Бизнес Социальная карта на все случаи жизни

Социальная карта на все случаи жизни

Давняя идея создания общероссийской унифицированной социальной карты обретает все более зримые формы. В скором времени с помощью социальных карт можно будет оплачивать коммунальные и телефонные счета, покупки в магазинах и проезд в общественном транспорте

" src=

Давняя идея создания общероссийской унифицированной социальной карты обретает все более зримые формы. В скором времени с помощью социальных карт можно будет оплачивать коммунальные и телефонные счета, покупки в магазинах и проезд в общественном транспорте, а также проверять состояние банковского и пенсионного счетов или использовать как медицинскую страховку и водительские права, причем на территории всей страны, а не отдельно взятого города. Пути преобразования региональных проектов социальных карт в общефедеральную программу обсуждались на днях на заседании Комиссии Совета Федерации по информационной политике.

Идея создания единой платежной системы и унифицированных социальных карт с множеством функций появилась несколько лет назад. Среди прочих реализовать масштабный проект на базе собственной межбанковской платежной системы «Сберкарт» намеревались Сбербанк России, обладающий наиболее разветвленной сетью филиалов и офисов на территории страны, а также национальная платежная система «Золотая корона». Необходимость разработки единой платежной системы и социальной карты с широкими функциональными возможностями объясняется тем, что сегодня на руках у россиян скопилось множество различных карт: транспортная, медицинского страхования, ИНН, пенсионного страхования, банковская карта в рамках зарплатного проекта… Мысль совместить их в социальной карте единого образца, которая, к тому же, будет действовать на всей территории России, показалась законотворцам весьма здравой. Однако предложение объединить все региональные электронные проекты в один федеральный не было встречено единодушным одобрением участников рынка. Прозвучало и мнение, что гораздо более эффективным и менее затратным решением могло бы стать не создание общероссийской системы, а трансляция опыта регионов, успешно реализовавших программу создания социальной карты, на соседние территории, с сохранением принципа локальности проекта.

«Обладатели социальной карты – это люди, которым государство оказывает поддержку, потому что они, в силу разных причин, не могут обеспечить себя самостоятельно, в основной массе это пенсионеры и инвалиды, – справедливо отмечает управляющий директор платежной системы «Золотая Корона» Вадим Грицаненко. – Насколько часто эти люди путешествуют по всей территории России? Настолько ли часто, чтобы создавать на бюджетные деньги специальную систему для решения этой задачи? Существует убедительная статистика о том, как тратят свои деньги независимые в финансовом отношении россияне в возрасте 28-45 лет. Причем финансовое поведение наших соотечественников полностью совпадает с поведением аналогичных социальных групп в Европе и Америке. Так вот, 80 % всех расходов семейного бюджета приходится на 4-5 торговых точек, которые расположены вблизи дома или работы. Подчеркну, что это люди, которые самостоятельно зарабатывают себе на жизнь и не имеют значительно более высокую степень свободы, чтобы совершать поездки».

По мнению Вадима Грицаненко, решить проблему информирования или проезда в транспорте для 1-2% путешествующих льготников можно гораздо более простыми средствами: это может быть и специальный телефонный номер, и специальная карта или же другие меры. Сегодня же гораздо важнее решить задачу удобной, адресной и эффективной социальной поддержки 98-99 % россиян, которые не являются активными путешественниками, а живут в конкретном городе, в деревне или поселке – и для решения таких задач, по словам Вадима Грицаненко, гораздо более эффективными будут не спущенные сверху методы и назначенные банки, а локальные решения и местные банки и организации.

Если российское правительство все же одобрит идею создания единой социальной карты, то она станет неким аналогом электронного паспорта – документ можно будет предъявлять в поликлинике, налоговой инспекции, пенсионном фонде и в общественном транспорте. Кроме того, с помощью социальной карты можно будет получать пособия, дотации, компенсации, пенсии и зарплаты. При желании карточку можно будет использовать даже в качестве водительского удостоверения.

«В самой идее создания универсальной карты, которая заменит собой все документы человека, есть несколько спорных моментов, ставящих под сомнение ее целесообразность, – полагает Вадим Грицаненко. – Во-первых, риски от потери такой карты возрастают в огромное число раз. Потеряв универсальную карту, человек теряет все: деньги, страховку, права... Во-вторых, консолидация всей информации о человеке в некой единой базе данных является еще более серьезным риском. Кто будет контролировать эту базу? Где будут храниться и кому будут доступны эти сведения? Что будет, если база выйдет из строя? А если она будет украдена?! У нас есть перед глазами грустный пример Великобритании, где летом этого года была взломана система высокотехнологических биометрических паспортов. В-третьих, опросы и фокус-группы показывают, что люди не хотят пользоваться универсальными картами, содержащими всю информацию. Это стремление к универсальному характерно больше для программистов, чем для простых пользователей. Так, например, пенсионеры регулярно теряют проездные документы или боятся, что это случиться, поэтому никогда не кладут проездной билет вместе с деньгами. Многие предпочитают хранить свою медицинскую страховку дома, чтобы родственники могли предоставить документ в больницу, если с владельцем ее что-то случится. Состоятельные люди хотят иметь карточки нескольких банков, в которых, например, достаточный уровень сервиса, а не «там, где дешевле».

Предполагается, что у новой социальной карты появится еще одна важная функция – платежная и обладатели пластиковых карт смогут безналичным платежом оплачивать коммунальные услуги, сотовую связь и покупки в магазине. Призывы к повышению доли безналичных расчетов при оплате товаров и услуг в последнее время довольно часто звучат в речах правительственных чиновников: это повысит контроль государства за оборотом наличности. Если сегодня безналичные платежи в среднем по стране осуществляют всего лишь 6,3 % обладателей пластиковых карт, а в Челябинской области – не более 2 %, то в будущем эту цифру планируется увеличить до 90 %. Сегодня к созданию единой социальной карты предложено присоединиться всем российским банкам, о своем желании стать участниками платежной системы заявили уже более 70 кредитных организаций.

«”Золотая Корона”, будучи национальной платежной системой, также разделяет стремление к росту доли безналичных расчетов и созданию единой федеральной системы получения мер социальной поддержки, – заявляет Вадим Грицаненко. – Если будет действительно объявлена государственная программа, в ее рамках введен какой-то универсальный идентификатор, который позволит интегрировать все действующие системы социальных карт, то мы, безусловно, активно поддержим этот процесс. Если же данная инициатива нацелена на продвижение какого-либо одного банка, платежной системы, учреждения или компании, то мы считаем, что социальные проекты – это не поле для самоутверждения или попытки наладить бизнес».

Информационно-платежная система будет создана в рамках федеральной программы «Электронная Россия» на основе уже существующих центров в городах России, где есть социальные карты. Первые федеральные информационные центры появятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Череповце и Челябинске.

«В Челябинской области безналичные расчеты давно стали нормой, количество пластиковых карт больше, чем во многих других регионах России, – рассказывает начальник управления платежных средств Челябинвестбанка Максим Дудоров. – И Челябинск был одним из первых городов в России, где с 2002 года успешно развивается проект «Социальная карта челябинца». Сегодня карта «запоминает» льготу на проезд, на нее перечисляется субсидия на жилье и компенсации за телефон, по ней получают пенсии и с нее регулярно перечисляют деньги на погашение любых, в том числе коммунальных, задолженностей. Весь городской транспорт Челябинска оборудован специальными терминалами, считывающими льготы на проезд у ее владельцев. Поскольку карта создана на основе микропроцессорной технологии, то она обладает уникальными возможностями и может, при необходимости, использоваться во вновь внедряемых федеральных и региональных проектах. Социальную карту используют также в качестве зарплатной. Это означает, что любой пользователь может воспользоваться картой как платежным средством, оплачивая покупки в магазинах и предприятиях сервиса, получая наличные, совершая коммунальные платежи. На ее базе возможна реализация внутрикорпоративных социальных проектов, например субсидирование части стоимости питания сотрудников в корпоративной столовой или обеспечение механизма льготных покупок в фирменных магазинах».

Предполагается, что экспериментальная система начнет работать уже в следующем году. Изъятие старых и выдача новых карт будут осуществляться за счет средств федерального бюджета, а также на деньги участников проекта – банков, транспортных предприятий и работодателей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления