Бизнес Ловись заемщик, большой и очень большой!

Ловись заемщик, большой и очень большой!

Мировой финансовый кризис пришелся на руку крупным российским банкам: сложности привлечения финансирования на западном рынке привели к рекордному росту портфеля корпоративных займов. Динамичное развитие сегмента корпоративного кредитования...

" src=

Мировой финансовый кризис пришелся на руку крупным российским банкам: сложности привлечения финансирования на западном рынке привели к рекордному росту портфеля корпоративных займов. Динамичное развитие сегмента корпоративного кредитования заставит банки на некоторое время отказаться от приоритетного развития розничного направления бизнеса, прежде всего, потребительских и автокредитов.

В начале года прирост сектора корпоративного кредитования оказался в десять раз выше, чем розничного, говорится в недавнем исследовании «Альфа-банка». В январе российские предприятия получили в кредитно-финансовых организациях ссуды в размере 17 млрд долларов, тогда как год назад за этот же период банки выдали корпоративным клиентам кредитов на общую сумму всего 3 млрд долларов. Всего же за 2007 год прирост портфеля корпоративных займов, по данным Банка России, составил 50,46% и достиг 8,7 трлн рублей. Сейчас на данный сегмент приходится 46% всех активов банковской системы. Рост корпоративного кредитования продолжится и в дальнейшем, полагают аналитики «Альфа-банка», что, вероятней всего, найдет отражение в темпах развития розничного направления. В прошлом году, по данным Банка России, темпы прироста сегмента розничного кредитования в 2007 году снизились до 57% с 75,1% по итогам 2006 года. По прогнозам экспертов, наибольшее сокращение кредитных розничных программ коснется потребительских и автокредитов, а ипотечных заемщиков банки предпочтут сохранить.

«Из-за высоких объемов корпоративного кредитования и стабильности спроса на банковские кредиты со стороны корпоративных клиентов работа в сегменте кредитования юрлиц для универсальных банков сейчас более выгодна, чем в розничном», – говорит аналитик банка «Траст» Евгений Надоршин.

Смещение приоритетов в сторону корпоративного кредитования эксперты объясняют резким ростом спроса на банковские кредиты со стороны компаний, поскольку мировой кризис ликвидности лишил даже крупные промышленные компании возможности занимать за рубежом. При этом удовлетворить растущие потребности корпоративных клиентов в заемных ресурсах в состоянии только крупные банки, что приводит к перетоку крупных клиентов. Впрочем, на долю небольших региональных банков остается весьма перспективная категория малого и среднего бизнеса. По оценкам Министерства экономического развития и торговли России, потребности малых и средних предприятий в кредитных средствах оцениваются в 25-30 млрд долларов. Однако большинство банков неохотно предоставляют заемные ресурсы молодым предприятиям, требуя предоставить прозрачную финансовую отчетность и ликвидный залог, при этом ставки кредитования для предприятий малого и среднего бизнеса сегодня достаточно высоки – в пределах 17-19% годовых. В ежегодном исследовании, проведенном общественной организацией «Опора России», только 54% предпринимателей указали, что считают доступными краткосрочные финансовые ресурсы, кредиты от года до трех кажутся доступными только 46% представителям бизнеса. Завышенные требования кредитно-финансовых организаций вынуждают владельцев малых предприятий оформлять обычный потребительский кредит.

При этом, как отмечает директор по работе с корпоративными клиентами малого и среднего бизнеса «Альфа-банка» Чаба Зентаи, малый и средний бизнес – очень перспективный сегмент, где риски ниже, чем в потребительском кредитовании, а маржа выше, чем в сегменте кредитования крупных корпоративных клиентов.

По оценкам агентства «РБК.Рейтинг», рынок кредитования малого бизнеса в прошлом году рос более стремительно, чем сегмент кредитования крупного бизнеса (прирост за год составил 55%), а объем кредитов, выданных по программам кредитования малого бизнеса до 2,5 млн рублей, достиг 510 млрд рублей. При этом основной рост кредитного портфеля банков пришелся на регионы, поэтому банки, работающие в данном направлении, все активней развивают филиальную сеть. Так, в новом году в Челябинске открылись филиалы трех кредитных организаций, заявивших о намерении активно кредитовать предприятия малого и среднего бизнеса – филиал столичного банка «Московский Капитал», «Примсоцбанка» из Владивостока и операционный офис «ВУЗ-банка» из Екатеринбурга.

Усиление конкуренции в данном сегменте, безусловно, заставит банки совершенствовать кредитные программы, однако, по мнению экспертов, изменения не коснутся процентных ставок, а сместятся в сторону повышения сервиса и развития новых программ.

«В условиях все возрастающей конкуренции приоритетной задачей банков в 2008 году видится не столько привлечение новых клиентов, сколько удержание уже существующих. С этой целью все больший интерес вызывает появление программ лояльности, включающие в себя дополнительные скидки при оформлении повторных кредитов, увеличение срока кредитования, снижение требований к залоговому обеспечению. Снижения процентных ставок ожидать не стоит», – комментирует перспективы развития рынка начальник управления кредитования малого и среднего бизнеса «СКБ-банка» Ирина Кузьмина.

Фото: Коллаж Юлии КУКЛЕВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления