RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

745мм 58%
Подробнее
7 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Карабашская охота минпрома

Карабашская охота минпрома

Специалисты управления природных ресурсов министерства промышленности по Челябинской области объявили охоту на незаконных добытчиков плитняка в окрестностях Карабаша. Во время рейдов, проведенных по местам добычи плитчатого кварцита, нелегальные разработки выявлены почти на всех карьерах. Вчера, 27 июня, журналисты во время совместного выезда с чиновниками минпрома лично убедились в этом. Держателям лицензий на разработку этих участков общераспространенных полезных ископаемых грозят штрафы и аннулирование лицензий. По мнению южноуральских экспертов в сфере добычи полезных ископаемых, компании, занимающиеся разработкой карьеров «по-черному», появляются из-за долгого согласования необходимых документов в Ростехнадзоре, высокой арендной стоимости земли и немалых накладных расходов.

Вчера, 27 июня, прошел совместный выезд специалистов областного министерства промышленности и представителей южноуральских СМИ в окрестности Карабаша, во время которого подтвердились факты незаконной добычи плитчатого кварцита. По словам начальника управления природных ресурсов министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области Владислава Коробкина, на добычу общераспространенных полезных ископаемых в Карабаше выдана 21 лицензия. «Реально же, по нашим сведениям, этим видом деятельности занимаются около трех десятков организаций, – рассказывает он. – Сегодняшняя выездная проверка, равно, как и проведенные с 15 мая по 18 мая рейды, показали, что законодательство при разработке недр соблюдают лишь пять предприятий – держателей лицензий. Все нарушения задокументированы. На их основании мы сейчас готовим материалы для возбуждения административных дел. А лицензии, работа по которым идет с существенными нарушениями, мы намерены отозвать в установленном законом порядке, прекратив право пользования недрами».

Как пояснил г-н Коробкин, согласно существующему законодательству, юридическому лицу за добычу полезных ископаемых без лицензии грозит штраф от 800 тысяч до одного миллиона рублей, за нарушение пунктов лицензионного соглашения – от 300 до 500 тысяч рублей. Граждан можно наказать на сумму до пяти тысяч рублей. За «особо крупные размеры» хищения недр грозит уголовная ответственность.

Существенные нарушения, по словам Владислава Коробкина, обнаружены практически на всех карьерах по добыче плитняка под Карабашом. «Исключение – карьер ИП Кузнецова Е. А., – продолжает он. – На этом участке сейчас идет добыча облицовочного камня с соблюдением всех пунктов лицензионного соглашения. Из списка нарушителей могу выделить еще четыре организации, у которых еще не истек срок подачи документов».

«Дело в том, что одной лицензии на разработку общераспространенных полезных ископаемых для начала работ недостаточно, – поясняет ведущий специалист отдела недропользования управления природных ресурсов министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области Алексей Коргутлов. – Прежде следует разработать необходимую для безопасного ведения работ документацию и подготовить территорию, оградив ее и установив пункт охраны. Однако утруждать себя оформлением документов и лишаться части прибыли, которая при соблюдении законодательства пойдет на уплату налогов, не желает почти никто. А в формах бухгалтерской и статистической отчетности собственники лицензий показывают нулевые показатели».

То, что добыча плитняка на карьерах с недооформленными документами идет, видно невооруженным взглядом. На всех трех посещенных вчера во время рейда площадках стояла техника и по несколько поддонов, готовых к отправке. Застигнутые врасплох работники на карьере №3а, расположенном на северо-западной окраине Карабаша, рассказали, что еженедельно с площадки отгружается примерно по 20 поддонов. За подготовку каждого поддона работяги получают по одной тысяче рублей. Едва говоря по-русски, они заверили, что «трудятся по трудовому договору», однако название организации-работодателя при этом вспомнить затруднились. Услышав, что им как физическим лицам за незаконную добычу камня грозит штраф в размере до пяти тысяч рублей, стали пояснять, что они вообще ни при чем: «Серега сказал копать, вот мы и копаем...»

Вскоре приехал тот самый «Серега» с заверениями, что работяги ничего не знают, поскольку пришли устраиваться на работу, а инструменты принесли с собой, чтобы показать, на что способны. «У директора ООО «Каменная галерея» (держатель лицензии на разработку карьера №3а. – Прим. автора) Елены Садковой есть все документы, – утверждает Сергей Прозоров, назвавшись ее неофициальным представителем. – Однако никаких работ здесь пока не ведется, продукция никуда не отправляется, а эти упакованные поддоны с плитняком я привез со строительного рынка Миасса. Здесь хранить удобнее...».

«На карабашских карьерах очень хорошо отлажена система оповещения, – рассказал господин Коробкин. – Спустя 20 минут после приезда инспекции на любой из карьеров застать за добычей плитняка кого-либо на всех остальных площадках практически невозможно. Единственная компания, которая осмелилась при нас во время майской проверки грузить поддоны с плитняком в грузовик, – СК «Георесурс», держатель одной из лицензий».

Плитчатый кварцит (плитняк) – это весьма востребованный на строительном рынке облицовочный камень с очень хорошими декоративными характеристиками. Один кубометр плитняка (один поддон весом в 1,5 тонны) в Челябинске стоит от шести тысяч рублей, в Москве – от 35 тысяч рублей, в Европе – еще дороже. На карьере методом самовывоза можно «добыть» кубометр этого камня за 2,5 тысячи рублей. Расходы при незаконной добыче составляют одну тысячу рублей за кубометр работникам и «энную» сумму на содержание техники.

По словам Алексея Коргутлова, областной бюджет «благодаря» «черным добытчикам» не получает немалые суммы. «Налог на пользование недрами составляет шесть процентов, – поясняет он. – Если учесть, что с каждого из двух десятков карьеров еженедельно вывозится хотя бы по 20 кубометров плитняка стоимостью по шесть тысяч рублей, то получается, что областной бюджет ежегодно теряет почти по 700 тысяч рублей. Эти деньги, кстати, могли бы возвращаться в бюджет Карабаша, если бы глава города в полной мере исполнял свои обязанности по муниципальному контролю над пользованием недрами, который предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 5 «Закона о недрах».

На Южном Урале спросом пользуются и другие недра. «В связи с большими объемами строительства очень востребованным является щебень, – рассказал Владислав Коробкин. – Кстати, в данный момент спрос на щебень в области не удовлетворен. Достаточно в больших объемах ведется добыча песка. К нам в отдел поступает информация о нелегальной добыче и песка, и щебня, и камня, и в данном случае плитняка. Воровство – деятельность, не облагаемая налогами, а потому, к сожалению, в нашей стране воруют все».

По мнению южноуральских экспертов в сфере добычи полезных ископаемых, компании, занимающиеся разработкой карьеров «по-черному», появляются из-за длительной процедуры согласования необходимых документов и высокой арендной стоимости земли.

«Получить лицензию на разработку участка полезных ископаемых в «Геолкоме» («Федеральное агентство по недропользованию». – Прим. автора) несложно, – комментирует директор ООО «УралСтройИндустрия» Михаил Тельнов. – Для этого необходимо заплатить за участие в конкурсе 40-60 тысяч рублей и, собственно, этот конкурс выиграть. Сложности начинаются после. Если взять пустой участок земли с возможностью добычи, получить лицензию, то до начала работ необходимо минимум два года чистых финансовых, документальных и временных вложений».

Сначала, по словам Михаила Тельнова, следует разработать проект, что занимает от полугода до года. «Стоимость проекта варьируется в зависимости от предполагаемого объема производства и составляет от трех до 10 миллионов рублей, – продолжает он. – Затем этот проект необходимо согласовать в Ростехнадзоре. Прежде, чем приступить к самой добыче, нужно в этом же учреждении защитить план горных работ, что невозможно, пока штат предприятия не укомплектован специалистами, аттестованными в Ростехнадзоре. И сократить период согласования не получится, поскольку он прописан на федеральном уровне. От местных чиновников, думаю, тоже мало что зависит».

Помимо этого, по информации экспертов сайта, работа с недрами влечет немалые накладные расходы. «Наш карьер в поселке Новогорном территориально относится к Озерскому городскому округу, – продолжает Михаил Тельнов. – Ежегодно мы вынуждены платить около двух миллионов за аренду 16 гектаров земли, прилегающей к карьеру и горному отводу. На этой территории находятся административный комплекс и здание АБК. Сама по себе продукция – не золото, и все дополнительные расходы увеличивают ее себестоимость и понижают рентабельность. Думаю, что люди, которые ведут незаконную деятельность, руководствуются, в первую очередь, финансами, которые требуются на накладные расходы и проблемами, связанными с согласованием документации в Ростехнадзоре».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления