Крупнейший российский сборщик компьютеров, компания Depo Computers, объявил о намерении выпускать ноутбуки под своим брендом. Их производство планируется начать этой осенью, а уже через два года руководство компании собирается занять не менее 15% российского рынка.
Напомним, что до сих пор свои обещания ему удавалось выполнять. Так, начав выпуск настольных компьютеров в 2002 году, к четвертому кварталу 2004 года Depo Computers вышла на лидерские позиции по продажам и оставалась на первом месте до конца прошлого года.
Однако в последнее время рост популярности десктопов неуклонно замедляется, а ноутбуки, наоборот, покупаются все чаще. В результате Depo, которая до начала 2007 года стабильно входила в тройку крупнейших поставщиков ПК в России, сдала свои позиции, уступив их ориентированным на выпуск ноутбуков тайваньским Asus и Aсer, а также американской Hewlett-Packard. Возможно, именно с этим и связаны грядущие планы компании.
Правда, ее перспективы выглядят более чем неоднозначно. На сегодняшний день в десятке ведущих «ноутбуковых» вендоров в нашей стране, составленной Gartner, лишь один отечественный бренд – Rover Computers. Кстати, в свое время эта фирма тоже всерьез рассчитывала на лидерство, но желаниям ее руководства так и не суждено было сбыться. Уже тогда часть наших экспертов сомневалась в том, что компании на самом деле удастся конкурировать с тайваньскими производителями.
«Разве что в бюджетном сегменте, – отмечал тогда старший продавец салона «Ноутбуки» компании Comservis Александр Протасов. – Причина нелюбви потребителей к технике Rover – ее невысокое качество».
Начальник отдела продаж компании «Японская Электроника» Максим Гордеев предполагал, что для завоевания прочных позиций в бюджетном сегменте Rover Computers придется идти на определенные жертвы – и скорее всего, качество техники и ее гарантийное обслуживание могли измениться не в лучшую сторону. Примерно те же опасения и по поводу нового проекта.
«Масштабные цели – это необходимый элемент для достижения каких-либо результатов, однако отнюдь не достаточный, – говорит технический директор компании «Альфа Зеон» Владислав Гаген. – Я думаю, что Depo опоздала с выходом на рынок портативных ПК. Он давно поделен между азиатскими производителями, и теперь борьба будет идти за единичные проценты. К тому же маржа в рознице уже снизилась до того предела, когда ценовые методы ничего не дадут. Это показывает печальный опыт Rover Computers и iRu, которая вообще была вынуждена свернуть производство. Единственная возможность для Depo – попробовать выйти через корпоративный сегмент, где этот бренд имеет достаточно сильные позиции».
К тому же ноутбуки традиционно считаются гораздо более сложным товаром, чем те же настольные ПК. Их производители чаще сталкиваются со сбоями в поставке комплектующих, должны нанимать больше сотрудников в службы поддержки и так далее. Кроме того, крупные международные сборщики могут добиваться от поставщиков более низких цен.
Впрочем, к чести россиян надо сказать, что им действительно по силам добиться невозможного: на сегодняшний день наша страна – единственная в Европе, где вообще есть национальные бренды ноутбуков. Так что полностью исключать, что Depo Computers удастся осуществить свой план, тоже нельзя.