Бизнес Тендерные войны

Тендерные войны

Вчера в Челябинске состоялся круглый стол, на котором поднималась проблема государственной политики по размещению заказов для государственных нужд. В связи с тем, что в настоящее время госучреждения должны выбирать поставщика продукции или услуг только че

" src=

Вчера в Челябинске состоялся круглый стол, на котором поднималась проблема государственной политики по размещению заказов для государственных нужд. В связи с тем, что в настоящее время госучреждения должны выбирать поставщика продукции или услуг только через тендеры, у госорганов появилось много претензий не только по поводу организации тендера, но и его условий.

Динамика роста объемов государственных закупок и выделяемых на это бюджетных средств требует совершенствования правовой основы в сфере размещения государственных заказов. С января прошлого года вступил в силу федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В документе установлены единые процедуры и порядок размещения заказов и регламентированы вопросы траты бюджетных средств.

С 1 октября 2007 года в силу вступит новый закон, в котором будет прописано, что вся информация о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд должна размещаться на общедоступном сайте, который, как предполагается, начнет работу с 1 января 2010 года. Сегодня сайты, на которых содержится информация о проводимых тендерах, формируются на разных уровнях власти – федеральном, региональном и муниципальном. Такой порядок создает препятствия для потенциальных участников, потому что большая часть информации о торгах становилась недоступной. Создание общероссийского портала по госзаказу сделает информацию о любых торгах в стране прозрачной и открытой для всех.

На Южном Урале органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд, является Главное управление материальных ресурсов Челябинской области. Практически каждый день ГУМР проводит несколько аукционов по закупкам товаров для областных нужд. По данным журнала «Главснаб», в 2006 году ГУМРом проведено 22 аукциона на общую сумму финансирования 67,7 миллиона рублей, а средняя стоимость одного аукциона составила 3,1 миллиона рублей. За 7 месяцев 2007 года проведено уже 104 аукциона на общую сумму 763,7 миллиона рублей, а средняя стоимость одного аукциона составила 7,3 миллиона рублей.

Антимонопольное ведомство следит за проведением торгов и занимается рассмотрениями жалоб с 1999 года, за эти годы в службе составлен объемный реестр недобросовестных поставщиков, не соблюдающих условия контракта. По словам заместителя руководителя УФАС по Челябинской области Натальи Сапрыкиной, ситуация постепенно улучшается: «Сегодня УФАС может не только выдавать предписания, но и контролировать, проводить внеплановые проверки».

Согласно новому закону, срок обжалования результатов конкурса будет исчисляться сроком в 10 дней с момента опубликования итогов на сайте. На сегодняшний день Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области вынуждено возвращать некоторые жалобы в связи с тем, что заказчики несвоевременно объявляют официальные результаты конкурса, и заявители не успевают в течение положенных 10 дней подать на них жалобу. Поправки в закон смогут дать заявителям гарантии на рассмотрение жалоб антимонопольным ведомством. Срок рассмотрения заявки составляет пять дней с момента поступления жалобы, после чего УФАС уведомляет заказчика о прецеденте.

Весной в УФАС по Челябинской области поступило 50 жалоб на действия организаций, проводящих тендеры, то за летние месяцы их число возросло до 170. Основное количество жалоб (89) связаны с неправомерным прохождением конкурсов на муниципальные закупки, 55 – на федеральные заказы, 25 – на областные. Больше половины обращений признано обоснованными. Как правило, основное недовольство компаний вызывает отсутствие в конкурсной документации сведений о сроках поставки, порядка оплаты и полной характеристики необходимого товара.

«Основной проблемой для участников конкурсов, проводимых госучреждениями, является низкое качество конкурсной документации, однако в последнее время заметны изменения в лучшую сторону, – отмечает директор по развитию страховой компании «Южурал-АСКО» Инна Щеткина. – Все участники тендера должны четко понимать, чего хочет заемщик и по каким критериям будет выбираться победитель. Нередко победитель тендера известен еще до объявления конкурса, который является в данном случае необходимой формальностью».

Чаще всего жалобы на нечестные условия тендеров поступают из Магнитогорска, Челябинска, Снежинска, Озерска, Миасса и Златоуста.

«Обычно в конкурсах, проводимых госучреждениями, участвуют не менее пяти компаний, – рассказывает Наталья Сапрыкина. – И если игра ведется по нечестным правилам, им зачастую не хватает знания законодательной базы и смелости для обжалования результатов. В свою очередь, организаторы конкурса порой не осознают ответственности за подписи, которые они ставят в протоколах. В скором времени за нарушение заявленных условий тендера с председателя конкурсной комиссии будет взиматься штраф в размере от 2,5 до 50 тысяч рублей. Штрафные санкции для юридических лиц составят до 500 тысяч рублей».

Взятничество среди организаторов тендеров карается еще строже: два чиновника департамента финансово-экономического развития Министерства здравоохранения Омской области вымогали взятки в размере 10% от суммы госзаказа с компаний, участвующим в конкурсах, и гарантировали их победу. Мошенники были пойманы за руку, их вина была доказаны в суде. За взятничество организатор преступной схемы получил четыре года лишения свободы, а его подельник – три года условно.

С нарушением законодательства при проведении тендеров УФАС по Челябинской области сталкивается довольно часто. К примеру, в прошлом месяце в службу поступила жалоба страховой компании «Росгосстрах-Урал» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право оказания услуг для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств ОВД по Коркинскому муниципальному району. В заявлении Россгосстраха было сказано, что победитель конкурса был выбран неправомерно. Антимонопольная служба провела проверку и действительно выявила нарушения.

Но даже при существующих проблемах в организации тендеров компании Южного Урала не оставляют без внимания ни один конкурс, поскольку участие в них, по словам Инны Щеткиной, позволяет получить не только новых клиентов, приобрести ценный опыт, но и является своеобразным показателем статуса компании, помогает ей осознать свое место на рынке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления