Бизнес Константин Игонин, исполнительный директор аудиторско-консалтинговой группы «Авуар»: «Аудитора выбирают не по приказу»

Константин Игонин, исполнительный директор аудиторско-консалтинговой группы «Авуар»: «Аудитора выбирают не по приказу»

Десять лет назад основатели компании, ныне одного из лидеров на рынке аудиторских услуг Южного Урала, выбирая название, листали экономический словарь. Наиболее подходящим сочли термин «авуар». В переводе с французского он означает «активы», «активные операции». Имя определило дальнейшую судьбу фирмы. За прошедшее десятилетие «Авуар» превратился в стабильную динамично развивающуюся компанию, работающую на рынке аудита, консалтинга, правового консультирования, оценки и экспертизы.

В чем состоит высокая миссия аудитора, какими достижениями может гордиться «Авуар», как закалялся профессионализм сотрудников и чего опасаются клиенты? Об этом и многом другом мы беседуем с исполнительным директором аудиторско-консалтинговой группы «Авуар» Константином Игониным.

Из философов – в юристы

– Константин Геннадиевич, ваше первое высшее образование не было связано ни с экономикой, ни с юриспруденцией. Что толкнуло философа заняться более прагматичными вещами?

– Действительно, в 1993 году я успешно закончил философский факультет Уральского университета в Екатеринбурге. Подал документы в аспирантуру, а через неделю… забрал их обратно. Принял решение остаться в родном городе Челябинске. Свою роль сыграли и семейные обстоятельства, но решающим было понимание, что изучение философии – это одно, а философия для преподавания в институте – совсем другое. В итоге окончил Уральскую академию госслужбы по специальности «юриспруденция». Причем учеба шла одновременно с практикой.

Константин Игонин родился в Челябинске в 1971 году. Окончил философский факультет УрГУ (Екатеринбург), получил юридическое образование в Уральской академии госслужбы.Работал в компании «Листик и партнеры», затем организовал собственный бизнес – компанию «Аквитенс». С 2010 года после объединения «Авуар» и «Аквитенс» работает исполнительным директором АКГ «Авуар».

– А юристом где вы работали?

– Через пару дней после получения философского диплома и подачи документов в УрАГС встретил одноклассника Григория Листика, который сообщил, что только начал работать бухгалтером в одной компании. И пригласил: «Пойдем, ты у нас будешь юристом». Через несколько лет он получил аттестат аудитора и перешел в компанию, которая позже стала носить его имя. И снова позвал меня – в аудит. Моим основным направлением была юриспруденция.

– Вы долгое время работали в одной аудиторской компании, а теперь трудитесь фактически у конкурентов. Когда и как попали в «Авуар»?

– В компании «Листик и партнеры» я проработал более десяти лет. Затем был период, когда я занимался узкой специализацией – налогово-юридической практикой (организовал компанию «Аквитенс» – Прим. автора). После двух лет тихой самостоятельной работы получил предложение об объединении от Алексея Овакимяна …

– Это было предложение, от которого невозможно отказаться?

– Поначалу я все-таки отказался. (Улыбается.) Но после полуторамесячных размышлений принял положительное решение. Работаю в «Авуаре» полтора года, являюсь партнером в юридическом направлении. В феврале 2011-го года старший партнер АКГ «Авуар» Алексей Овакимян был назначен заместителем губернатора Челябинской области по правовым, имущественным и инвестиционным вопросам и вынужден был покинуть компанию. Руководство в сфере предоставления профессиональных услуг группой «Авуар» доверили мне.

Доверие и мода

– Зачем, по вашему мнению, нужен аудит?

– Если исходить из высокого смысла аудита, то он выполняет публичную функцию подтверждения достоверности информации об экономическом положении компании. И делается это, в первую очередь, даже не для топ-менеджмента и крупного собственника, а для предоставления информации миноритариям, не имеющим возможности так глубоко изучить вопрос, и сторонним инвесторам. Заключение аудитора – гарантия соответствия отчетности реальному положению дел, стоимости бизнеса. Чем аудитор авторитетнее (читай – крупнее, с солидной историей, широко представлен на мировом и национальном рынке и так далее), тем эта гарантия значимее.

Аудиторская фирма «Авуар» создана в 2002 году. В 2005 году компания вышла на межрегиональный рынок аудиторских услуг, начала предоставлять правовые услуги и аутсорсинг бухгалтерского учета. В 2008 году открыт офис в Москве. Появились дополнительные услуги: оценка и экспертиза; бизнес-обучение. В 2009 году открыт офис в Екатеринбурге. Появилась дополнительная услуга: автоматизация бизнес-процессов. В 2010 году начали предоставляться профессиональные услуги: энергоэффективные решения для бизнеса (энергетический аудит, инжиниринговые услуги); трансформация отчетности в соответствие с МСФО. В настоящее время в АКГ «АВУАР» работает более 80 человек, из них 18 аттестованных аудиторов, два кандидата наук.АКГ «АВУАР» входит в СРО «Аудиторская палата РФ», СРО «Союз энергоаудиторов» и СРО «Российская коллегия оценщиков».

– Судя по опыту, вам хорошо знакомы проблемы растущего российского бизнеса. Как можно охарактеризовать отношение наших предпринимателей к аудиту в конце ХХ века и сейчас?

– Все списывать на посткризис нельзя, но… надо признать: четыре-пять лет назад наблюдалась небывалая волна интереса к международным стандартам финансовой отчетности, слияниям-поглощениям. Был какой-то здоровый авантюризм, желание расти, интегрироваться в мировую экономику. Сейчас такого массового энтузиазма уже нет, присутствует больше осторожности.

Кроме того, раньше больше услуг отдавалось на откуп региональным аудиторским компаниям. Сейчас крупные федеральные компании усилили позиции в регионах. Наблюдается та же централизация, что и в бизнесе: какую сферу деятельности ни возьми, «голова» зачастую окажется в Москве. И уже собственник, топ-менеджмент решают вопрос выбора аудиторской компании.

– Как в таком случае выживать региональным компаниям?

– В первую очередь обеспечивать качество, подтверждать свой профессионализм и независимость. Только так можно приобрести тот самый авторитет, создать свою историю, увеличить масштабы деятельности.

Сказанное выше о значении аудита для миноритариев и инвесторов применимо к публичным компаниям. Это не исключает необходимости аудита для крупных собственников и менеджмента. А в таких случаях принцип выбора аудитора может быть иной – выбираем не из «всемирно признанных» аудиторских компаний, а из тех, кому доверяем лично или по рекомендации. Это и есть ниша для региональных компаний.

– Что именно дает клиенту сотрудничество с АКГ «Авуар»?

– Счастье и процветание... (Улыбается.) Мы предоставляем полный комплекс экономическо-правовых услуг для защиты и развития бизнеса клиентов. Кому-то достаточно аудита в классическом виде (подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности), других больше интересует минимизация налоговых рисков. Широкий спектр профессиональных услуг по аудиту, международным стандартам финансовой отчетности, бухгалтерскому и налоговому консультированию, ведению бухгалтерского учета, консультированию в области налогообложения, юридическому сопровождению бизнеса, оценке, консультированию в сфере корпоративных финансов, автоматизации бизнеса, управлению персоналом, проведению инвентаризаций и ревизий – все это можно получить в АКГ «Авуар».

Бремя «обязаловки»

– Многие компании несут бремя обязательного аудита с одной мыслью – «поскорее сдать и отвязаться». В прошлом году поменялись правила проведения этой «обязаловки». Теперь заверять бухгалтерскую отчетность в аудиторской фирме должны лишь юридические лица с выручкой свыше 400 млн руб. и активами больше 60 млн руб. Как это сказалось на деятельности вашей компании?

– Изменения вводились в конце 2010 года, возможно, тогда сработал фактор неинформированности клиентов… Хотя СМИ не раз сообщали о повышении критериев по выручке и стоимости активов, и ни один аудитор не упустил случая пожаловаться на сокращение клиентской базы. Единичные случаи отказа от аудита наблюдали и мы. Но окончательные выводы можно будет сделать после завершения сезона 2011 года, то есть летом 2012 года. Но, отмечу, массового оттока клиентов у «Авуара» нет. Наоборот планируем еще до 30% договоров заключить только в этом году – по итогам проведения конкурсных процедур государственными и муниципальными предприятиями.

– С чем, по вашему мнению, связан столь оптимистичный рост клиентской базы?

– Это свидетельствует о том, что большинством руководителей, менеджеров и собственников аудит воспринимается как нечто полезное, дающее результат и снижающее риски. Осмелюсь также предположить, что так проявляется и отношение к нашей компании. Потому что у менее крупных фирм проблемы с оттоком клиентов были.

– Как часто аудиторы сталкиваются с авралами в работе?

– Вы знаете, общий профессиональный уровень бухгалтерских служб наших клиентов, безусловно, возрос. Не секрет, что 10-15 лет назад в бизнесе оказались бывшие учителя-инженеры, и вопросы бухучета, управления фирмой они решали на ходу, в тетрадках записывая важные решения. Теперь же пришло новое поколение управленцев, законодательство существенно упорядочилось. Собственно, и в прошлом редко бывали ситуации, когда требуется аудиторское заключение, а у клиента полная неразбериха, и надо в буквальном смысле слова спасать предприятие. Может быть, только в самые первые годы...

– Прогнозируете ли появление новых услуг на рынке аудита?

– Думаю, что они должны быть. Но все зависит от спроса на региональном рынке. Ниш, которые требуют независимого взгляда, у нас еще предостаточно. К примеру, кто сегодня проводит серьезные маркетинговые исследования? Единицы, и охват тем очень узок. Вопрос –насколько будет востребована эта аналитика и кто за это заплатит.

Что касается компании «Авуар», то мы не только ждем обратной связи от клиентов, но и сами предлагаем актуальные продукты. К примеру, с 1 января 2012 года заработала новая глава Налогового кодекса, посвященная специфике налогообложения при трансфертном ценообразовании (в сделках между взаимозависимыми компаниями). Мы уже провели семинар, предложили выработку соответствующих рекомендаций. В принципе, любое изменение закона влечет за собой проведение семинаров, консультаций, а также инициативное информирование клиентов. Периодически рассылаем информационный бюллетень в электронной форме для наших абонентов, проводим семинары с подготовкой письменных методичек.

Достижения и команда

– Десять лет назад в штате «Авуара» было всего несколько человек. Что сейчас представляет собой команда аудиторско-консалтинговой группы?

– В настоящее время в штате компании работает более 80 человек. Головной офис с наиболее полным спектром оказываемых услуг расположен в Челябинске, также открыты офисы в Екатеринбурге и Москве. Хотя, надо отметить, выход в Москву – дорогое удовольствие, затраты на содержание офиса и сотрудников там дороже. А в оплате работы клиентами, как ни странно, большой разницы нет.

Мы сотрудничаем с предприятиями и организациями всех сфер предпринимательской деятельности. Постоянными клиентами АКГ «Авуар» в области аудита, бухгалтерского, налогового и правового консультирования являются более 400 организаций, расположенных в Челябинской, Свердловской, Самарской областях, Москве. Признаюсь, что работать интересно, когда клиенты растут не только в бизнесе, но и в требовательности.

– Константин Геннадиевич, каковы главные достижения компании «Авуар»?

– Аудиторско-консалтинговая группа должна предлагать широкий круг услуг, в том числе в смежных отраслях. Здесь это сделано. Есть аудит, в том числе по международным стандартам, есть направление консультационное – начиная от информационно-справочного (подсказать что-то бухгалтеру) до аналитических консультаций (когда никто не знает и ни в одном законе не написано), серьезных проектов по сделкам, связанным со слияниями и поглощениями, по структурированию бизнеса. С объединением наших компаний штат юристов удвоился. Идет становление нового направления – энергоаудита и инжиниринговых услуг.

– «Авуар» часто упоминается в профессиональных рейтингах.

– Мы рады, что компания занимает достойное место на рынке аудиторских услуг. «Авуар» является лидером рейтинга аудиторско-консалтинговых компаний Челябинска, составленного журналом «Деловой квартал», на четвертом месте среди профильных компаний Урало-Западно-Cибирского региона, по данным Аналитического центра «Эксперт Урал», и входит в «золотую сотню» (73-е место) аудиторско-консалтинговых компаний России. Впрочем, мои заслуги в этих цифрах и достижениях компании минимальны. Фирму создавал и развивал Алексей Овакимян. А когда он расстался со своим детищем, моей задачей было принять компанию, сохранить систему управления и установить отношения клиентов с новым руководством.

– Каким вам видится дальнейшее развитие компании?

– Надеюсь, что по итогам 2011 года у нас будет рост не менее 15%. А вот как мы передвинемся в рейтингах, это будет зависеть от достижений наших коллег – конкурентов. Общее правило, которого стараюсь придерживаться: если не растешь, то умираешь. Необходимо расти хотя бы на размер инфляции, а она у нас 10-15% в год, то есть в итоге нужен рост минимум 25-30%. – и все это за счет качества, предложения новых услуг.

– У компании «Авуар» много контрактов с бюджетными учреждениями. Это «легкие» или сложные клиенты?

– Работа с учреждениями, финансирующимися из бюджета, накладывает дополнительную ответственность. Бюджетники, кроме аудиторского ока, всегда находятся под пристальным взором контрольно-ревизионных органов. Поэтому когда конкуренты начинают говорить об административном ресурсе, мне хочется сказать: покажите, где он, я его не ощущаю. Не все команды вышестоящих чиновников в России исполняются, а уж говорить о том, насколько средний и крупный бизнес подвластен государству в части выбора аудитора – извините, в приказном порядке это не делается. Хотелось бы злоупотребить административным ресурсом (Смеется.), но почему-то никак не удается. С уходом основателя компании во власть наоборот было связано больше рисков, чем прелестей, как кому-то кажется...

Поэтому, пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность клиентам компании «Авуар» за то, что они адекватно оценили изменения в руководстве АКГ, поверили нам и доверили свои дела. Мы же со своей стороны будем, как и прежде, придерживаться основных принципов работы – независимость, конфиденциальность, ответственность.

Аудиторско-консалтинговая группа «Авуар»
Сайт: Аvuar.ru

Челябинск,
пр. Победы, 160в, 4 этаж.
Телефон: (351) 729-97-13; факс: (351) 239-81-95.
E-mail: info@avuar.ru.

Екатеринбург,
ул. Ленина 50, офис 101.
Телефон/факс: (343) 355-08-16.
E-mail: gornostaeva@avuar.ru

Москва,
Дербеневская наб., 7, стр. 2, офис 201.
Телефон/факс: (495) 620-09-52.
E-mail: info@avuar.ru.

На правах рекламы.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления