RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

4 м/c,

южн.

750мм 47%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Владимир Соколов, генеральный директор компании EMS: «Первый компьютер я продал прямо из квартиры»

Владимир Соколов, генеральный директор компании EMS: «Первый компьютер я продал прямо из квартиры»

Не хочу сказать, что во всем ориентируюсь на Билла Гейтса, но в целом он мне импонируетЯ начинал почти с нуля - у меня было только около 1000 долларов...После кризиса 98-го большая часть наших программистов уехала в США

Многие россияне зачастую представляют Южный Урал в образе этакого металлургическо-машиностроительного промышленного гиганта с ядерной дубинкой ПО «Маяк» в руках. Но в сравнительно небольшой по федеральным меркам Челябинской области есть, по меньшей мере, пять городов, претендующих на звание Наукограда. Это «закрытые» Трехгорный, Озерск и Снежинск, продвинутый в научном отношении Миасс и, конечно, южноуральская столица – Челябинск. Своего Билла Гейтса, правда, наш город пока планете не представил, но кто знает... Во всяком случае, в Челябинске есть немало людей, чей наукоемкий бизнес демонстрирует не только хорошие финансовые результаты, но и качество марки, известное не только на Урале. Один из них – генеральный директор фирмы EMS Владимир Соколов, который сегодня отвечает на вопросы 74.RU.

- Владимир Николаевич, прочла на сайте вашей компании: «Мы осваиваем новые направления и захватываем все новые и новые сегменты рынка». Согласитесь, звучит как-то нескромно. Или агрессивность – суть политики EMS?..

- На самом деле эта фраза вовсе не означает стремления к захвату и монополии. Просто мы стараемся быть лучшими в тех направлениях, в которых работаем. И в этом смысле, да, наша компания всегда старалась вести агрессивную политику. Согласитесь, приятно сознавать, что по основным направлениям компания EMS входит в число лидеров рынка Челябинска. Это касается компьютерной техники, офисной мебели, а также автоматизации торговли и учета на базе программных продуктов 1С. Хотя у нашей компании есть и такое направление, по которому она известна не столько в Челябинске, сколько в России и даже за рубежом – это разработка программного обеспечения. Мы добились того, к чему стремились - наши программные продукты достаточно популярны в США и странах Европы.

- В России не та емкость рынка, которая нужна в идеале?

- Не в этом дело. В России высокая емкость рынка. Просто у нас еще не привыкли покупать программное обеспечение и соблюдать авторские права. По крайней мере, не всё программное обеспечение. Успех фирмы 1С, например, обусловлен тем, что ее программные продукты ориентированы на решение первоочередных бизнес–задач. Без средств автоматизации учета предприятие сегодня просто не сможет нормально развиваться! Да и с пиратами 1С борется очень активно. Потому и покупают. Мы занимаемся разработкой серийных программных продуктов, ориентированных на внутренний рынок, с 1996 года. Правда, после кризиса 98-го, когда покупательная способность рынка России упала в несколько раз, большая часть разработчиков нашего отдела программирования уехала в США - на зарплату, в десять раз большую, чем мы могли им предложить в тот период. Хорошие программисты - специалисты конвертируемые, они востребованы по всему миру… Конечно, нам тогда трудно пришлось: практически все начинали с нуля. И в то время для того, чтобы выжить, нам пришлось сменить ориентацию на западный рынок. Но сейчас мы полностью восстановили свой потенциал в области разработки ПО. И даже готовим к выпуску новый программный продукт, ориентированный на российский рынок.

- Насчет популярности ваших программных продуктов - хотите сказать, что смогли предложить Западу то, чего там еще не было?

- На самом деле мы не создали ничего революционного. Просто сделали наши программные продукты - средства администрирования баз данных - лучше существующих в то время на рынке. Когда мы выводили свое первое средство администрирования для сервера InterBase, на рынке существовал единственный конкурент - австралийский Marathon. Мы сделали наш программный продукт существенно лучше, и через несколько лет австралийцы свой проект свернули. Они просто не смогли с нами конкурировать - мы предложили цену в два раза ниже при качестве в два раза выше.

- Демпинговали?..

- Нет, просто мы в России живем…

- Дешевая рабочая сила?

- И это тоже. В России зарплаты в секторе информационных технологий на порядок ниже, чем на Западе. Соответственно и себестоимость разработки продукта ниже, чем там. Но при этом квалификация российских специалистов зачастую даже выше, чем среднестатистических американских или европейских. Недаром на Западе на российских программистов всегда есть спрос.

- Что вы окончили? ЧПИ?

- Нет, я окончил монтажный техникум по специальности «Автоматическая и электрическая связь», так что высшего образования у меня нет. Еще в школе паял «цветомузыки», собирал усилители и магнитофоны. В 1988 ушел в армию. Собственно, в армии у меня и была первая практика руководства людьми. Вначале я попал в сержантскую учебку в Белгороде. Через полгода получил звание младшего сержанта и был отправлен для прохождения службы в войска ПВО. Во время службы нес боевое дежурство на командном пункте в качестве дежурного по связи, мне подчинялся боевой расчет из семи человек – специалистов по всем видам связи. Ответственность была очень высокая – мы охраняли воздушное пространство над Москвой.

- Это четырехэтажное здание, в котором вы сейчас находитесь, - собственность компании?

- Да, мы его сами строили в течение двух с половиной лет. Скрипя зубами и затянув пояса. Но оно того стоило!

- У истоков компании EMS стояли вы?..

- Да, непосредственно.

- И здесь же работает Николай Соколов, ваш отец…

- Я перетянул отца сюда в 1995 с его прежнего места работы. Мой отец - высококлассный инженер - радиоэлектронщик по образованию, имеет колоссальный опыт и уровень знаний в самых различных областях. В некоторых вопросах он просто незаменимый человек для компании. Мне очень приятно, что он работает со мной. Хотя поначалу к моей идее создать собственную фирму отец относился весьма скептически. Ну, представьте, в то время я начинал почти с нуля - у меня было только около 1000 долларов...

- И где вы взяли 1000 долларов?

- Вы будете смеяться… Все началось с моего увлечения музыкой и аппаратурой. Нам с женой на свадьбу в 1987 году родственники подарили 600 рублей. Деньги, конечно, небольшие, но в нашей семье, где мать - педагог, а отец - инженер, больших денег мы никогда и не видели. И вместо того, чтобы растратить эти деньги на всякие мелочи, я решил вложить их в дело. Купил в комиссионном магазине японский магнитофон-приставку. Поменял головку, настроил, почистил… и продал. Но чуть дороже, чем купил. И так далее. Так и зарабатывал понемногу. Это было еще до армии. В армию я ушел, имея к тому времени капитал уже на два магнитофона. Когда я вернулся из армии, то сначала полгода работал на междугородной станции, обслуживал внутреннюю квазиэлектронную мини-АТС. Потом полтора года возглавлял центр страхования животных в страховой компании АСКО.

- С АСКО не сложилось?..

- Не то чтобы не сложилось. У меня не было конфликта с руководством, да и работа мне нравилась. Но я никак не мог повлиять на начальство, чтобы оно выделило необходимый транспорт для ветврача и помещение под ветеринарную клинику. Ведь в то время АСКО пыталось предлагать не простое страхование собак, а целый комплекс услуг, в котором ключевое место занимало гарантированное ветеринарное обслуживание застрахованных животных. Но на организацию такой системы требовались средства, которые, к сожалению, АСКО тратить не хотела. Я понял, что для АСКО это было чисто рекламное направление, и вкладывать в него нормальные средства они и не собирались. С точки зрения бизнеса их можно понять – раз направление не приносит существенную прибыль, зачем его развивать? Но мне такая ситуация особых перспектив не сулила, потому я и ушел.

- И вплотную занялись электроникой?

- Да я и не переставал заниматься электроникой – постоянно что-то покупал, ремонтировал, продавал. Это было хорошим приработком. Затем увлекся компьютерами. Съездил в Москву, закупил комплектующие, привез, собрал свой первый компьютер. И продал. Прямо из квартиры. Моим первым клиентом был лакокрасочный завод.

- Давали объявления в газету?

- Конечно. А как иначе было искать клиентов? Так и работал некоторое время, на дому. Но потом стало ясно, что надо регистрироваться частным предпринимателем, иначе предприятия просто не будут приобретать у меня технику. И в начале 1993 года я зарегистрировался как ЧП Соколов. Открыл счет в банке. Чуть позже снял офис на улице Российская - тут рядом, здание общежития - две комнаты на 8 этаже. Пригласил к себе работать друга, потом еще одного. Сами сделали ремонт в офисе. Открылись. Пошли покупатели. Клиенты нам говорили, что мы молодцы - в том плане, что хорошо собираем компьютеры, качественно. Хотя в то время мы были далеко не единственные. Тогда на рынке уже работали крупные компании: например, «Трикон», «Салон вычислительной техники» - мы там частенько перехватывали то память, то корпуса для компьютеров. Но мы развивались, принимали новый персонал, расширялись в площадях. В конце 1995 года мы уже занимали полностью два первых этажа в здании на Российской, 279. Вся прибыль вкладывалась в развитие фирмы. Мы с женой, например, до 1996 года снимали квартиру, стараясь не оттягивать средства из бизнеса на личные нужды.

- Когда появился товарный знак EMS?

- Практически с самого основания фирмы. Правда, вначале у нас был логотип на манер IBM, полосатый такой, мы его зарегистрировали в 1993 году. Обновленный логотип появился спустя года полтора. Я посчитал, что логотип все-таки должен быть оригинальным, а не похожим на другие.

- Я знаю, что есть некая итальянская фирма EMS…

- Да таких сокращений огромное количество! Emergency Medical System, Express Mail Service - примеров полно. Хотя в 1993 этих брендов на рынке России еще не было. Но наш товарный знак зарегистрирован по определенным классам, и в России больше никто не может использовать аббревиатуру EMS для обозначения деятельности, связанной с компьютерной техникой и программным обеспечением. Кстати, этот знак я сам и придумал. EMS - это сокращение от Electronic Microsystems, то есть «Электронные микросистемы». «Микро» – значит маленькие, ведь в самом начале мы и не мечтали о том, что станем такой компанией, как сейчас. Кстати, это довольно распространенный случай в компьютерном бизнесе. Взять тот же Microsoft. Ведь когда Гейтс придумал название для своей фирмы, он и не помышлял, что его детище станет самой крутой софтверной компанией на планете!

- Хотите быть похожим на интуитивиста Билла Гейтса?Какое же место в вашем бизнесе занимает расчет?

- Без четкого расчета в бизнесе никак нельзя. Но если помимо расчета есть еще и интуиция, то это залог успеха. А отсутствие высшего образования еще совершенно не означает, что у человека недостаточно знаний для точного расчета и анализа бизнес-ситуаций. Ведь наличие диплома само по себе еще не означает наличия знаний. Тот же Билл Гейтс, например, даже колледж в свое время не окончил. Но это ему не помешало создать софтверную империю. Не хочу сказать, конечно, что я на него во всем ориентируюсь, но в целом Гейтс мне импонирует, что бы о нем не говорили. Ведь нельзя сказать, что ему просто подфартило - он целенаправленно двигался к поставленной цели, и у него земля горела под ногами! Вот так и нужно жить и работать, я считаю. А знания можно получать и по ходу пьесы. Они кстати, гораздо лучше усваиваются тогда, когда они востребованы.

- Как вы оцениваете квалификацию собственных специалистов?

- У нас много хороших специалистов. Мы постоянно отправляем наших людей в Москву и Екатеринбург на обучение, для участия в тренингах. В подразделении EMS Софт-Сервис у нас практически все программисты аттестованы по одному или нескольким программным продуктам 1С. Если же говорить о компьютерном направлении, то на сегодняшний день EMS - единственная на Южном Урале компания, которая имеет статус Intel Premiere Provider. Это говорит о том, что у нас есть инженеры, аттестованные по серверному оборудованию Intel и его продаже. Много хороших специалистов у нас и в области сетевых технологий. Практически всех вырастили сами. Что касается руководителей высшего звена, то, как правило, это люди, тоже выросшие в нашей компании. Например, наш исполнительный директор семь лет назад пришел в EMS простым продавцом-консультантом. Мы вообще стараемся создать все условия для роста людей - как профессионального, так и карьерного. И специалистами своими мы можем гордиться.

- Чтобы добиться успеха, нужно чем-то существенно отличиться от других. Чем старались отличиться вы?

- Когда мы только начинали, то привлекали клиента так, как это обычно делают многие мелкие фирмы: «Самые дешевые компьютеры!», «Самые низкие цены!» Но это продолжалось не более года. Мы быстро поняли, что дешево хорошо не бывает. А клиентам нужно было качество. Одними из первых в Челябинске мы начали декларировать производство компьютеров из высококлассных комплектующих определенных производителей. В то время многие собирали компьютеры по такому принципу: что в Москве есть, то и берем; что пришло, то пытаемся завести; завелось абы как - продали. В то время мало кто из местных сборщиков тестировал комплектующие на совместимость. Мы же решили идти по другому пути: выбрали производителя качественных материнских плат – в то время это был Asus. И на базе линейки материнских плат одного производителя разработали весь модельный ряд компьютеров EMS. Со временем мы существенно расширили ассортимент предлагаемого оборудования и комплектующих, из которых производятся наши компьютеры. Но в целом, подход остался прежним – качество превыше всего.

- От своего подхода вы выиграли сразу?

- Да нет, не сразу. То, что мы заранее декларировали конкретные комплектующие для сборки ПК, нас, наоборот, несколько подрезало. Ведь в Москве постоянно были перебои с поставками. Мы были вынуждены ждать компоненты определенного производителя, в то время как другие компьютерные фирмы просто брали, что было. Но в целом, наши клиенты с пониманием относились к таким моментам, ведь в конечном итоге мы старались ради них. Да, наши компьютеры несколько дороже, но зато это надежная техника. У нас есть клиенты - предприятия, которые работают с нами чуть ли не с самого начала нашей деятельности, и за это нас ценят.

- Говорят, что во время кризиса 98-го вам пришлось туго…

- В то время всем компьютерным фирмам пришлось не сладко. Ведь это направление ориентировано на товар, который приобретается за валюту. А когда доллар в четыре-пять раз вырос, ровно настолько упала и покупательная способность рынка. Соответственно, упал оборот. В целях выживания мы были вынуждены частично сократить персонал и перенести компьютерный салон с Российской в помещение нашего салона офисной мебели на проспекте Ленина. Долгое время нашим компьютерщикам пришлось работать на 36 квадратных метрах. Естественно, это не лучшим образом отразилось на имидже компьютерного направления. Злые языки тогда сразу начали по городу кричать: «А-a-a, EMS сдулось, сдулось!» Конечно, смешно было это слышать. Ведь закрыв салон на Российской, мы просто переместили его на 800 метров ближе к проспекту Ленина… Да, пространства там было не много, зато сейчас в нашем новом здании у компьютерного подразделения места больше, чем у любой другой компьютерной фирмы в Челябинске.

- С чего вы решили заняться офисной мебелью? Или это получилось спонтанно?..

- Не так чтобы спонтанно. В свое время мы обставили свой офис хорошей английской мебелью. Купили ее у челябинской мебельной фирмы, которая закрывалась и сравнительно недорого распродавала со склада то, что осталось. Эта мебель, кстати, до сих пор у нас стоит. Эконом - класса, но очень высокого качества. К нам приходили клиенты и спрашивали, где мы взяли такую классную мебель. Мы увидели, что на нее есть спрос, поискали в Москве поставщиков подобной мебели, и стали продавать мебель сами. Поначалу образцы мебели просто стояли у нас на 8 этаже в торговом зале компьютерной техники. Потом, когда переехали на первые два этажа, под офисную мебель отвели уже половину первого этажа. А затем, в 1996, вообще открыли отдельный салон EMS-Office.

- А почему вы не взяли с собой в новое здание аквариумы?

- Салон «Аква дизайн» мы продали, когда стали переезжать в новое здание. Это направление нам было нужно в основном для того, чтобы не пустовали торговые площади. У меня были знакомые, которые хотели этим заниматься. Но в новом здании мы ничего подобного не планировали. Это только кажется, что оно большое. А на самом деле: все наши основные подразделения разместились - и свободного уголочка не осталось. Хотя общая площадь – около 2,5 тысяч квадратов. На первом этаже - компьютеры, офисная мебель - на втором, автоматизация торговли и программисты - на третьем. На четвертом - администрация. Нам аквариумы и приткнуть негде. Да и не хотелось. Все-таки назначение у нового здания вполне конкретное, не зря же оно называется «Центр бизнес технологий».

- Вы сказали, что некоторые специалисты вашей фирмы в поисках лучших условий работы уехали в Штаты. А у вас самого не было соблазна уехать?

- После кризиса в 1998 у меня действительно на короткое время появилось желание сбежать от той действительности, которая так внезапно нагрянула. Тогда многие за границу рванули. Но умом я понимал, что уехать - значит спасовать перед трудностями, а ведь именно трудности закаляют. И не то чтобы меня здесь что-то держало - допустим, бизнес. Нет. Мне просто нравится жить в своей стране. Мне приятно работать здесь. А за границу я езжу отдыхать. На неделю, на две - просто мир посмотреть. Наверное, в каком-то смысле я патриот. Мне не безразлично, что будет с Россией через пять, десять, пятьдесят лет. Я стараюсь быть в курсе политической жизни страны, всегда хожу голосовать на выборы. И, кроме того, я неисправимый оптимист. Я и тогда верил, что мы справимся с трудностями, и все будет нормально. И наша компания, я считаю, сейчас наглядно демонстрирует то, что в нашей стране можно жить и работать не хуже, чем на западе.

- В каком смысле?

- В смысле так, как живет и работает нормальный цивилизованный мир. Все средства - в развитие бизнеса, все силы - для достижения успеха. Ведь сейчас у всех есть возможность роста, было бы желание. Главное - не бояться трудностей и не жалеть себя. И результаты не заставят долго ждать. Просто у нас еще не до конца сформировался тот слой общества, который умеет и хочет работать, опираясь на свои силы и не боясь трудностей.

- Вы имеете в виду пресловутый средний класс?..

- Да. У нас еще только идет процесс его формирования. За 70 лет социализма кроме умения работать еще много чего хорошего вытоптали в народе. Но, тем не менее, я считаю, что в России можно работать и жить нормально.

- Конкурентов будет много…

- И замечательно! Вот уж чего мы не боимся, так это конкурентов! И вовсе не потому, что мы такого высокого мнения о себе или такого плохого мнения о конкурентах. Нет. Просто конкуренты - это хорошо. Они подстегивают развитие, заставляют шевелиться и идти вперед. Ведь бизнес тем и интересен, что это соревнование. Если пропадает вкус к победе, я считаю, надо либо деятельность менять, либо на покой уходить. А мы пока ни того, ни другого делать не собираемся.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления