RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

0 м/c,

749мм 66%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Бизнес Штрафы заменят лишением премии

Штрафы заменят лишением премии

В каждой компании есть сотрудник, который систематически опаздывает, вызывающе одевается или работает спустя рукава. Среди большинства начальников существует стереотип, что одна из самых эффективных мер борьбы с ними – наказание рублем. В результате сотрудники начинают жаловаться на несправедливое взыскание. Сегодня многие работодатели начинают отходить от этой практики, выбирая другие методы воздействия.

Юристы напоминают: штрафы, вводимые начальниками, противоречат закону. Обделенный деньгами работник может обратиться с заявлением о нарушении своих прав в трудовую инспекцию или суд. «В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса у нас нет такого дисциплинарного взыскания, как штраф. Работодатель может сделать замечание, выговор или уволить сотрудника, – подчеркивает специалист трудовой практики адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Полина Иваненко. – Деньги с работника могут взыскиваться только в том случае, если он нанес материальный вред. Однако это уже попадает под поле гражданско-правовой ответственности, а не дисциплинарной».

Тем не менее работодатели находят лазейки в законе, чтобы наказать рублем. «У нас на заводе пропускная система, которая фиксирует время прихода на работу. За опоздание вычитают из личной премии. Однако я до сих пор не знаю, сколько «стоит» опоздание, потому что это не прописывается в расчетном листе», – рассказал инженер Сергей.

Такой вычет стал возможным благодаря использованию окладно-премиальной системы. «Мы чаще слышим от работодателей о лишении премии, а точнее о неполучении. В соответствии с достижениями или недостижениями определенных показателей она может быть больше или меньше», – говорит директор рекрутингового агентства «Бизнес и кадры» Людмила Соколова. Она подчеркивает, что в каждой компании свои критерии невыплаты премии. Для кого-то важно выполнение плана, для кого-то дисциплина. По ее словам, денежные вычеты чаще практикуются в торговых сетях, когда случаются недостачи.

В некоторых компаниях существуют неофициальные штрафы, которые нарушители выплачивают наличными в прямом смысле из своего кошелька. «Наши сотрудники должны приходить на работу за 10 минут до открытия. Опоздавший должен положить в копилку 100 рублей «на чай», – рассказывает замруководителя банка Арсений. Он отмечает, что в последнее время за неделю набирается всего лишь 200 рублей, однако раньше было намного больше.

Цели взыскания штрафов или лишения премий могут быть разные. Кому-то хочется, чтобы работник почувствовал, как промахи влияют на доход, на собственном кошельке, для кого-то важно компенсировать возникшие убытки, для других – лишение премии показательный шаг, чтобы остальным было неповадно. Эксперты отмечают: принципиально важно, чтобы работник понимал, за что именно его лишают премии.

«Гораздо хуже, когда штрафы носят несистемный и неоправданный характер. Есть случаи из ряда вон выходящие, когда в конце месяца собственники подсчитывают, что с прибылью плохо, и начинают думать, где бы сэкономить. Затем вызывают директора по персоналу и выискивают, кого за что можно оштрафовать», – рассказывает директор компании «Стратегии устойчивого развития» Ольга Иванова.

«Мужа постоянно лишают 20-100% премии. Он работает механиком гаража. Приезжает комиссия, и проверяющие все равно напишут несколько пунктов. Потому что политика такая: не нашел недочеты – не работал», – пишет жительница Челябинска Александра.

Более чем в половине случаев штрафы взимаются за опоздание. Некоторые работодатели стали более законопослушными, а кто-то разочаровался в эффективности такого воздействия. «Штрафуя сотрудника за опоздание, вы даете ему возможность «покупать» себе время, – говорит операционный директор группы «Рестостар» Екатерина Кханбхай. – В некоторых наших ресторанах используется метод «красных карточек», как в футболе. Систематических нарушителей просто отстраняем от работы».

Есть и множество других нарушений, за которые сотрудники могут «поплатиться». «У нас штрафуют за несоблюдение правил общения с клиентом, например, если не спросил имя, – говорит оператор call-центра Ксения. – Мне однажды пришлось отдать 250 рублей за то, что перепутала время заявки». Впрочем, по ее словам, главным нарушением считается «неуставное» общение с клиентом.

Для некоторых работодателей хамство принципиально неприемлемо. «Такие прецеденты штрафовать бессмысленно. Если работник это допустил – это не наш человек. Если один раз позволил грубо высказаться, где гарантия, что в следующий раз по нарастающей это до рукоприкладства не дойдет?» – считает директор консалтинговой компании LA'consulting Юрий Симанков.

В некоторых случаях граждане могут лишиться части зарплаты за нарушение дресс-кода. «Меня на промоакции оштрафовали за резинку для волос не того цвета. Должна была быть черная и малюсенькая, а у меня была синевато-голубая и не очень маленькая», – рассказывает промоутер Анна.

По данным исследования одного из рекрутинговых агентств, система штрафов существует в каждой третьей компании Челябинска. Однако их количество снизилось за последние несколько лет в 2,5 раза. Согласно данным опроса, проведенным в официальной группе 74.ru в соцсети, более 73% подписчиков утверждают, что на их работе не практикуется взимание штрафов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления