Бизнес Кто виноват в росте цен?

Кто виноват в росте цен?

Ажиотаж вокруг продуктов питания создают СМИ – к такому выводу пришли участники круглых столов, организованных Челябинским УФАС. Представители власти и производители мясной и молочной продукции, «сверив часы» по уровню отпускных цен, выяснили, что для паники у покупателей нет никаких причин. А колебания стоимости в некоторых категориях товаров – вина единичных торговых точек, решивших нажиться на ситуации с эмбарго. Ну и журналистов, объявляющих то один, то другой продукт дефицитным. Как местные производители и сети объясняют свою ценовую политику – в материале Chel.ru.

Показатель среднего чека по федеральным округам (в скобках указано изменение к июню 2014 года)

Введение санкций на ввоз в РФ некоторых продуктов питания предсказуемо спровоцировало повышение спроса на целый ряд позиций. Недобросовестные торговцы не могли не воспользоваться этим: цены поползли вверх, население впало в панику.

Однако пугаться за будущее преждевременно, считают представители власти. По словам заместителя руководителя Челябинского УФАС Елены Семеновой, для недопущения необоснованного роста цен на продовольствие предпринимается целый комплекс мер. В частности, антимонопольщики, минэкономразвития и минсельхоз региона постоянно ведут мониторинг, который не показывает существенного изменения стоимости продуктов. Тем не менее точечные обращения граждан о скачке цен все же поступают на телефоны горячих линий. Чтобы ответить на два традиционных вопроса – кто виноват в цепочке «производитель – переработчик – продавец» и что делать с алчными представителями торговли, чиновники собрали местных производителей социально значимых продуктов питания – мяса и молока.

Первый заместитель начальника главного контрольного управления Челябинской области Юрий Подшивалов напомнил производителям мяса и молока, как важно участвовать в тендерах на поставку продуктов в бюджетные учреждения: «Если вы видите нарушения в формировании документации заказчиком, в результате которых местные производители не могут принять участие в конкурсе, а количество посредников при этом увеличивается, сообщать об этом в ГКУ, чтобы оно могло оперативно вмешаться в ситуацию».

«До введения эмбарго нам поступали жалобы только на цены на продукцию, которая не является социально значимой – фарш, сосиски, корейку, – рассказывает Елена Семенова. – Однако теперь дорожают и те, что пользуется спросом у малообеспеченного населения, пенсионеров, инвалидов. Звонят по поводу курицы, суповых наборов, куриных голов, молочной продукции. Я поняла бы повышение цен на деликатесы – здесь изготовители сами могут определяться, как расценить свой труд и как представить их покупателям».

«Челябинская область занимает второе место в России по производству мяса птицы. И именно по этому продукту поступило больше всего звонков! – возмущен начальник управления пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка министерства сельского хозяйства Челябинской области Анатолий Малишевский. – Это необъяснимый парадокс. На многих птицефабриках заказы оформлены на долгое время вперед, то есть работой они обеспечены».

Производители подтвердили – объемы производства растут. А вот отпускные цены на сырье – нет. В этом можно убедиться, просмотрев прайсы основных товаропроизводителей региона. При этом они отмечают, что иногда приходится работать едва ли не в убыток.

«Цены в прошлом году ушли до такой степени вниз, а себестоимость кормов выросла в разы, так что некоторые предприятия оказались на грани банкротства, – поясняет директор по продажам агрохолдинга «Равис» Евгений Шаповалов. – Однако теперь изменилось содержание потребительской корзины и спрос. В связи с этим встал вопрос корректировки цены на те же суповые наборы. Изменился курс валют, и переработчикам выгоднее стало использовать местное сырье, самое доступное из которого – мясо птицы. Тем не менее цены мы не поднимали. Средняя розничная цена за тушку составляет 105 рублей. А вот стоимость фарша выросла по всей России. В 2013 году фарши и наборы мы продавали в убыток: за 45 рублей было вообще не продать, за 35 рублей – уговаривать приходилось. Сегодня в России средняя цена на такую продукцию определена в районе 75-85 рублей».

Напомним, на прошлой неделе генеральный директор компании «Равис» Андрей Косилов рассказал журналистам Chel.ru, что в течение последнего года произошел восстановительный рост цены на мясо птицы, и она «стала справедливой». Однако спекулировать на санкционном ажиотаже компания не собирается, пообещав зафиксировать свои цены на год.

Директор департамента торговли группы предприятий «СИТНО» Сергей Устюжин называет такие же цены, по которым реализуется продукция – 105-110 рублей за тушку. «Фарша у нас производится четыре вида. Подорожал лишь один, потому что изменилась его рецептура, – отметил он. – Остальные сохранили свою стоимость, но социальная напряженность делает свое дело – людям кажется, что цены взлетели на все».

Переработчики, в частности, компания «Вюрст», также подтвердили свое намерение сдерживать цены на прежнем уровне, несмотря на то, что себестоимость продукции выросла за последнее время.

Что касается молока, то здесь ситуация не настолько острая, хотя тоже требующая разбирательства. Незначительный рост цен на молоко происходит каждый год, однако сегодня он практически недопустим. 90 процентов в той группе товаров занимает местная молочка. Инфляционными составляющими, помимо курса доллара, признаны стоимость упаковки, повышение тарифов на электроэнергию, водоснабжение и водоотведение, ГСМ. Основной составляющей ценообразования является цена на молоко. «Повышение цен на него характерно было для прошлого года, в этом такой картины не наблюдалось, – заявил генеральный директор «Челябинского городского молочного комбината» Владимир Чапайкин. – Поэтому изменения цен после введения ограничений не происходило как по нашим предприятиям, так и по другим. Это касается питьевого молока, кисломолочной продукции, творога, сметаны. Немного особняком идут сыры: там импортная составляющая сырья более высокая».

Тем не менее поводов для паники Владимир Чапайкин не видит: «До Нового года резких перепадов цены на молочную продукцию не будет, – заверил он. – Объемы производства останутся стабильными». Если не будет резкого скачка цен на сырье, на отпускную продукцию его тоже не случится, согласны с коллегой представители молокозаводов из Чебаркуля, Магнитогорска и Сатки. В случае появления жалоб предлагается привлекать производителей для детального разбора цен.

Как выяснилось в ходе круглого стола, основное количество искаженных цен демонстрирует «частная», несетевая розница, владельцы которой устанавливают завышенные наценки на продукцию.

«Два обращения по сметане поступили как на Первый молокозавод, так и Чебаркульский молочный завод, – озвучила данные Елена Семенова. – Говорилось, что на тот продукт существенно выросла цена в магазине «Синегорье».

«Единичным ритейлерам приходится сложно, – комментирует замначальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский. – Мониторинг прошлого года показывает – в федеральных сетях обычно идет тенденция к снижению розничной минимальной цены. Сегодня динамики в ценовых показателях мы не наблюдаем».

20 августа правительство РФ смягчило санкции против США, ЕС, Канады, Австралии и Королевства Норвегии. Отменен запрет на ввоз в Россию мальков лосося атлантического и форели, безлактозного молока и безлактозной молочной продукции, картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной и гороха для посева, а также биологически активных добавок, витаминно-минеральных комплексов, вкусоароматических добавок, концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей, пищевых волокон и пищевых добавок.

«Уровень наценки в сетях остался неизменным – они находятся в конкурентной среде и борются за привлечение покупателя, в том числе и за счет продажи социально значимой продукции, – подтверждает Владимир Чапайкин. – Думаю, что некоторое недоумение может вызывать послеакционный рост цен. На период акций в сетях уровень наценки может падать почти до нуля – на неделю-другую, для этого вывешиваются красные и желтые ценники. Когда акция заканчивается, происходит восстановление цены, которое может быть принято за «санкционный» рост».

Торговые сети действительно заняли достаточно жесткую позицию относительно сбыта.

«В настоящее время цены на указанные товары остаются на том же уровне, что и до вступления в силу экономических санкций, – подтверждает менеджер по связям с общественностью компании «Молния» Анастасия Бочкарева. – Однако некоторые поставщики уже заявили о повышении цен в следующем месяце. Так, с начала сентября ожидается сезонное повышение цен на молочную продукцию. О скором повышении цен заявили и многие производители колбасных изделий и мясной продукции (в том числе местные) – в среднем на 10 процентов».

При том, поясняет представитель «Молнии», если в случае с производителями молочной продукции на повышение цен влияет фактор сезонности, то в случае с поставщиками мяса и колбасных изделий уместно говорить о влиянии экономических санкций и, как следствие, об ограничении выбора поставляемой продукции. «К сожалению, у ритейлеров как посредников между производителями и покупателями нет полномочий, чтобы диктовать свои условия и сдерживать рост цен, отстаивая при этом позицию рядовых потребителей, – продолжает Анастасия Бочкарева. – Что же касается ценообразования в нашей компании, то можем заверить, что ни сезонность, ни экономические факторы не влияют на наценку на реализуемую в наших магазинах продукцию – она остается на прежнем уровне. Цены на молочную продукцию не изменялись с апреля 2014 года. В сентябре ожидается сезонное повышение цен, которое не должно превышать 3-5 процентов».

По словам заместителя руководителя Челябинского УФАС, ошибка многих предприятий – отсутствие информирования населения с целью подготовки к изменениям. «Люди узнают о повышении в новых прайсах и новых ценниках – это неправильно! – отмечает Елена Семенова. – Нужно предупреждать общественные организации, органы власти, освещать грядущие изменения, ведь новые цены вполне могут быть обоснованными».

Кандидат экономических наук, доцент Илья Данилов, не так давно возглавлявший управление прогнозирования и стратегического планирования минэкономразвития Челябинской области, призывает ни в коем случае не поддаваться «потребительской панике», потому что она – залог экономического негатива и спекуляций.

«Нужно понимать, что, с одной стороны, у нас всегда будут нечестные продавцы, которые, пользуясь случаем, удваивают цену, а с другой – всегда есть паникующие покупатели, которые готовы в рамках эмоционального порыва купить и втрое дороже. Как с этим бороться? Только путем разъяснений. Нужно рассказывать, что голод не случится и продукты не исчезнут, и не стоит покупать что-либо сходу, нужно сходить в два-три магазина, благо, они сейчас на каждом шагу. Идеальным в этом разрезе будет договориться с федеральными сетями и крупными магазинами, чтобы они в рекламных роликах и полиграфической продукции озвучивали спекулятивные позиции с ценой, например, как то делает «Равис». При этом «плохие» магазины тоже стоит называть во всеуслышание, предлагая альтернативные торговые точки», – предлагает Илья Данилов.

Ситуация по поводу цен находится на особом контроле во всех территориальных антимонопольных органах, заверила Елена Семенова. «Мы будем еженедельно мониторить средневзвешенную цену на молочную и мясную продукцию на территории Челябинской области, анализировать информацию и отправлять ее в центральный аппарат ФАС России. Первые данные мониторинга будут уже 28 августа. В регионе создан оперативный штаб по контролю цен на продукты питания. Кроме того, мы запросили данные по всем производителям и торговым сетям. С официальной информацией можно будет ознакомиться после 8 сентября, в том числе и в СМИ».

Еще одной «точкой контроля» станет выездной мониторинг цен на товарных рынках Челябинска, который проводят представители департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии.

А что думаете вы, уважаемые читатели, о причине роста цен? Участвуйте в онлайн-голосовании делового сайта Chel.ru и оставляйте свои комментарии!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления