Бизнес Чиновников оставят без свежего мяса

Чиновников оставят без свежего мяса

Минэкономразвития и минпромторг направили в правительство список товаров, которые будет запрещено закупать для государственных и муниципальных нужд, если это товар не из России, Белоруссии или Казахстана. Предполагается, что таким образом будет оказана поддержка российскому бизнесу во время вступления в ВТО. Эксперты Chel.ru считают, что принятие ограничений в сфере госзакупок вряд ли изменит расстановку сил на рынках.

Дискуссия о приоритете российских товаров над иностранными при госзакупках обострилась летом 2012 года. Как считают в правительстве, введение лимитов – вполне легитимный механизм поддержки производителей. Предполагается, что госучреждения и ведомства смогут покупать товары, указанные в реестре, только если они произведены в России или в других странах Таможенного союза – Белоруссии и Казахстане.

Изначально в списке министерства промышленности и торговли РФ было 119 товаров. В него входили, в частности, живые свиньи всех пород, столовые и кухонные приборы из черных металлов, меди и алюминия, сантехника, мебель, металлопродукция, оборудование для больничных палат, аптек и лабораторий, медицинские приборы, все лекарства. Ведомство аргументировало масштабность списка своим желанием защитить отечественного производителя.

В процессе согласования с министерством экономического развития РФ перечень был сокращен до 20 позиций. По данным минэкономразвития, в списке не было критериев отбора товаров, отсутствовала информация о наличии производителей соответствующей продукции на территории страны. Поэтому было принято решение для начала ограничиться перечнем наиболее «чувствительной» продукции. Прежде всего речь идет о продуктах питания и автомобилях.

В ближайшем будущем перечень должен быть расширен, но пока минпромторг и минэкономразвития договорились, что госучреждения смогут заказывать только российскую, белорусскую и казахстанскую колбасу, свежую и охлажденную говядину, свинину, мясо птицы, мясные субпродукты. Еще одна «национализированная» категория – молочные продукты: сливочное масло, сухое цельное молоко, сгущенное молоко, сухие и сгущенные сливки, сыры и брынза (кроме жирных, мелких мягких и деликатесных).

В связи с этим российские производители выражали опасения, что белорусские коллеги в соотношении цены и качества «перетянут одеяло на себя». Как отметила в комментарии «Известиям» руководитель информационно-аналитического центра Национального союза производителей молока Татьяна Рыбалова, белорусская молочная продукция дешевле, чем российская, качество их сливок, молока и сливочного масла при этом очень хорошее. Молочная отрасль в Белоруссии имеет большую господдержку, чем российские производители молока, поэтому может демпинговать на нашем рынке.

Впрочем, игроки челябинского молочного рынка не разделяют этих опасений. Председатель совета директоров ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» Владимир Данилов считает, что принятие ограничений не изменит расстановку сил на южноуральском молочном рынке. «Госзакупки молочной продукции для нужд так называемой соцсферы предполагают наличие в ассортименте молока и кисломолочной продукции. Из Белоруссии завозится, как правило, творог, сметана, масло, – поясняет эксперт. – Кроме того, очень важно обеспечить ритмичность поставок, что под силу только местным производителям». При этом, как отметил Владимир Данилов, доля продаж молочной продукции по госзакупкам в объеме продаж ЧГМК незначительна и составляет от двух до четырех процентов.

Между тем руководитель Мясного союза России Мушег Мамиконян убежден, что вытеснение российских производителей их коллегами из Белоруссии и Казахстана неизбежно. Директор торгового дома «Ариант» Дмитрий Соколов говорит, что уже сейчас местные производители находятся в неравных условиях с зарубежными поставщиками. Компания постоянно ведет переговоры о возможных поставках продукции с госучреждениями – «Ариант» готов поставлять необходимые объемы свежего охлажденного мяса и предлагает льготы, но руководители соцучреждений голосуют рублем за импортную замороженную продукцию. «Мы не боимся конкуренции с коллегами из Белоруссии и Казахстана, но ситуация такова, что госучреждения предпочитают замороженную продукцию от импортных производителей, качество которой остается сомнительным», – отмечает эксперт.

Заместитель генерального директора по коммерции ООО «Равис – птицефабрика Сосновская» Евгений Шаповалов считает, что проблема лежит в несколько иной плоскости. «Конкуренции по вопросам цены и качества мы опасаемся в меньшей степени, нежели вопросов заинтересованности, то есть коррумпированности заказчиков и участников торгов», – говорит он.

По автомобилям готовится отдельное постановление. Согласно письму главы Минпромторга Дениса Мантурова Дмитрию Медведеву чиновникам позволят закупать для госнужд автомобили российского производства, а также иномарки. По словам Мантурова, «естественным является установление высокого барьера по уровню локализации» при государственных и муниципальных закупках. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что в рамках соглашения о промсборке уровни локализации уже определены и с теми мировыми автопроизводителями, которые работают в России, уже подписаны соответствующие соглашения. И автоконцерны постепенно повышают уровень локализации. «Никто не будет подписывать какие-то новые соглашения. Вероятнее всего, что просто соответствующий выбор будет делаться в пользу тех автомобилей, чей уровень локализации выше. Но, здесь важно даже не это, а тот факт, что власти зачем-то возрождают идею, которую пытались реализовать уже неоднократно – пересадить самих себя на отечественные автомобили. И пока эта идея не увенчалась успехом», – отмечает эксперт. Некоторые ведомства уже используют BMW и Ford отечественной сборки. Но большая часть ведомств и регионов продолжает ездить и закупать иномарки собранные не у нас. Поэтому вызывает сомнение, что и в этот раз удастся полностью пересадить всех чиновников на отечественные автомобили.

Что касается конкретных автомобилей, то, например, собираемые у нас модели Toyota и Volkswagen могут стать хорошей заменой их иностранным аналогам. «Собственно, решить эту проблему можно, было бы желание самих чиновников, но учитывая их представления о своём статусе и стремление отличаться от простых смертных, сделать это будет крайне непросто. Думаю, закупки иностранных автомобилей органами власти будут продолжаться ещё довольно долго», – считает Дмитрий Баранов.

Ограничения в сфере госзакупок планировалось ввести с 1 января 2013 года, но, судя по всему, срок откладывается из-за продолжающихся межведомственных согласований.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления