RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

0 м/c,

749мм 66%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Бизнес Кому нужен аудит?

Кому нужен аудит?

Вопрос не праздный. Часто можно слышать жалобы аудиторов на присутствующий в отрасли демпинг. Дескать, аудиторская проверка должна стоить дорого, но вот есть такие-то конторы, которые проводят аудиторскую проверку за гроши и «роняют рынок». Объективно, статистика, приводимая РА «Эксперт», подтверждает тенденцию на снижение доходов аудиторских компаний непосредственно от аудиторских проверок. С другой стороны, аудит – услуга полезная всем, проводить ее могут высококвалицифированные специалисты и, следовательно, она не должна стоить дешево. В чём суть противоречия Chel.ru рассказали в компании «Листик и партнеры».

Стоит рассмотреть, что такое аудит. Согласно существующему закону «Об аудиторской деятельности», аудит – это независимая проверка бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудит является коммерческой деятельностью, или, проще говоря, в большинстве случаев аудиторы делают проверку за деньги, которые им платит проверяемый ими субъект. При этом организацию никто не принуждает выбрать конкретную аудиторскую организацию. Таким образом, рынок цен на аудит формируется по свободным принципам – есть спрос, есть предложение, а цена является результатом взаимодействия этих двух независимых друг от друга факторов.

«Но отсюда еще не видно, что толкает цену на аудит вниз, – говорит АССА, партнер компании «Листик и партнеры» Дмитрий Лукьянов. – Здесь дело в следующем. Любая организация, цель которой состоит в извлечении прибыли, нуждается в минимизации своих затрат и все свои затраты осуществляет с целью максимизации стоимости своего бизнеса. Например, завод покупает электроэнергию для того, чтобы создать деталь. Он ее продаст, получит прибыли, это увеличит стоимость бизнеса завода. С другой стороны, завод может посадить ёлку возле проходной. За эту ёлку ему никто не заплатит. Значит, расходы на ёлку не увеличат его прибыль и, следовательно, не увеличат стоимость бизнеса завода. Таким образом, завод купит электроэнергию и не посадит ёлку. С аудитом примерно то же самое – если аудит увеличивает стоимость бизнеса организации-заказчика, то эта организация готова платить за аудит, причём немало. Если аудит для неё – формальность, то и затраты на него она будет нести по минимуму».

То, что аудит – это формальность, дано самим определением аудита, из которого ну никак не следует, что аудит необходим организации-заказчику, указывает Лукьянов. Действительно, аудит при всей своей важности нужен внешним пользователям отчетности организации – кредиторам, акционерам, вкладчикам, регулятору. Самой организации от него пользы нет.

«Отсюда следствие – никто не хочет платить за аудит много, – продолжает Дмитрий Лукьянов. – И с этим еще можно было бы как-то жить, если бы аудиторских организаций, имеющих право оказывать аудиторские услуги, было бы мало – ограниченное предложение таких услуг не давало бы цене упасть. Однако аудиторских организаций вовсе не мало. Только в Челябинской области их, по данным реестра Минфина, 89 штук, а в масштабах страны – в десятки раз больше. При таких объективных экономических условиях рост цен за аудит – фантастика, противоречащая фундаментальным основам рынка, и бессмысленно говорить о демпинге – его нет, рынок платит ровно столько, сколько стоит эта услуга».

Но если так, то как жить дальше аудиторам? И почему услуги компаний типа КПМГ (одна из аудиторских компаний «большой четверки») стоят всё-таки «не по-детски»? Все просто: организации готовы платить аудиторам, если увидят в их услугах пользу для своего бизнеса. А какая польза может бизнесу от аудиторов? Только в консультациях.

«За добрый совет, совет, который позволит сэкономить, организации платить готовы и платить будут всегда, – уверен Лукьянов. – Именно в консультациях, которые могут оказывать аудиторы, состоит ценность их существования для организаций-заказчиков. Именно на консультациях зарабатывают основной свой доход компании типа КПМГ».

Однако, несмотря на то, что пользу для бизнеса организации-заказчика приносят главным образом консультации специалистов, про традиционный аудит забывать нельзя. Ситуация с ним крайне негативная, а в отдельных субъектах страны и вовсе критичная. Зачастую стоимость аудиторской проверки сопоставима с зарплатами специалистов, которые эту проверку проводят. А ведь помимо зарплаты аудиторские организации должны повышать квалификацию своих специалистов, оплачивая им расходы на обучение, нести постоянные расходы, платить налоги хотя бы иногда… Низкая цена на аудит не только не даёт аудиторам развиваться, но и не способствует качеству оказываемых услуг. В результате аудит превращается в формальность во всех смыслах, порождая ненужные расходы для организаций и снижение доверия к аудиту вообще.

Решение проблемы представляется в мерах, направленных на снижение предложения аудиторских услуг, или, проще говоря, ограничении доступа аудиторских компаний к оказанию услуг, предусматривающих выдачу аудиторского заключения. Так, например, на законодательном уровне можно было бы зафиксировать, что обязательный аудит могут проводить аудиторские организации, имеющие опыт проведения проверок не менее десяти лет и с наличием в штате постоянно работающих специалистов с единым аттестатом не меньше десяти человек, считает эксперт.

«Подобным требованиям отвечают едва ли больше трех-пяти компаний в каждом из субъектов страны, – рассказывает Дмитрий Лукьянов.— Эти компании и будут оказывать основной объем традиционных аудиторских услуг. Прочие компании, не отвечающие подобным законодательным требованиям, могут участвовать в аудиторских проверках, но заключение выдать не могут. Рынок, организованный подобным образом, сможет и цены за аудит поднять, и качество аудиторских проверок повысить».

Фото: Фото предоставлено ООО «Листик и партнеры»

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления