Бизнес Александр Сологуб, учредитель охранного предприятия «Каскад-2»: «Безопасность - это не стволы и не пушечное мясо…»

Александр Сологуб, учредитель охранного предприятия «Каскад-2»: «Безопасность - это не стволы и не пушечное мясо…»

В Челябинской области 448 охранных предприятий, 7050 лицензированных охранниковСтатус сотрудника вневедомственной охраны или милиции выше, чем статус охранникаИсходя из реалий, нужны изменения и в закон об охранной и детективной деятельности

Охранный бизнес – реальность последнего десятилетия. Лишь в 1992 году в России был принят «Закон о частной и детективной деятельности». Сегодня только в Челябинской области насчитывается 448 негосударственных охранных предприятий и более 7 тысяч лицензированных охранников. Целая армия! Этот рынок все больше развивается, так как растут потребности в безопасности: предприятий, квартир, имущества, жизни. Причем услуги охранных предприятий заключаются не только в обеспечении вооруженной охраны. Как говорят специалисты, «человек с ружьем» – это лишь часть общего понятия безопасности.

- Александр, насколько я знаю, «Каскад» появился из образовательного учреждения. Но ведь и оно возникло не на пустом месте?..

- Давайте вспомним то время – 91-й год, заканчивается эпоха перестройки. Возник бизнес как таковой, и, следовательно, стали актуальными вопросы безопасности этого бизнеса. Как говорил Ленин, «власть только тогда чего-нибудь стоит, когда она может сама себя защищать!» Так же и бизнес. Он только тогда может нормально работать, когда решаются какие-то антирисковые вопросы. Возник бизнес - возникла негосударственная сфера безопасности – возникла проблема в специалистах. До того как создать свое охранное предприятие, в течение 6 лет мы занимались вопросами подготовки и переподготовки кадров для этого бизнеса. Сама жизнь подсказала не только готовить кадры, но и самим оказывать услуги.

- У Вас был свой бизнес, который нужно было защищать?

- Нет, не так. Просто появился спрос, возникло и предложение. Я окончил Челябинскую академию физкультуры по специальности «Единоборства». Поступил в аспирантуру в Питере, защитил кандидатскую по единоборствам. Проходил службу в ВДВ - с детства к этому готовился. Сейчас мало молодых людей, которые с желанием бы шли в армию. Такое у них отношение к своей стране. Взять тот же охранный бизнес. Одни рассматривают его как просто средство зарабатывания денег, другие - как нечто большее.

- Итак, вы вернулись из Питера…

- Я приехал сюда, потому что в аспирантуру меня отправляли из Челябинской академии физической культуры. И я считал себя морально ответственным, чтобы те знания и навыки, которые получил в Петербурге, передать нашим, челябинским, студентам. Работая в академии, я параллельно создал образовательное учреждение «Каскад» для подготовки специалистов по безопасности. В то время рынок охранных услуг начал принимать цивилизованный вид. В 1992 году был принят закон «О частной и детективной деятельности», начали создаваться первые частные охранные предприятия.

- Но, наверняка, многие помнят, что первые ЧОПы ассоциировались с криминалитетом?..

- Тогда было много людей, которые приходили в этот бизнес с большим желанием и энергией. Причем, как я считаю, в меньшей степени, это были люди из криминалитета – «спортсмены» или рэкетмэны. В основном шли люди из армии (в то время Вооруженные Силы сокращались и до сих пор сокращаются), бывшие сотрудники милиции и других ведомств: ФСБ, ГУИН - пенсионеры или уволенные из органов по каким-то причинам. То есть это были люди, знающие, что такое безопасность. Конечно, у того же подполковника милиции был выбор: он мог ездить в Турцию или в Эмираты, работать «челноком»... Многим тогда было не по себе. Но несмотря на то, что в стране ценности и приоритеты менялись, были люди, которые эти ценности не меняли.

- Может быть, тот криминалитет, который имелся в виду, уже ликвидирован путем порохового отстрела?

- Может быть. Но дело в том, что безопасность - это не стволы и не пушечное мясо. Это гораздо более широкое понятие. Человек с ружьем - это лишь какая-то составная часть структуры безопасности, не более того. Услуги охранных предприятий подразумевают комплексное обслуживание, в том числе информационную безопасность, а не только вооруженную охрану.

- Сейчас собираются принять поправки в закон «О частной и детективной деятельности», что вызывает много пересудов. Чтения все откладывают и откладывают. Что думаете Вы?

- Для 92-го года это был передовой закон. Естественно, за 11 лет многое поменялось – страна, люди, атмосфера. Следовательно, исходя из реалий, нужны изменения и в законе об охранной и детективной деятельности. Я считаю так: любой закон не может быть совершенен, но закон есть закон, и его нужно выполнять. А задача руководителей охранных предприятий - не пассивно наблюдать за происходящим, а вносить свои предложения.

- И что на Ваш взгляд, наиболее актуально? Некоторые жалуются на ограничения применения оружия. По закону, если охраннику нет 21 года, он не может даже резиновую дубинку использовать…

- Я не считаю, что эти ограничения мешают работе. Человек, который получает оружие, должен быть достаточно зрелым: со сформировавшейся психикой, жизненным опытом, чтобы в сложной обстановке он смог принять правильное решение. Оружие ведь не игрушка. Можно спорить: старше-младше, 21 год или 20, но смысл-то один.

- Нет в законе и отдельной статьи о телохранителях…

- В проекте есть. Там сотрудники охранных предприятий разделены на несколько категорий. Самая простая - вахтеры. Это может быть парень лет 18-19, ему и оружия не нужно. У него другие задачи: осуществлять контрольно-пропускной режим, нажать кнопку в случае тревоги, вызвать подкрепление. То же самое можно сказать о контролерах, которые стоят в магазинах и следят за порядком. Третья категория – это уже вооруженные люди, которые несут службу где-то на стационарном объекте. Сотрудники личной охраны, или телохранители – это уже наивысшая степень. Там подразумевается сложная работа с изменяющейся обстановкой, соответственно, нужно быть очень опытным и достаточно грамотным. Естественно, что требования к лицензированию этой категории сотрудников гораздо выше, чем к вахтеру или контролеру.

- Конкуренция между охранными предприятиями серьезная?

- Что значит серьезная конкуренция? Когда отстреливают друг друга или как? (смеется) Конкуренция есть, и она заставляет работать лучше. В Челябинской области 448 охранных предприятий, 7050 лицензированных охранников, представьте, целая армия! Если ты будешь плохо работать, от тебя все уйдут к конкурентам. Можно говорить о нездоровой, нечистоплотной конкуренции. Есть такое - используют административные рычаги, антирекламу, демпинговые цены… Есть предприятия, которые работают недавно, есть те, кто уже наработал имидж, базу. Но в первую очередь обращают внимание, конечно, на людей, которые в этом бизнесе работают. Есть люди, которые говорят: «Мы доедем за пять минут в случае вызова по «тревожной кнопке»!» – и на самом деле приезжают за пять минут. А есть те, кто обещает за три минуты доехать, а приезжают минут через 15-20!

- Какова доля негосударственных охранных предприятий на рынке охранных услуг в сравнении с управлением вневедомственной охраны?

- Вневедомственная охрана недостаточно гибка, я считаю. Это не их вина, это их беда. Они - часть структуры МВД, и не могут лавировать на рынке. Для них все четко: вот такие расценки - не больше, не меньше! Есть приказ, просто берется под козырек и выполняется.

- Есть текучка кадров?

- Да, уходят от нас во вневедомственную охрану, оттуда приходят к нам. Это понятно. Одному, например, удобнее знать, что он работает на государство. Он будет получать три–четыре тысячи рублей в месяц, паек, еще что-то, и никуда он не пойдет, будет до последнего держаться, потому что он - государев слуга. Другие думают по-другому. Работают и там и там, но в принципе, все мы делаем одно общее дело. Кто круче? - это из области «боевиков». Мы должны взаимодействовать. Для того и проводятся соревнования между охранными предприятиями и силовиками, чтобы люди общались.

Кстати, многие охранные предприятия имеют на своих объектах кнопки вневедомственной охраны. Статус сотрудника вневедомственной охраны или милиции выше, чем статус охранника. У них больше приоритетов: оружие, погоны, государство за спиной. Есть перечень объектов, которые по приказу имеют право охранять только подразделение МВД вневедомственной охраны.

- Кто делает погоду в Челябинске из негосударственных охранных предприятий?

- Из тех, кто хорошо работает и старается выдерживать стандарты, это «Витязь-2», «Защита», «Защита плюс». Это крупные предприятия: где-то от ста до двухсот человек. Есть «ОСОМ-охрана», «Кендо-2», «Мизар-охрана» - тоже мощные предприятия.

- А «Каскад»?

- Я бы его отнес к средним, потому что ему всего два года.

- Если сравнить с Москвой, какое там предприятие считается крупным?

- Есть охранные предприятия в Москве, в которых 1000-1500 человек. Они московские рынки охраняют, «Лужники», еще что-то. Но с другой стороны, сколько человек в Москве живет? Какие деньги сосредоточены там, а какие в Челябинске? Все примерно пропорционально.

- Это рынок дорогих услуг?

- Все относительно. Но ничто не стоит так дорого, как дешевая охрана!

- Демпингуют фирмы?

- Да, борьба за клиента ведется, в том числе и нецивилизованными методами. Конечно, можно в ущерб себе демпинговать. Но надо смотреть: какую зарплату получает охранник, во что одет, подготовлен - не подготовлен, вооружен - не вооружен, какое у него техническое оснащение – рация, бронежилет, форма? Соотношение «цена - качество» существует.

- Как среди мастодонтов выживают маленькие фирмы?

- Спрос большой, работы хватает. Но есть и такой момент. Не только клиенты выбирают фирму, но и наоборот: охранные фирмы отбирают клиентов. Охранное предприятие, прежде чем оказать услугу, наводит справки: что это за клиент? какая у него биография? что за организация? чем занимается? с кем связана? Соответственно, принимается решение: оказывать эти услуги или нет. Вдруг они будут себе дороже!

- Почему?

- Есть фирмы, которые меняют охранные предприятия как перчатки. Заключают договор, работают полгода - сначала начинают платить, а потом возникает задолженность по услугам. Заканчивается это тем, что охранное предприятие снимает свою охрану, а фирма-заказчик обращается в другое предприятие.

- Есть такое явление как ведомственная охрана. Какое место она занимает в сфере оказания охранных услуг?

- Есть ведомственная охрана, которая и создана с целью обеспечения безопасности отдельных ведомств: «Связьинформа», «Сбербанка», Южно-Уральской железной дороги... Есть список этих ведомств. Там на вооружении боевое оружие, поэтому все подряд не охраняют. Занимаются этим, так называемые, предприятия с установленными уставными задачами. Это что-то среднее между вневедомственной охраной и негосударственными охранными предприятиями.

- Как оцениваете личную охрану челябинского губернатора?

- Я считаю, там достаточно серьезные специалисты работают. Первых встречных-поперечных туда не берут. Эти люди проходят жесткий отбор. Кроме того, посмотрите, губернатор общается с первыми лицами России: Латышевым, Путиным, Алексием II… Этих лиц охраняет кто? Федеральная служба охраны. Здесь волей-неволей нужно соответствовать тем стандартам, которые предъявляет ФСО.

- В отношениях охранных предприятий с милицией есть конфликт?

- Если и есть, то на уровне отдельных недальновидных людей. Они есть и в милиции, и в охранных предприятиях. С одной стороны, милиция курирует, контролирует охранную деятельность, а, с другой стороны, взаимодействует с охранными предприятиями. Это происходит при обеспечении каких-то мероприятий, при профилактике правонарушений. Зачем конфликтовать? Допустим, завтра сотрудник правоохранительных органов уйдет со службы, и куда он пойдет? Как правило, идут в охранный бизнес. Какой смысл плевать в колодец? Мы же делаем одно дело.

- Часто МВД проводит «зачистки» охранных предприятий?

- Проверки, а не зачистки. Зачистки – это в Чечне, Гудермесе... Те проверки, которые проводятся, правомерны. Есть ведомственные приказы, положения - ничего лишнего не происходит. Как правило, прорабатываются вопросы сохранности оружия, боеприпасов, вопросы несения службы, уровня подготовленности персонала.

- Охранные предприятия иногда обвиняют в «расползании» оружия…

- Вы сами подумайте, как можно распространять оружие, если для того, чтобы его приобрести, нужно десятки бумаг собрать?! Проверки проходят постоянно: сотрудники МВД контролируют, как оружие хранится, учитывается, списывается, перевозится, носится. Как могут охранные предприятия участвовать в «расползании» оружия? Вопрос-то, наверное, в каком-то теневом рынке оружия. Я не знаю ни одного случая, чтобы в охранном предприятии было какое-то неучтенное, криминальное оружие. Зачем? Когда есть возможность приобрести его через магазин, спокойно оформить разрешение. На теневом рынке - неформально, где-то в группировках - гораздо больше оружия крутится.

- На какой вид услуг охранных предприятий самый большой спрос?

- Видов услуг всего пять. Защита жизни и здоровья граждан - раз. Так как, по закону, охраной человека у нас пока заниматься нельзя, охраняются какие-то предметы, вещи, например, ценные бумаги, автомобиль. Второе: защита имущества собственника. Это охрана стационарных объектов, вооруженная или невооруженная. Охрана имущества при транспортировке - занимаемся сопровождением грузов. Есть еще инкассация денежных средств. Инкассацией занимаются либо банки, которые имеют лицензию на право инкассации, либо «Росинкас». Следующий вид услуг: «тревожные кнопки», то есть вызов групп быстрого реагирования. Этим занимается 15 охранных предприятий, тот же «Витязь», например, вневедомственная охрана. Как правило, кнопками оборудуются производственные, торговые помещения. Но есть и в домах. Кстати, в этом у вневедомственной охраны большой перевес. Охранные предприятия в основном обслуживают неквартирные помещения.

- Охранники, защищающие жизнь и здоровье, назовем их условно телохранителями, постоянно прикреплены к клиенту?

- Это зависит от образа жизни и статуса охраняемого лица. Зависит от того, сколько людей в охране, какова форма охраны: демонстративная или недемонстративная. То есть, либо люди находятся все время рядом с объектом охраны, либо на расстоянии.

- Высший пилотаж - это недопущение конфликтов?

- Аналитическая работа, которая позволяет проводить профилактику и исключить конфликтные ситуации.

- Кроме того, это и дипломатическая работа?

- Да, есть определенный этикет. Сотрудник охраны должен ему соответствовать. То, что положено по протоколу, естественно, должно соблюдаться.

- Легко ли стать охранником?

- Достаточно пройти месячный курс подготовки и соответствовать определенным требованиям. Сдать зачеты, экзамены и все.

- Переизбытка нет в охранниках?

- Я еще не видел ни одного руководителя, будь то охранный бизнес или какой-то другой, у которого был бы переизбыток хороших кадров. Есть отбор, есть определенные требования. Хороших специалистов много не бывает. Большую роль играет человеческий фактор. Человек может прогулять, украсть что-то во время несения службы, заснуть, выпить…

- Дисциплина, близкая к военной?

- Да, она полувоенной должна быть. Люди же работают с оружием, несут ответственность за те ценности, которые охраняют. Есть разница: или человек приходит просто для того, чтобы отработать свои 20 рублей в час и все, или он ощущает себя членом коллектива и решает вопросы безопасности страны, пускай на своем маленьком участке и как может, но решает? Сотрудник охранного предприятия должен быть винтиком большого механизма, который ведет профилактику правонарушений. Есть немало примеров, когда охранники задерживали преступников, предотвращали какие-то преступления или оказывали содействие в их раскрытии. Не такой большой штат у милиции, чтобы везде успевать.

- Требования к сотрудникам охраны? Грубо говоря, имеет ли значение, сколько раз отжался?

- Везде нужны люди здоровые: и физически, и психически. В охранных предприятиях проводятся специальные собеседования, тесты, в том числе психологические. На некоторых предприятиях при приеме на работу устраивают поединки, чтобы проверить, насколько человек морально устойчив. Многие отказываются, когда узнают, что надо хотя бы минуту отстоять в спарринге, говорят: «Нет, спасибо»…

- Челябинские охранники проходят учебу за рубежом? Организуются ли поездки на курсы в «Моссад», например?

- Бывает, направляют в Израиль, Англию, Латвию. Иногда охраняемый хочет, чтобы его охранник был подготовлен именно за границей. И тогда, если находятся средства, человека туда отправляют.

- Легко сейчас создать охранное предприятие?

- Есть рынок, он специфичен. Чтобы на него выйти, нужно отвечать определенным требованиям. Организация, которая решила заняться охранным бизнесом, проходит через сито разрешительных систем МВД, юридических, налоговых требований - как и все другие. Но, кроме этого, необходимо соответствовать определенным стандартам. Известно, чтобы открыть магазин, нужен определенный начальный уровень: помещение, ассортимент и так далее. Здесь то же самое. Необходима служебная форма одежды для сотрудников, обязательно должны быть удостоверения частных охранников. Связь нужна, транспорт, оружие, оружейная комната для его хранения и многое другое.

- Дальнейшие тенденции развития охранного бизнеса? Укрупнение?

- На Западе есть охранные предприятия, насчитывающие десятки тысяч сотрудников и работающие во многих странах. Это такие международные корпорации, создающие филиалы в Финляндии, Германии, Англии, Америке... Но в том, что предприятие разрастается, есть свои минусы. Потому что существует грань, переходя которую предприятие теряет подвижность, гибкость. Так что будут и маленькие предприятия, и большие, и средние. Рынок все урегулирует. Определенно можно сказать, что все больший акцент в охране будет ложиться на технические средства. Видеокамеры, системы видеонаблюдения, пожарные и тревожные сигнализации, средства мониторинга, пожаротушения, контроля доступа – то, что позволит сделать охрану более надежной, будет все больше применяться. Будущее - за техническим прогрессом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления