Бизнес Елена Чумакова, генеральный директор «Института организационного и личного развития «Эго ресурс»: «Кто готовит наставников для лидеров бизнеса?»

Елена Чумакова, генеральный директор «Института организационного и личного развития «Эго ресурс»: «Кто готовит наставников для лидеров бизнеса?»

Сегодня коучинг прочно вошел в жизнь многих людей как быстрый способ достижения значимых целей. Работа с коучем позволяет найти неиссякаемый ресурс энергии, разобраться с любой трудной ситуацией в бизнесе, освободить время для главного в своей жизни. С 1 октября в «Институте организационного и личного развития «Эго ресурс» начинается обучение в четвертой группе Школы VIP-коучинга. О результатах, которые дает этот метод консультирования, и нюансах профессии коуча рассказывает генеральный директор Института, доцент Южно-Уральского государственного университета, VIP-коуч и один из ведущих преподавателей Школы Елена Чумакова.

– Елена Викторовна, вы не только преподаете в Школе VIP-коучинга, но и сами консультируете руководителей и собственников компаний. С какими запросами чаще всего к вам приходят и каких результатов добиваются?

– В коучинг идут с разными запросами: научиться эффективно управлять, строить деловые отношения, ставить правильные цели и достигать их, но чаще всего – решить конкретную трудную ситуацию. При этом у человека обычно есть собственное видение того, в чем трудность ситуации, с которой он не справляется. Задача коуча – искать корень проблемы, не принимая слова «подкоучного» за чистую монету. Коуч словно «настраивает свой внутренний радар» и внимательно слушает себя и клиента. И не только то, что он говорит, но и как он это говорит. Ведь люди часто ищут «там, где светлее», а не «там, где потеряли». И если удается в коучинге найти этот корень проблемы, то результат превосходит ожидания.

Однажды ко мне обратился собственник компании из другого региона с весьма практичной задачей – расширить коммуникативный ресурс в области ведения предварительных переговоров с клиентами по телефону. Как часто бывает, он не только владелец бизнеса, но и основной добытчик крупных заказов. Я внимательно слушала его, наблюдала, и мне показалось, что этот запрос больше идет «от головы», чем от души. Энергии в запросе не было совсем. А если нет энергии, нет драйва, можно потратить много времени, но человек не возымеет тех плодов, на которые рассчитывает. На таком «газу» долго варить придется, и то скорее скукожится, чем сварится.

Я сказала ему: «Знаете, этот запрос мы с вами реализуем быстро, без проблем. Но мне кажется, что у вас тема сегодня другая – похоже, у вас вообще нет энергии на ведение дел. Как будто вы движетесь в бизнесе через силу». Он удивился, потому что никогда не ставил себе задачу таким образом. Но согласился поработать. Через три часа мы, наконец, добыли источник энергии – у него поменялся взгляд, осанка, словно передо мной сидел другой человек: неожиданно оказалось, что свою жизненную силу сейчас ему важно черпать в области конкурентной борьбы. А потом минут за сорок решили задачу, с которой он пришел.

– Действительно, источник необычный. Это вообще необходимое условие коучинга – искать такое «резервное питание»?

– В коучинге много внимания уделяется тому, откуда можно черпать жизненную силу. Очень часто бизнесмены истощены морально, они преследуют ложные цели или тащат неподъемную ношу, продолжают кому-то что-то доказывать, хотя, может быть, все уже давно доказали. Часто энергия «отжирается» неключевыми задачами – например, неотстроенным оперативным управлением, попытками держать все под контролем. Или человек говорит: «Я уже достиг всего, что хотел, я потерял смысл, не знаю, где себя искать». Это не ново, люди в бизнесе себя теряют: «Не я теперь владелец бизнеса, а бизнес – владелец меня».

Приведу один пример, в этом смысле показательный. Я работала как оргконсультант с одной компанией, и, обнаружив слабый менеджмент в одном из отделов, предложила провести коучинг с его руководителем – молодым амбициозным мужчиной. У него был очень интересный стиль управления: несмотря на наличие нескольких мобильных и городских телефонов, до него невозможно было дозвониться: он всегда что-то решал. Его запрос был такой: я хочу уходить с работы, как все нормальные люди, хотя бы часов в шесть. Да, рабочий день руководителя не нормирован, но когда ты каждый день сидишь в офисе до девяти, скорей всего, у тебя что-то не так с организацией труда. И не только: если человек проводит на работе столько времени, в этом для него есть и какая-то вторичная выгода.

Поэтому, первое, что я спросила: на что ты будешь тратить три часа свободного времени по вечерам? Ведь если не найти что-то ценное на замену, то все начинания будут саботироваться. И надо сказать, для него это оказалось достаточно трудным моментом. Он долго искал, потом выбрал любимое хобби, мы пошли дальше и выяснили, что он много работы делает за своих подчиненных. Стали исследовать внутренние мотивы и обнаружили расхожее убеждение: хочешь сделать хорошо – сделай это сам. Вроде бы благородное начало: все для того, чтобы работа была сделана, но в итоге результат обратный, управленческие задачи не выполняются. А он-то хочет, чтобы его руководство оценило, сказало – молодец!

Мы стали искать, откуда ноги растут, почему так важно быть хорошим для высшего руководства. Ведь стиль управления не берется из воздуха, он определяется нашими отношениями в жизни. Оказалось, это стремление получить одобрение отца, которого уже нет. Нам пришлось остановиться на этой теме, прежде чем двинуться дальше. Наконец, его отпустило желание быть хорошим, и где-то через месяц он сообщил мне: «Я ухожу в шесть!» Оказывается, он провел эксперимент: как-то, выполняя важную работу с документацией, в течение часа не стал отвечать на телефонные звонки подчиненных. Когда посмотрел, на телефоне был 21 пропущенный вызов. Он методично отзвонился по каждому из них и был потрясен – 17 проблем решилось без него! У него был шок: до сих пор он искренне верил, что сотрудники, правда, без него не могут. А есть такой феномен – выученная беспомощность. Безусловно, он приучил подчиненных к выгодной для них позиции, когда можно сесть на шею руководителя и лапки свесить. Вот так, через отпускание потребности быть хорошим для всех и делегирование полномочий подчиненным, происходило взросление руководителя.

– Какие еще могут быть источники жизненной силы у руководителя, да и у любого другого человека, кроме хобби, ну и упомянутого конкурентного соперничества?

– Внешние источники могут быть самые разные, и мы их задействуем. Но еще я работаю со своими клиентами над формированием внутреннего центра покоя. Мне нравится наблюдение одного из московских коллег: вопрос не в том, какие решения принимают управленцы, а в том, из какого состояния они их принимают. И где бы вы ни читали о техниках принятии решений, вы не встретите информации о том, какой при этом нужен эмоциональный настрой. У управленцев очень много суеты внутри – как и у большинства людей, – и многие действия, к сожалению, совершаются из суеты. Центр покоя – альтернативное, интегративное состояние, ощущение такого центра тяжести, которое не дает тебе впасть в панику, потерянность, возбуждение, не дает разбалансироваться даже в самой кризисной ситуации. Это не тот покой, который ассоциируется с тишиной по всем фронтам, когда ни чувств, ни мыслей. С ним ты можешь и радоваться, и гневаться, и разговаривать со своим подчиненным, и молчать. И вести переговоры и управлять конфликтом. Все что угодно. Такое состояние особенно полезно в кризисные моменты, когда вокруг тебя все рушится, как при землетрясении, но ты не бросаешься ни бежать, ни кричать, ни раздавать приказы, ни спасаться, ни спасать. Потому что внутри тебя есть еще один генеральный директор, твой личный менеджер, который говорит: вот сейчас не торопись. Ты остаешься в позиции наблюдателя, и решения из такой позиции принимаются не на рациональном уровне, но они настолько настоящие, истинные и в каком-то смысле единственно правильные. Я называю это состояние «состоянием центрации».

С одним управленцем недавно мы такое состояние нашли, он ушел в него и через некоторое время вдруг присылает мне sms: «Мне кажется, я начал чувствовать и понимать, что такое внутренний покой, когда стал терять его и переходить в обычный режим». Идеальный вариант – научиться жить в состоянии центрации, хотя на это требуется больше времени, чем позволяет коучинг. Моя задача как коуча – показать вход в это состояние, чтобы человек научился создавать его сам.

– Нередко человек из желания быть более эффективным хочет изменить что-то в себе, приобрести новые качества. Помогает ли здесь коучинг?

– Важная задача коуча – из таких вот абстрактных задач сформировать вполне понятные и реалистичные, превратить это желание в череду целей. Не так давно ко мне обратилась женщина-предприниматель и сказала, что хочет стать жестче как руководитель. Я немного знала ее до этого, и такая формулировка вызвала у меня большую настороженность: уж чего-чего, а жесткости ей хватает, и если это еще усилить, можно сломать кого-то или сломаться самой. Оказалось, она наблюдала за тем, как жесткость работает у другого значимого для нее человека и решила просто скопировать чужую модель. Но когда мы стали разбираться, то выяснили, что ее задача не в наращивании жесткости, а в формировании большей гибкости: умении подобрать стиль поведения под задачу и под человека. Правильно поставленная задача – это большая часть успеха. В итоге у нас получилось восемь конкретных подзадач, которые мы решали три месяца, и они были связаны с построением управленческих отношений. Каждую подзадачу мы решали адекватно возможностям личности моей клиентки. Она уходила после каждой встречи, апробировала освоенные навыки и модели поведения в реальной управленческой ситуации, затем мы подводили итоги и брали следующую подзадачу. Это, кстати, один из любимых у моих клиентов режимов работы в коучинге: очно-заочная отработка реальных бизнес-задач.

– Кого вы приглашаете в очередную группу Школы VIP-коучинга? И почему именно VIP, а не обычный коучинг? Какие возможности получают ваши студенты, как следствие учебы?

– Мы приглашаем в первую очередь людей, которые чувствуют себя немного более зрелыми, умелыми, лучше видящими жизнь, мир, бизнес, чем остальные. Так, что они ощущают моральное право быть наставниками для других. Например, человек умеет быть счастливым и может научить этому. Кто-то хорошо совмещает самореализацию со служением, семью с бизнесом... Мы особенно ждем тех, кто научился что-то делать в этом мире лучше других – «сапожников с сапогами». Это могут быть и руководители, и специалисты в различных областях, и уже действующие консультанты, и те, кто только примеряет на себя консультирование.

Почему мы настраиваем наших студентов на работу с собственниками и руководителями компаний? Руководители – это лидеры, те, кто создает сегодня культуру, экономику, социальную среду, те, кто взял на себя ответственность устанавливать правила игры в этом мире. И я думаю, это здорово, если у таких людей будут наставники. Деловые, эмоциональные, жизненные, духовные. Духовное наставничество сейчас активно развивается, а вот хороших жизненных наставников не так уж и много…

Руководителей мы зовем учиться по той же самой причине, что они взялись создавать свои порядки в этом мире – экономические, социальные, политические. Что дает школа коучинга? Безусловную осознанность того, что я несу в этот мир и как я буду вовлекать других людей в свои порядки. Помимо прочего, в программе Школы VIP-коучинга есть блок, посвященный управлению в стиле коучинг. Этот стиль предполагает, что ты как руководитель разделяешь ответственность со своим подчиненным уже на этапе постановки задач и распределения зон ответственности, ты не будешь за него думать или делать за него работу, но постоянно будешь стимулировать его собственное мышление. Коуч-руководитель не торопится дать готовые ответы, он задает вопросы: например, каких ресурсов тебе не хватает для выполнения задачи? – и обучает самоанализу.

Конечно, трудно управлять в стиле коучинг, если над тобой есть высшее руководство, которое это не ценит. Но ты можешь выстроить такое управление в своем локальном подразделении и увидеть, как резко поднимется эффективность. В каком-то смысле управление в стиле коучинг более созвучно естественной природе человека – взрослеть, развиваться, отвечать за свою жизнь. Чаще всего управление в стиле коучинг запрашивают руководители филиалов западных компаний. Для многих из них это обязательный элемент в системе управления, часть корпоративной культуры.

Тех, кто заинтересовался поступлением в Школу VIP-коучинга, мы приглашаем ознакомиться с информацией на сайте Института «Эго ресурс», где в разделе Центр профессионального развития размещена статья об обучении консультированию и коучингу c ответами на все возможные вопросы, а также программа обучения в Школе.

О «Программе обучения корпоративных тренеров» можно узнать здесь.

Ознакомиться с репутацией «Эго ресурс» можно здесь.

Институт организационного и личного развития «Эго ресурс»,


Челябинск, ул. Доватора, 48, офис 304 (здание УБРиР, 3 этаж, вход со двора);
телефон / факс: + 7 (351) 261-14-10, 211- 44-10;
info@ego-resource.ru;
www.ego-resource.ru.

Римма ПЕТРОВА
Фото: Фото предоставлено «Эго ресурс»

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления