Бизнес Банки закидают клиентов эсэмэсками

Банки закидают клиентов эсэмэсками

Со следующего года банки обязаны уведомлять клиентов обо всех операциях, совершенных с помощью пластиковых карт, электронных кошельков и интернет-банка. Если же операция совершена без ведома клиента, он сможет ее опротестовать...

Со следующего года банки обязаны уведомлять клиентов обо всех операциях, совершенных с помощью пластиковых карт, электронных кошельков и интернет-банка. Если же операция совершена без ведома клиента, он сможет ее опротестовать и вернуть деньги, кроме того, для частных лиц предусмотрена дополнительная защита в случае несанкционированных платежных операций. По мнению экспертов, установленная законодательством норма призвана снизить количество мошеннических действий в сфере электронного денежного обращения, однако эта же норма может привести к появлению злоупотреблений иного характера.

Со следующего года банки будут обязаны высылать клиентам уведомления обо всех операциях, совершенных с использованием с электронных средств платежа. Такое требование содержится в законе «О национальной платежной системе», принятом в июне прошлого года. Информировать клиентов придется о каждой операции, совершенной с банковской картой, электронным кошельком иди через интернет-банк. Не получив такого уведомления, клиент может потребовать компенсировать сумму по операции, совершенной без его ведома, а клиенты – частные лица могут возместить списанную сумму и при наличии уведомления, сославшись на то, что карта была использована другими лицами.

Данный закон стал первым опытом по формированию единого нормативного акта, регулирующего весь комплекс отношений в сфере функционирования денежного обращения. Особое внимание разработчики закона уделили информированию клиентов об осуществлении операций с использованием электронных денежных средств и электронных средств платежа, указывает руководитель налоговой практики Адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Екатерина Туманова. «Понятия «электронные денежные средства» и «электронные средства платежа» в законодательстве возникли впервые», – отмечает эксперт.

Введенная на законодательном уровне норма об обязательном информировании позволит обезопасить клиентов банков от мошеннических действий с их счетами. «На законодательном уровне обязанность информировать клиентов прописывается не столько для повышения уровня сервиса банков, сколько для сокращения объемов мошенничества при расчетах с помощью пластиковых карт или интернет-банка. Это позволит клиентам полностью контролировать, где и сколько денег они потратили, и вовремя заметить, если средства списаны несанкционированно», – говорит руководитель дирекции розничных продаж УБРиР Денис Бабушкин.

«Это требование действительно позволит сократить количество мошеннических действий, так как клиент может оперативно реагировать на любое несанкционированное списание и проинформировать об этом банк, предотвратив мошеннические операции», – согласен менеджер по развитию сервисов ДБО «Абсолют Банка» Дмитрий Аржанов.

Однако инициатива, направленная на защиту от мошенников, на практике может привести к злоупотреблениям иного рода. «Предоставленное законом право на компенсацию открывает недобросовестным клиентам возможности для злоупотреблений, при этом механизмы досудебного и судебного урегулирования подобных ситуаций не сформированы, – считает заместитель управляющего челябинским филиалом Промсвязьбанка Олег Гриценко. – Кроме того, возможность опротестовать легитимность совершения той или иной транзакции может привести к тому, что клиенты перестанут уделять внимание соблюдению элементарных правил безопасности электронных расчетов. Между тем практика показывает, что большая часть мошеннических транзакций происходит по вине самих держателей карт: в результате передачи PIN-кода и информации о картах посторонним лицам, нарушения порядка хранения электронной цифровой подписи». По его мнению, необходимо использование и других инструментов по борьбе с мошенническими действиями, например, страхование финансовых рисков, а также работа по повышению финансовой грамотности населения.

Будет ли обязательная рассылка уведомлений оплачиваться за счет пользователей электронных систем платежей или за счет банка, пока неизвестно. С одной стороны, речь идет об обязанности, возникшей в силу закона. «Соответственно, для клиентов подобное информирование должно быть бесплатным», – говорит Екатерина Туманова. С другой стороны, в законе указывается, что банки обязаны оповещать своих клиентов о проводимых операциях «в порядке, установленном договором» – а значит, в соответствии с тарифами банка.

«Это значит, что каждый банк сможет сам решить, включать ли стоимость оповещения в пакет услуг, предлагаемый клиенту, или выносить стоимость услуги отдельно», – указывает Денис Бабушкин. Однако даже если клиентам не придется оплачивать такую услугу, банки все равно будут искать способ возместить расходы по массовой рассылке уведомлений.

«Обязательное уведомление клиентов о каждой операции, совершенной с использованием пластиковой карты и интернет-банка, приведет к росту расходов банков и, соответственно, вынудит их формировать схемы компенсации», – отметил Олег Гриценко. «В любом случае разбирательство по мошенническим операциям обходится банку гораздо дороже, чем SMS-уведомления», – резюмирует Дмитрий Аржанов.

Яна КУПРИЯНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления