RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

745мм 58%
Подробнее
7 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Страхование грузов – лишние траты или реальная защита?

Страхование грузов – лишние траты или реальная защита?

Только после полутора лет судебных разбирательств ЗАО «Многопрофильное предприятие ''Прогресс-Ресурс''» добилось выплаты страхового возмещения в размере...

" src=

Только после полутора лет судебных разбирательств ЗАО «Многопрофильное предприятие "Прогресс-Ресурс"» добилось выплаты страхового возмещения в размере более 22 млн рублей за груз, который затонул при перевозке на барже по реке Лене. 21 января Апелляционная инстанция Арбитражного суда обязала страховую компанию «Траст» произвести страховую выплату.

Челябинское многопрофильное предприятие «Прогресс-Ресурс» заключило многолетний контракт с правительством республики Саха (Якутия), получив аккредитацию в качестве официального поставщика металлопроката, труб и строительных материалов. В связи с климатическими особенностями на территории региона слабо развиты транспортные магистрали, железнодорожное сообщение со столицей республики – Якутском – существует пока только на бумаге, а потому доставка грузов осуществляется, как правило, воздушным или речным транспортом, а зимой – по покрытым льдом руслам рек.

В мае 2006 года по реке Лене отправилась очередная баржа, на борту которой находилось более 2,5 тысяч тонн металлопроката. В пути следования по вине капитана судна баржа зашла в несудоходную протоку, в результате чего получила пробоину борта и накренилась, часть груза затонула.

Необходимо отметить, что страхование грузов считается низкоубыточным видом страхования, страховые события происходят крайне редко, притом что страховые тарифы достаточно высоки – в среднем 0,2-0,3% от стоимости перевозимого товара. Еще несколько лет назад российские компании пользовались услугой страхования грузов от случая к случаю, но в последние годы объем сборов премии в данной сегменте стабильно увеличивается. Наиболее рискованными считаются автоперевозки: высокая аварийность на российских дорогах, неохраняемые стоянки в пути следования, проверки на постах, которые нередко заканчиваются поборами – все это угрожает сохранности груза. А самым безопасным считается авиационный и водный транспорт. Уровень утраченных по различным причинам грузов, по оценкам специалистов, составляет в целом 0,3-0,5% от общего объема грузопотока, при этом только треть утрат происходит из-за аварий и крушений, а большая часть – порядка 70% – из-за хищений. Страхование груза, перевозимого речными баржами, довольно специфично, в Челябинске такую услугу предоставляют только несколько компаний, в том числе страховая компания «Траст», риски которой перестраховываются в «Московском перестраховочном обществе» и «Транссибирской перестраховочной корпорации», и местный филиал «Росгосстраха».

Многопрофильное предприятие «Прогресс-Ресурс», заключившее генеральный полис транспортного страхования грузов с челябинской страховой компанией «Траст», обратилась за получением страхового возмещения, однако получила отказ. По генеральному полису осуществляется страхование грузов, указываемых клиентом в декларации, подаваемой в четко оговоренные сроки и установленным способом. В полисе также определяются условия, при несоблюдении которых страховая защита по полису не действует.

О наступлении страхового случая компания «Траст» была проинформирована надлежащим образом и в срок. Формальной причиной отказа послужило то, что декларация на перевозку указанного груза была подана с несоблюдением ряда условий, установленных генеральным полисом, в частности, как сообщают в компании «Траст», нарушением срока подачи декларации, формы подачи декларации, а также по причине несвоевременной оплаты страховой премии.

«Согласно условиям генерального полиса, страхователь должен письменно или по факсу уведомить страховую компанию об отправленном грузе не позднее 72 часов с даты отправки груза. Отправки, по которым декларация не подана в указанный срок, считаются незастрахованными, – рассказывает начальник юридического отдела страховой компании «Траст» Наталья Комарова. – В нарушение условий генерального полиса декларация была подана МП «Прогресс-Ресурс» с нарушением срока подачи – через 96 часов с даты отправки груза, а также с нарушением способа подачи декларации – по электронной почте. Кроме того, страховая премия по данной декларации поступила через восемь рабочих дней, в то время как полисом установлена обязанность страхователя по оплате страховой премии в течение пяти дней по окончании определенного периода. Таким образом, у страховой компании были основания для отказа в страховой выплате».

По словам юриста компании ЗАО «Многопрофильное предприятие "Прогресс-Ресурс"» Константина Пенкина, страхователю отведено пять дней на оплату очередного страхового взноса по окончании определенного периода (в данном случае – календарного месяца), и деньги были отправлены в адрес страховой компании «Траст» в срок, предусмотренный полисом. Однако со стороны руководства страховой компании, как утверждает Константин Пенкин, последовал отказ в приеме денежных средств.

«Со страховой компанией «Траст» мы сотрудничали на протяжении многих лет, – рассказывает главный бухгалтер компании ЗАО «Многопрофильное предприятие "Прогресс-Ресурс"» Любовь Кислицина. – Удивило то, что страховая компания отказалась принять деньги в счет оплаты очередного взноса. Очевидно, что это было сделано только для того, чтобы появилось мотивированное обоснование отказа в выплате возмещения».

«Отказ страховой компании «Траст» в принятии страхового платежа по вышеуказанной декларации страхователя был обоснован тем, что водная перевозка не была застрахована, и страхователь несвоевременно оплатил страховой взнос», – объясняет Наталья Комарова.

Для подтверждения фактического исполнения обязательств по генеральному полису многопрофильное предприятие «Прогресс-Ресурс» разместило необходимую сумму в депозите нотариуса.

«При заявлении о том, что груз при перевозке затонул, представители компании «Прогресс-Ресурс» предложили выплатить стоимость всего перевозимого груза без уточнения размера причиненного ущерба, ссылаясь на то, что впоследствии убыток страховой компании будет компенсирован перестраховочными обществами, – рассказывает Наталья Комарова. – Мы как люди честные не могли согласиться с таким предложением клиента и изначально заняли честную позицию по отношению к нашим партнерам – перестраховщикам».

Руководство предприятия «Прогресс-Ресурс» с данным утверждением категорически не согласно. «Страховая компания «Траст» поступила крайне непорядочно, отказав в выплате страхового возмещения, – утверждает заместитель директора по коммерческим вопросам ЗАО «Многопрофильное предприятие "Прогресс-Ресурс"» Владимир Евстафьев. – Мы изначально были не против уточнения суммы ущерба, но, получив немотивированный отказ в выплате страхового возмещения, вынуждены были обратиться в суд, который в конце концов признал нашу правоту. Исковые требования мы уменьшали по мере выяснения истинного ущерба».

Многопрофильное предприятие «Прогресс-Ресурс», не согласившись с отказом страховой компании «Траст» в выплате страхового возмещения по указанным причинам, обратилось с иском в суд, требуя компенсировать стоимость всего перевозимого груза в размере 31 млн рублей, в дальнейшем в ходе судебных разбирательств по ходатайствам предприятия сумма иска была уменьшена до 24 млн рублей, так как частично убыток был компенсирован перевозчиком – судоходной компанией «Якутск». На извлеченных из воды связках металлопроката отсутствовали бирки с указанием номера партии и плавки, что, по заключению Константина Пенкина, делает невозможным установление правового положения груза – прежде всего, его собственника. Кроме того, по заключению экспертов, пролежавший на речном дне металлопрокат превратился в лом, непригодный для использования по прямому назначению.

«В нарушение процедуры, установленной действующим законодательством, многопрофильное предприятие «Прогресс-Ресурс» отказывалось от приема остатков перевозимого груза, хранящегося у перевозчика, и требовало со страховой компании полную стоимость перевозимого груза, – говорит Наталья Комарова. – По ходатайству страховой компании «Траст» была проведена товароведческая экспертиза остатков перевозимого груза, по результатам которой была определена стоимость оставшегося груза в размере 1,3 млн рублей. При вынесении решения по делу сумма исковых требований была уменьшена на сумму остатков груза».

Восемнадцатый Апелляционный Арбитражный суд постановил страховой компании выплатить возмещение ущерба в размере более 22 млн рублей. После получения данного постановления страховая компания «Траст» в течение трех дней выплатила МП «Прогресс-Ресурс» возмещение в полном объеме. Однако точка в этом деле пока не поставлена. Страховая компания собирается обжаловать вынесенные судебные акты в кассационном порядке в Федеральном арбитражном суде Уральского округа. А многопрофильное предприятие «Прогресс-Ресурс» намерено взыскать с судоходной компании и страхового общества косвенные убытки, которые понесло за время длительного судебного разбирательства.

«За полтора года, в течение которых длилось судебное разбирательство, высокая инфляция и стремительный рост заводских цен на металл значительно обесценили полученное страховое возмещение, которое должно было быть выплачено своевременно на основании условий генерального полиса, – говорит Константин Пенкин. – Право на выплату страхового возмещения уже подтвердили суды двух инстанций. Это повод для дальнейших шагов по возмещению причиненного компании ущерба».

По словам Натальи Комаровой, в соответствии с действующим законодательством и условиями генерального полиса страхования косвенные убытки возмещению не подлежат.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления