Бизнес Олег Пермяков, генеральный директор фирмы «Стратум консалтинг»: «Торговцев наркотиками мы не консультируем… У нас другие клиенты»

Олег Пермяков, генеральный директор фирмы «Стратум консалтинг»: «Торговцев наркотиками мы не консультируем… У нас другие клиенты»

Гарантированных рецептов без риска и с высокой доходностью просто не бываетМы за богатство, но психика моего сотрудника не должна пострадатьОграничение на наши консультации накладывают закон и… совестьКонсалтинг не должен ассоциироваться у людей с шарлата

Консалтинг – это то понятие, которое в России стало широко известно лишь в конце ХХ века, буквально, во время рождения новых рыночных отношений в нашей стране. В Челябинске в 1997 году профессиональными консультантами с многолетним опытом работы на проектах различных западных консалтинговых компаний была создана фирма «Стратум консалтинг». Своей миссией челябинцы считают ни много ни мало - способствовать экономическому росту и развитию Челябинской области. Возглавил «Стратум консалтинг» Олег Пермяков, сын полковника ВВС, выпускник МГИМО, советник аппарата полпреда президента в УрФО. Личность, интересная во многих отношениях… «Я исповедую высший стандарт качества, стиль во всем без исключения, - говорит Пермяков.- По сути я - переговорщик, аналитик и системщик. Системность - мой подход в жизни и в бизнесе. «Стратум» по латыни – верхний слой. Мы занимаемся стратегическим консалтингом, верхним, элитным слоем в консалтинге. Здесь в регионе - мы верхний слой любого консалтинга. Есть мы и все остальные. Мы помогаем победить в игре без правил, смоделировать успех».

- Олег, объясни в двух словах, что такое консалтинг?

- Когда бизнесмен, находясь в конкурентной среде, в условиях быстро растущей экономики с ее рисками и новыми возможностями, хочет знать, как поступить в той или иной ситуации, он обращается за советом. Мы предлагаем ему свое консультирование, то есть предоставляем клиенту консалтинговые услуги. Итог консалтинговой работы – документ, в котором пишется конкретный совет и собственно результат, который получит клиент при реализации этих советов. Одна из ипостасей консалтинга – это консультационная работа с клиентом над его конкретным бизнесом.

- С кем конкретно работали вы?

- С большим количеством предприятий оборонно-промышленного комплекса: «Станкомаш», АМЗ, «Электромашина», «Уралэлемент». Работали с торговым домом «Азия», фирмой «Медсервис», другими предприятиями, их порядка 70. Еще одна группа наших клиентов – это органы государственной власти и местного самоуправления, нашими заказчиками являлись правительство Челябинской области и администрация Челябинска, ассоциация городов горнозаводской зоны.

- Давайте разберемся, что собственно представляет собой «Стратум консалтинг»?

- Есть юридическое лицо «Стратум консалтинг». И есть «Стратум» – это фирма во всех значениях этого слова. Как объединение профессионалов, как знак качества, организационное построение. «Стратум консалтинг» - это только часть большого явления «Стратум», некой корпорации проектов. Проектов «Стратума» сейчас пять. Первый и самый ранний – это собственно «Стратум консалтинг», фирма, специализирующаяся на стратегическом консалтинге и консультировании бизнеса и власти.

Следующий проект – это «Стратум-конференции». Здесь Стратум выступает компанией, моделирующей крупномасштабные события. Мы уже достаточно громко о себе заявили в 2001 году, когда провели на челябинской площадке первый Южноуральский инвестиционный форум. За ним последовал второй форум. Сейчас мы продвигаем третий инвестиционный форум уже в рамках всего Уральского федерального округа, и таким образом, инвестиционный форум состоялся как постоянно действующее событие. Активно идет подготовка к Уральскому информационному форуму. Роль в нем «Стратум-конференции» - мы готовим однодневное мероприятие для бизнеса – региональную конференцию «Инфо-Капитал». На тему, как информацию, в данном случае ее высшую форму – знания – превратить в деньги. Любопытный момент: в конце конференции предполагается дискуссия на такую тему: сегодня мы ставим вопрос, как информацию превратить в деньги, но в связи с тем, что сейчас происходит в глобальной экономической модели, не будем ли мы через 20-30 лет говорить о том, как нам деньги превратить в знания? Ведь экономика все больше идет в сторону чистого знания.

Третий проект «Стратума» – «Стратум-линк».Проект для организации долгосрочного сотрудничества компаний российского бизнеса с зарубежными партнерами. Четвертый проект – «Стратум-инвест», специализирующийся на инвестиционном консультировании и организации финансирования. И, наконец, последний проект, которому отроду всего три месяца – это региональное маркетинговое агентство «Стратум Смарт», призванный формировать партнерские отношения на региональном рынке с помощью маркетинговых коммуникаций.

- Ваша личная роль во всех проектах «Стратума»?

- Я моделирую проекты «Стратума». Я по образованию - переговорщик, а по складу личности, по характеру, я - системщик. По диплому - специалист по международным отношениям со знанием испанского и английского языков. Я окончил Московский государственный институт международных отношений. Мой второй диплом – магистр международного права. И это то, за что я благодарен советскому времени. Что смог в то время (я поступил в 1986 году) получить такое уникальное образование. В итоге получил весьма неплохой фундамент, очень помогающий мне в жизни.

- Насколько клиент может быть уверен в правильности вашего совета?

- Любой руководитель, который ведет свой бизнес, отлично знает, что гарантированных рецептов без риска и с высокой доходностью просто не бывает, иначе все бы этим занимались. Гарантированно можно сказать, что, если предприниматель ничего не будет делать, то через месяц или через год будет хуже. Вот это сто процентов. Если это его устраивает, тогда за совет нет смысла платить деньги. Но давайте пройдемся по некоторым примерам. «Стратум консалтинг» предлагает в том числе услуги по оптимизации снабжения. Когда мы говорим об оптимизации снабжения, мы даже в договоре прописываем, что за свои услуги мы намерены взять такой-то процент от результата.

Если же мы говорим о маркетинге, он по определению работает в две стороны. С одной стороны, мы пытаемся понять рынок. Например, сколько всего сегодня потребляется диктофонов журналистами интернет-изданий в Казахстане? Можно создать определенный инструментарий, выбрать ключевые показатели, которые помогут нам выйти на некое понимание. Но с ходу – с ходу! – с точностью 100 % я скажу, что это не ноль и не 17 миллионов. Если вы хотите знать конкретно, что это больше 500 тысяч, но меньше 700 тысяч, нам придется проделать определенную работу за определенные деньги.

Но при этом мы точно так же понимаем, что, если завтра мы запустим рекламную кампанию по продаже диктофонов, то спрос на них увеличится. Есть же классическое определение: емкость рынка есть производная функция от рекламных затрат всех участников рынка. Того же пива в России традиционно потребляли столько-то литров на душу населения. Но после того как в течение трех лет нам показывали, как классно пить пиво на железнодорожной платформе, засыпанной песком, под палящими лучами солнца, как здорово преодолевать дебри на лендроверах и после этого выпить пивка и так далее, у нас за три с небольшим года душевое потребление пива увеличилось на десятки процентов. Это к вопросу о том, о какой точности в рынке можно говорить. При этом мы сразу говорим, что мы оцениваем сегодняшнее потребление продукта в такую-то величину, и дальше рассматриваем несколько сценариев. Мы прогнозируем, что если в отрасли останется такое положение, то спрос изменится на такую-то величину, если же будут произведены следующие действия, мы прогнозируем, что спрос увеличится настолько.

- Бывает так, что пришел клиент, а вы не хотите с ним работать, неприятен он лично. Или бизнес не дает такого права?

- Бывает. Первое ограничение, которое накладывается требованием профессиональной этики – одновременно не работать на конкурентов.

Ни-ког-да. Здесь нет отступлений. Например, если мы работаем с производителям хлебобулочных изделий, то в контракте оговариваем, в течение какого срока после завершения работ и по какой тематике мы не будем работать с его конкурентами. И в контракте обязательно прописываем, кого мы в данном случае считаем конкурентом. Второе – мы понимаем, что договор заключается между юридическими лицами, но работать вместе предстоит конкретным людям. И если мы видим, что они не готовы работать во взаимодействии, мы не отказываем, а просто откладываем работу на время. Мы - за богатство, но психическое здоровье моего сотрудника – это тоже часть богатства. Так что не любые деньги – это хорошо. У нас есть выбор.

Еще одно ограничение на нас накладывает законодательство и... (вздыхает) совесть. Это - не консультировать противоправные действия. Мы не консультируем торговцев наркотиками. И что интересно, они к нам ни разу не обращались. И, к сожалению, мы не работаем с неплатежеспособными клиентами.

- Почему «к сожалению»?

- К их сожалению.

- Как профессионал в этой сфере, как вы оцениваете бизнес-атмосферу в Челябинске и Челябинской области? Все катится в пропасть или у области есть будущее?

- Те наблюдения, которые у меня есть, дают все основания считать, что медленно, но верно, практически неуклонно наступает оздоровление мозгов. Кто сейчас участвует в бизнесе? Первая категория предпринимателей – это те, кто создал свое дело в 1992-93 годах. Многие из них наконец-то поняли, что совмещение роли владельца с постом директора – не самая эффективная модель работы. Они ищут себе профессиональных управленцев, они учатся создавать эффективные механизмы контроля. И профессионалы зачастую работают гораздо эффективнее самого хозяина. Это отрадная тенденция. Чем больше профессионалов занимаются своим делом, тем устойчивее становятся бизнесы отдельно взятые и вся бизнес-среда.

Оздоровление экономики России в целом сейчас упирается не в макроограничения, а в изменение микроуровня. Еще одна положительная тенденция – увеличивается количество случаев, когда акционеры предприятия начинают осознавать себя как собственники. На предприятиях, которые акционировались в 1992-93 годах, люди деньги за акции не платили, они там просто работали и хоть формально и стали собственниками, но таковыми себя не чувствовали. Восприятие акционеров себя собственниками, инвесторами, и, соответственно, осознание руководства, что они имеют дело с инвесторами – это важный фактор, который оздоравливает бизнес.

Следующее – это консолидация бизнеса, в первую очередь по отраслевому принципу. Я думаю, Челябинской области не очень повезло в данном вопросе, потому что у нас не создалось достаточного количества крупных состояний, которые сейчас могли бы по отношению к другим регионам вести экспансию. По сути, мы имеем мощнейший Магнитогорский холдинг, мощный финансово и организационно, хорошо развитую структуру Юревича и, пожалуй, Аристова. А по другим позициям Южный Урал стал реальной зоной чужих интересов... Ну то есть как «чужих»? Если я не акционер ЧТЗ – а я не акционер ЧТЗ – то для меня и Платонов чужой, и Нижний Тагил для меня чужой.

- И Махмудов с УГМК не враги и не мародеры...

- Лично мне Махмудов не враг. Мы с ним ничего не делили. Вопросы – куда будут уходить отчисления, как будут относиться к рабочим и так далее – это все-таки производные вопросы. Принципиально вопрос о собственности меня не задевает. Наличие крупной группировки – это единственный способ конкурировать на мировых рынках. А не конкурировать на мировом рынке сейчас невозможно, это не вопрос желания. Мировой рынок с тобой конкурирует, ты проснулся, а он уже конкурирует.

- То есть бизнес-империи Рашникова, Аристова и Юревича – это благо для области, шаг вперед?

- В случае, если их штаб-квартиры сохраняются здесь, то для нас это означает рост влияния Челябинской области на те процессы, которые не находятся непосредственно в области. Это значит, что люди, которые владеют и управляют этой финансовой группой, имеют возможность влиять на финансовые потоки, в том числе федеральные, и заворачивать часть из них к нам. Дай бог, чтобы финансовые группы, которые существуют здесь, усиливались и расширялись.

Потому что один из минусов, если уж говорить про приход свердловчан, не в том, что они сегодня этот завод контролируют, а в том, что наращивание их мощности позволяет им влиять на финансовые потоки, политические и общественные процессы таким образом, чтобы их под себя перекраивать. Конкретный пример: ЮУЖД до начала-середины 90-х годов по объему грузопотока была самой насыщенной дорогой. Встал вопрос о строительстве мультимодального транспортного терминала. Но затраты таковы, что, во-первых, отдельно взятый бизнес с трудом может потянуть; во-вторых, отдельно взятому бизнесу не очень ясно, как можно этот терминал эксплуатировать. Нужны деньги федерального центра. Свердловчанам удалось повернуть на себя федеральные деньги, и там уже действительно строят... Более того, после того, как там построят, строить в Челябинске подобный транспортный узел уже, наверное, особого экономического смысла не будет. Хотя надо еще посчитать.

- Возможен ли на Южном Урале какой-то прорыв не в металлургии и не в пищевой промышленности, а в области высоких технологий, наукоемкого производства? Где это может произойти?

- В конце 1997 года комитет по промышленности администрации Челябинской области заказывал нам работу по созданию центра инноваций. Тогда мы уже свою точку зрения изложили. Один вопрос – это создание доминирующих позиций в области высоких технологий на мировом рынке одной-двумя корпорациями, как бы создание своего «Майкрософта». Совершенно другой вопрос – изменение структуры занятости, производства, валового внутреннего продукта за счет появления большего количества малых и средних предприятий, которые бы занимались хайтековскими методами.

Где появятся способные на прорыв малые и средние предприятия? Это Миасс, в определенной степени Снежинск, Челябинск, чуть меньше Трехгорный и на самом последнем месте, может быть, Озерск. Если бы нашу статистику официальную раскрывали по предприятиям Минатома и включали ее в состав валового внутреннего продукта Челябинской области, то уже на сегодняшний день картина была бы совершенно не такая. Большего хайтека, чем ядерный комплекс Озерска-Снежинска-Трехгорного, безумно капиталоемкий, не могут себе финансово позволить ни Махмудов, ни Рашников, никто.

- Повлияет ли на экономическое развитие Челябинской области череда грядущих выборов?

- Бе-зу-словно. Как и экономическая ситуация на выборы. (Смеется). Конечно, повлияет. Будет ли это влияние заметно невооруженным глазом... Думские выборы напрямую скажутся на том, что часть предпринимательского ресурса - финансового, личностного - будет отвлечена на поддержку тех или иных депутатов. Кандидаты будут заказывать много печатной продукции, поэтому чуть-чуть выиграет полиграфия, СМИ. Это совершенно локально. В среднесрочной перспективе могут перераспределиться сферы финансового влияния между различными группировками.

Наибольшее значение в долгосрочной перспективе будет иметь то, как будут в этом году депутаты воздействовать на население. Мы сейчас уже достаточно взросленькие стали как граждане, четыре года назад и тем более восемь лет назад можно было фигню какую-то сказать и на красивой внешности куда-то пройти. Сейчас народ уже более взвешенным стал, и это по политтехнологиям тоже заметно. Если же кандидаты три-четыре месяца будут убеждать народ в принципиальных вопросах, типа: не позволяйте работодателю платить вам зарплату черным налом, не позволяйте муниципалитету решать, отвести вам участок под ведение бизнеса или нет... Тогда кумулятивный эффект будет колоссальным, это закрепится в сознании, и отношение общества и бизнеса станут более взрослыми, более социально ответственными. Если же предвыборная кампания пройдет в русле – я, Вася Пупкин, лучше, чем Пупа Васькин, то на экономической жизни это мало скажется.

- Вы чего хотите добиться в жизни, не в бизнесе? Денег, славы, любви?

- Я по жизни стремлюсь, чтобы все, чем я занимаюсь, было самым лучшим и с самым лучшим результатом.

- У вас есть конкуренты?

- Практически нет.

- А конкуренция мешает вашему бизнесу?

- (Задумался). Отсутствие конкуренции мне мешает. Но емкость рынка есть результат деятельности всех его операторов. Сегодня условно емкость потребления консалтинговых услуг с эту чашку (показывает небольшую кофейную чашку). И здесь работают, скажем, 20 операторов. Каждый свою нишу нашел, и мы даже не пересекаемся, это так редко бывает. Но в результате и мы не имеем возможности влиять на рынок. Чашка, она чашка и есть. А вот когда нас будет операторов сто, тогда и потреблять будут целый таз. И тогда я точно знаю, что «возьму» этот тазик, а всем остальным оставлю чашку.

Существует еще такая проблема – мы работаем со средним и крупным бизнесом, а с малым работают в основном непрофессионалы и оставляют негативное впечатление. А у представителя малого бизнеса вчера был оборот миллион, сегодня пять, а завтра я к нему приду, а он мне скажет: да ты что, мы три года назад с одними консультантами работали и больше не хотим. Поэтому мы создали проект «Стратум Смарт», чтобы захватить и этот слой, чтобы, не дай бог, консалтинг не ассоциировался у людей с шарлатанством.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления