране?

– Куча регионов на этом уже обожглась. В Перми на краевом уровне было принято решение отказаться от конкурсных условий. В Ставропольском и Краснодарском краях от этого отказались после того, как перевозчики начали оспаривать такие условия в судах. Согласно закону 94 ФЗ конкурсы можно проводить только на освоение бюджетных денег. Нам говорят: вы будете льготников возить, а мы вам будем из бюджета затраты возмещать. Но, во-первых, эти траты не являются бюджетными, и конкурс на этом основании проводить нельзя. В Ярославской области, к примеру, прокуратура оспорила подобное решение областной думы. Во-вторых, прошла монетизация льгот. Надо выдавать деньги льготникам лично и пусть они сами решают, как потратить эти средства. К тому же мы уже более четырех лет возим льготников, не требуя при этом возмещения из бюджета. К нам обратилось общество слепых с просьбой перевозить их бесплатно, и мы согласились.

Еще во времена мэра Вячеслава Тарасова говорилось, что городской транспорт убыточен, нет денег, чтобы обновлять парк, повышать зарплату водителям и кондукторам... Но пришли маршрутчики и выяснилось, что это выгодный бизнес.

– Обманывали людей и продолжают обманывать. Вы понимаете, почему рентабельно маршрутное такси? Это частный бизнес. Частник сам у себя воровать не будет. А все вливания в Гортранс были бюджетными. К тому же никто даже не пытался и не пытается разобраться, как в Гортрансе организована сама работа. Там же путевки до сих пор выписываются в ручном режиме, в то время как у нас все это давно компьютеризировано. И не надо велосипед изобретать, все эти программы уже давно придуманы. В мире все продумано, как свести к минимуму часть затрат. Однажды я увидел, как один бизнесмен выложил фундамент здания новыми трамвайными колодками. Оказалось, он их по дешевке купил, потому что всем МУПам надо к концу года избавиться от запчастей, иначе финансирование урежут. И они их продают – частник таким образом никогда сам у себя воровать не будет.

То есть Гортранс можно реанимировать и получать прибыль?

– Зачем заниматься умирающими предприятиями, когда легче под себя подмять успешно действующий частный бизнес?

Очень многие сегодня выводят свой бизнес за пределы России.

– Если бы я сделал то же самое, думаю, никто бы не пожалел об этом. Властьимущие перекрестились бы, что им перестали мешать нарушать законы.

Не доставите оппонентам этого удовольствия?

– Я хочу здесь работать – работы в России невпроворот. Единственная проблема – пока твой бизнес не вырос, ты никому неинтересен, но, как только у тебя появилась прибыль и возможность развиваться, появляется толпа желающих отнять, поделить и разрушить.

Для вас дело принципа не давать взяток?

– Никого не подмасливал и не собираюсь. Лучше окажу адресную помощь нуждающемуся.

Что помогает вам оставаться оптимистом?

– То, что федеральные законы пока на нашей стороне.

В свое время говорили, что вашим покровителем был Андрей Косилов.

– Если бы это было так, я сегодня занимался бы не только маршрутными перевозками. Такие слухи создают люди, которые не представляют своей жизни без покровителей.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления